Прошедший 2011 год для Ямало-Ненецкого здравоохранения ознаменовался рядом перемен, связанных с реализацией программы модернизации. О первых результатах работы окружной медицины в новых условиях корреспонденту журнала «Медицина и здоровье» рассказал Александр Валентинович ДОЛГОПОЛОВ, первый заместитель директора Департамента здравоохранения ЯНАО.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ
В целях реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 313-ф3 по передаче органам исполнительной власти субъектов РФ, в течение 2011 года в округе проведена работа по приему 25 муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность автономного округа.
На смену бюджетного финансирования с 2012 года формируется государственное задание на оказание бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий с учетом качества и объемов оказанной медицинской помощи. В этой связи с 2011 года в работу больниц внедряются стандарты оказания медицинской помощи.
Перевод государственных учреждений здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа на одноканальное финансирование осуществляется в рамках программы модернизации здравоохранения автономного округа поэтапно.
Увеличение доли средств обязательного медицинского страхования на финансирование учреждений здравоохранения осуществляется за счет перераспределения бюджетных средств, с постепенным увеличением платежей на неработающее население. Таким образом, доля средств обязательного медицинского страхования за 2 года возросла с 26% в 2010 году до 41,7% в 2012 году. Размер страхового взноса на неработающее население увеличен до 3327,13 млн. руб.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ
В настоящее время в автономном округе реализуются 13 окружных целевых медицинских программ. В 2011 году на их реализацию израсходовано 320,132 млн. руб. На 2012 год предусмотрено финансовых средств, в сумме 720,036 млн. руб. Программы предусматривают проведение комплекса мероприятий по профилактике социально — значимых заболеваний, в том числе оснащение лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием, современными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Кроме того, в 2011 году финансировалась Окружная долгосрочная целевая подпрограмма «Строительство объектов здравоохранения на 2011-2015 годы» на сумму 2002,138 млн. руб.
В соответствии с подпрограммой на 2012-2014 годы предусмотрена сумма средств, в размере 4446,161 млн. руб. для строительства 20-ти объектов здравоохранения. Строятся новые объекты материнства и детства, сельского здравоохранения: перинатальный центр в г. Ноябрьск, родильный дом в Тарко-Сале, детская поликлиника в г. Салехард, детская больница в г. Лабытнанги и Тарко-Сале, объект скорой медицинской помощи в г. Салехард, 2-е участковые больницы, 2-е врачебные амбулатории, онкологический центр в г. Салехард, центр СПИД, противотуберкулезный и психонаркологический диспансеры.
Для здравоохранения округа в рамках программы модернизации в 2011 году приобретено 411 единиц медицинской техники на сумму 283725,8тыс. рублей, из них 22 наркозно — дыхательных аппарата, 3 рентгенустанов-ки, 7 ультразвуковых аппаратов, 21 кю-вез для выхаживания новорожденных и другое лабораторное и лечебно-диагностическое оборудование. Приобретено 3 компьютерных томографа в учреждения ЛПУ гг. Губкинский, Му-равленко, Тарко-Сале. Оборудование приобреталось, прежде всего, для укрепления службы материнства и детства с учетом перехода отрасли на международные стандарты выхаживания недоношенных новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела.
ОПЛАТА ТРУДА
В 2011 году учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа переведены на новую отраслевую систему оплаты труда. Данной системой установлены целевые показатели оценки эффективности деятельности учреждений здравоохранения, критерии оценки эффективности работы и условий премирования руководителей и работников учреждений здравоохранения. Медицинским работникам передвижных медицинских отрядов, фельдшерских пунктов, фельдшерско-акушерских пунктов за выполнение разъездного характера работы, по обеспечению медицинского обслуживания коренного кочующего (тундрового) населения, предусматриваются выплаты компенсационного характера.
Рост заработной платы, при переходе на новую систему оплаты труда, в среднем по отрасли составляет до 20,8%, в том числе по категориям: врачи — до 29%; средний медицинский персонал — до 17,3%; младший медицинский персонал — до 3,5 %.
В 2010 году в учреждениях здравоохранения работало 14022 человека; в 2011 году число работающих составило 14322 человека. Новая система оплаты труда и улучшение мер социальной поддержки — увеличение размера единовременного пособия и ежемесячных доплат молодым специалистам, в соответствии с законом «О здравоохранении ЯНАО» № 12-ЗАО, объясняют увеличение количества работающих в здравоохранении.
С учетом повышения заработной платы в рамках программы модернизации и плановых повышений зарплаты работникам бюджетной сферы в соответствии с нормативными правовыми документами Правительства автономного округа, средний уровень заработной платы в 2011 году составил у врачей 96 905,00 рублей, у среднего медицинского персонала 39 925,00 рублей.
Вместе с тем на работников всех учреждений здравоохранения распространяется действие Закона автономного округа от 10.01.2007 № 12-ЗАО «О здравоохранении в Ямало-Ненецком автономном округе», которым предусмотрены государственные гарантии и меры социальной поддержки для молодых специалистов: единовременное пособие (100 тыс. руб.); ежемесячная доплата (6 тыс. руб.).
Кроме того, Постановлением Правительства автономного округа от 27.12.2010 № 535-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. А также согласно Постановлению от 14.02.2012 №108-П «Об осуществлении в 2012 г. единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, работающих в сельских населенных пунктах», предусмотрены единовременные выплаты в размере 2 млн. руб. за счет средств Федерального фонда ОМС и средств окружного бюджета.
ПЕРСПЕКТИВЫ
К 2015 году планируется переход системы здравоохранения на однока-нальное финансирование через систему ОМС, финансирование реальных затрат ЛПУ по оказанию медицинской помощи в соответствии с медико-экономическими стандартами.
Необходимо также произвести перераспределение объемов стационарной медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический уровень и в дневные стационары, а также из маломощных лечебно-профилактических учреждений в межмуниципальные отделения и окружные Центры, на базе больниц гг. Салехард, Ноябрьск, Надым, Новый Уренгой.
Требуется дальнейшее развитие специализированных видов медицинской помощи и некоторых видов высокотехнологичной медицинской помощи на базе больниц гг. Салехард, Ноябрьск, Надым, Новый Уренгой, а также совершенствование службы родовспоможения и в целом сферы охраны материнства и детства, в частности развитие трехуровневой системы неонатальной помощи, необходимой, в том числе и для выхаживания новорожденных детей с массой тела от 500 граммов.
Для оказания медицинской помощи сельскому и тундровому населению важно отработать схемы дистанционного консультирования и маршрутов транспортировки больных.
Кроме того, продолжается работа над повышением эффективности управления медицинскими кадрами, приведением их в соответствие по числу и структуре с потребностями здравоохранения округа, повышением мотивации к качественному труду и постоянному повышению их квалификации.
Используя опыт работы 3-х Центров здоровья, планируется создание Центра в Новом — Уренгое, отделений и кабинетов медицинской профилактики во всех муниципальных образованиях.
.