Аутизм детский — Неврология и психиатрия
Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся и/или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты.
Частота. 0,05% детей школьного возраста страдают аутизмом, мальчики - в 5 раз чаще.
Этиология
- Воздействие неблагоприятных факторов во время беременности и родов (в т.ч. инфицирование вирусом краснухи)
- Синдром ломкой Х-хромосомы
- Синдром Катера
- Недостаточность аде-нилосукцинат лиазы
- Синдром Аспергера
- Синдром Рётта
- Фенилкетонурия
- Менингит и энцефалит.
Генетические аспекты. Различают следующие наследуемые формы.
- Синдром Каннера (209850, ген EN2, р). Специфические симптомы
- Недостаточность или полное отсутствие контактов с окружающим миром
- Отгороженность от внешнего мира
- Слабость эмоциональных реакций по отношению к близким до полного безразличия
- Недостаточное осознание существования других людей
- Недостаточная способность дифференцировать людей и неодушевлённые предметы (протодиакризис)
- Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, придающая детям сходство с глухими и слепыми
- Страх всего нового (неофобия)
- Расстройства речи в виде нарушения её коммуникативной функции, эхолалии, вычурного (нередко скандированного произношения), необычной протяжной интонации, употребления по отношению к самому себе местоимений во втором или третьем лице, отставленного дословного воспроизведения ранее услышанного (фонографизм), ребёнок не ищет общения для обретения психологического комфорта
- Стереотипные вычурные движения (атетоидные движения пальцев рук, потряхивание и вращение кистями рук, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках)
- Отсутствие галлюцинаций, иллюзий и других симптомов шизофрении.
- Недостаточность аденилосукцинат лиазы (см. Недостаточность ферментов). У гомозигот развивается тяжёлая форма аутизма (сукцинилпуринемический аутизм).
- Синдром ломкой Х-хромосомы.
- Синдром Аспергера характеризуется аутистическим поведением при отсутствии задержек в развитии речи или познавательных способностей.
- Наблюдается у части детей, страдающих аутизмом, но имеющих высокий коэффициент интеллекта.
- Синдром Рётта (312750, Хр, К доминантный, летальный у мальчиков) - нейродегенеративное заболевание, возникающее по меньшей мере после 2-летнего периода нормального психомоторного развития. Клинически: гипераммониемия, прогрессирующий аутизм, замедление роста головы с формированием микроцефалии, утрата ранее приобретённых навыков, развитие стереотипных движений, атаксия, спастический парапарез, судороги, вазомоторные нарушения в конечностях.
Клиническая картина
- Неспособность к невербальным формам общения (прямой взгляд в глаза, реакции посредством мимики, позы и жестов)
- Невозможность установить соответствующие уровню развития больного отношения со сверстниками, разделять удовольствие, интерес или успех с другими людьми (например, показывать, приносить или указывать предметы, представляющие интерес для ребёнка)
- Задержка развития или полное отсутствие речи, не сопровождающиеся попыткой компенсировать этот недостаток путём альтернативных способов общения - жестами или мимикой
- Неспособность начинать или поддерживать разговор с другими людьми
- Стереотипное и повторяющееся использование речевых оборотов
- Отсутствие соответствующих уровню развития больного гибкости и спонтанности в выполнении своей роли в игре, основанной на воображении или социальной инициативе
- Неспособность приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды
- Всепоглощающая озабоченность одной или несколькими моделями интересов, не соответствующими норме ни по интенсивности, ни по направленности
- Не поддающееся изменению строгое соблюдение специфических, нефункциональных рутинных действий или ритуалов
- Стереотипные, повторяющиеся движения (например, взмахи или скручивание рук или пальцев, сложные движения всем телом, ужимки)
- Устойчивая озабоченность деталями неодушевлённых предметов
- Нарушение способности концентрировать и поддерживать внимание
- Расстройства поведения.
Методы исследования
- Психологическое тестирование, включая оценку интеллектуального развития (в первую очередь, коэффициента интеллекта)
- ЭЭГ, МРТ/КТ.
Дифференциальный диагноз
- Шизофрения детского возраста
- Умственная отсталость
- Нарушения речи и слуха
- Социальная запущенность
- Социальная изоляция.
Лечение
- Специальное обучение, направленное на развитие способностей общения и адекватного социального взаимодействия
- Галоперидол в начальной дозе 0,25-0,5 мг/сут, постепенно увеличивая до 3 мг/сут, - при стереотипиях и гиперактивности
- Противосудорожные средства - по показаниям
- Психостимуляторы - для коррекции сопутствующих дефицита внимания, гиперактивности, импульсивности
- Сиднокарб (детям старше 6 лет) 2,5-5 мг/сут в 2 приёма
- Декстроамфета-мин (детям старше 3 лет) - начальная доза 2,5 мг/сут, с последующим увеличением на 2,5 мг/сут до достижения эффекта
- Кломипрамин 20-30 мг/сут - при депрессивных состояниях, аутоагрессивных тенденциях, обсессиях.
Течение и прогноз.
Течение - хроническое. 60% детей, страдающих аутизмом, остаются социально неадаптированными и зависимыми от окружающих. Только 2% социально адаптируются и ведут независимый образ жизни. У 30% наблюдают большие судорожные припадки. Прогноз зависит от начального уровня интеллектуальных способностей - повышение интеллектуального развития возможно только на 20% исходного уровня. Коммуникативное развитие речи до 5-летнего возраста - благоприятный прогностический признак.
Данная информация не является руководством к самостоятельному лечению. Необходима консультация врача.
.
Назад в раздел
другие статьи: