Перспективы развития страны, ее экономический рост и повышение благосостояния народа зависят от уровня физического и духовного здоровья людей, их
профессиональной активности и долголетия
Работающее население создает и поддерживает материальную основу общества
(Н.Ф. Измеров, 2005г)
В настоящее время страна переживает затяжной демографический кризис, обусловленный низкой рождаемостью и высокой смертностью населения.
В России уровень преждевременной смертности в 2-4 раза выше по сравнению с развитыми странами.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни населения в России – 66 лет, что на 12 лет меньше, чем в США, на 8 лет меньше, чем в Польше, и на 5 лет меньше, чем в Китае.
Крайне неблагоприятную ситуацию со смертностью населения в России определяет динамика преждевременно умерших в трудоспособных возрастах и в первую очередь мужчин.
Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 раза – среди всего населения России; • ежегодно количество смертей почти на миллион опережает рождаемость.
Динамика показателей смертности населения трудоспособного возраста по Российской Федерации (на 1000 соответствующего населения)
В настоящее время:
• до 70% трудового населения России за 10 лет до пенсионного возраста имеют серьезную патологию;
•отмечается существенный рост заболеваемости лиц трудоспособного возраста болезнями сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нейроэндокринной систем,
опорно-двигательного аппарата. Ухудшается репродуктивное здоровье
работающих
В среднем из-за болезней теряется до 10 рабочих дней на одного работника в год,
что соответствует потерям около 1,4% ВВП
В Российской Федерации трудятся 66,8 млн. человек (женщин 33,9 млн. чел., в т.ч. свыше 20 млн. детородного возраста) (Госкомстат России, 2006 г.)
От 20 до 40% трудопотерь обусловлено заболеваниями, прямо или косвенно связанными с вредными условиями труда
Более 20% среди всех лиц, впервые признанных инвалидами, утратили трудоспособность в возрасте 45 - 50 лет.
Профессиональные риски ухудшают показатели смертности от хронических заболеваний на:
Согласно данным Госкомстата России, ежегодно на производстве получают травмы свыше 100 тыс. человек. Уровень травматизма в РФ составляет 5,0 на 1000 работающих. По сведениям Федеральной инспекции труда в стране в результате несчастных случаев на производстве погибает более 6,0 тыс. человек в год, в т.ч. около 500 женщин.
Особенно высок уровень производственного травматизма на предприятиях среднего и малого бизнеса.В то же время, уровень профессиональной заболеваемости в РФ чрезвычайно низок: в 2006 г. было зарегистрировано 7740 случаев профессиональных заболеваний и отравлений, из них 1633 – у женщин (2005 г. – 8197 случаев, из них 1803 – у женщин).
Показатель профессиональной заболеваемости в целом по Российской Федерации остался на уровне 2005 г. и составил 1,61 на 10000 работников.
Совершенно очевидно, что регистрируемый уровень профессиональной заболеваемости в России не отражает истинной ситуации и не соответствует состоянию условий труда.
Структура профессиональной заболеваемости по основным нозологическим формам
Очевидно, что основная часть профессиональных заболеваний маскируется в структуре общей заболеваемости, т.е. работники с нарушениями здоровья, возникшими в процессе труда, не получают надлежащего медицинского обслуживания и соответствующих социальных компенсаций за утрату здоровья.
Соответственно растет инвалидизация больных с впервые выявленными профессиональными заболеваниями (31,1%).
Последнее является серьезным сигналом неблагополучия, так как инвалиды вследствие профессионального заболевания, как правило, лица трудоспособного возраста.
Социально – экономическое возмещение ущерба их здоровью требует больших экономических затрат. Неуклонно возрастает бремя экономических затрат общества на компенсационные выплаты, связанные с ухудшением здоровья работающих:
- ежегодные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний превышают 25 млрд. руб., - по оплате временной нетрудоспособности работающих –около 47 млрд. руб.
Сохранение и укрепление здоровья трудящихся - одна из важнейших функций государства, составляющих основу государственной социальной политики.Государственная социальная политика по охране и восстановлению здоровья работающего населения - система мер,
направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, минимизацию воздействия вредных и неблагоприятных факторов, сохранение и укрепление физического и психического здоровья работников, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности, достижение оптимального качества жизни, эффективности производственной деятельности.
Реализация государственной социальной политики по охране и восстановлению здоровья работающего населения предполагает осуществление комплекса мер:
Основные задачи
Реализация государственной политики в области охраны и восстановления здоровья работающего населения предусматривает следующие основные направления:
- Совершенствование законодательства
- Разработку и реализацию программ здравоохранения и пропаганду здорового образа жизни
- Реализацию национального проекта «Здоровье»
Закон – механизм реализации обязательств государства перед населением, направленных на сохранение и укрепление здоровья. В современных условиях важна корректировка государственной политики в сторону профилактики заболеваний. Стратегия укрепления здоровья работающих должна привлечь внимание органов социального и медицинского страхования к необходимости субсидирования профилактического направления
В настоящее время в рамках Программы сотрудничества России – ЕС реализуется проект сближения российского законодательства с законодательством Европейского Союза и другими международными документами ВОЗ, МОТ. При этом особое внимание уделяется сближению законодательств в области охраны здоровья работников и их безопасности.
За период с 1967 по 2000 гг. из 22 конвенций МОТ по охране и медицине труда Россией ратифицировано лишь 9.
В соответствии с требованиями российского законодательства основным профилактическим звеном является соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, в т.ч. на производстве, организация и проведение обязательных медицинских осмотров работников, обеспечение населения бесплатной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий
Государство выступает гарантом возмещения ущерба здоровью работника, осуществляя различные выплаты (по временной нетрудоспособности, инвалидности, а в случае профессионального ущерба здоровью – оплату дополнительных мер по медико-социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, в том числе санаторно-курортного лечения )
В настоящее время имеет дополнительные государственные финансовые гарантии система родовспоможения, восстановительного лечения основных форм неинфекционных заболеваний (ИМ, МИ, СД, ИБС и др.), санаторного оздоровления детей, работников бюджетной сферы.
Эффективно действует система оздоровления пострадавших на производстве в Центрах реабилитации ФСС РФ. Однако, на наш взгляд, государственные меры по профилактике являются недостаточными, поскольку политика ФСС РФ направлена на реабилитацию больных и инвалидов, тогда как работающие в условиях высоких профессиональных рисков не имеют финансовых гарантий оздоровления, что не отвечает содержанию профилактической доктрины отечественного здравоохранения и приводит к существенной потере ресурсов здоровья работников
Решение комплексной проблемы сохранения и укрепления здоровья работающих, т.е. сохранения трудового потенциала страны в современных условиях может быть осуществлено в рамках национальной системы медицины труда.
Актуальность проблемы формирования системы охраны труда:
качеством продукции, повышения экономической эффективности производства, конкурентноспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке при одновременном обеспечении качества здоровья работников;
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНЫ ТРУДА ОБУСЛОВЛЕНА НЕОБХОДИМОСТЬЮ:
ГУ НИИ медицины труда РАМН совместно с РАН, РАМН, комиссией и комитетами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Минздравсоцразвития России, Министерством экономического развития и торговли РФ, Росстатом, Фондом социального страхования РФ, Всероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации» разработали Концепцию и проект Программы «Здоровье работающих России на 2004-2015 гг.».
Концепция и Программа одобрены II,III,IV,V Всероссийским конгрессом «Профессия и здоровье», П Всероссийским съездом профпатологов, Президиумом РАМН
Выполнение программы будет способствовать оздоровлению условий труда, сохранению здоровья и работоспособности работающих, стабилизации показателей профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Реализация этой программы предусматривает разработку необходимого законодательного и нормативного обеспечения, обоснование системы мер неотложной профилактики и превентивной терапии, охрану труда работающих женщин, воспитание здорового образа жизни для различных регионов России.
В этой связи представляется целесообразным рассмотреть и утвердить программу «Здоровье работающего населения России» и систему служб медицины труда как важнейший элемент национального проекта «Здоровье».
Приоритетный национальный проект «Здоровье» призван улучшить сложившуюся в российском здравоохранении ситуацию. Согласно национальному проекту «Здоровье» приоритетным направлением развития здравоохранения на ближайшие годы должно стать:
Важными мероприятиями национального проекта«Здоровье» является дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях, и углубленные медицинские осмотры работников , занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в различных отраслях народного хозяйства. Создание системы сохранения и укрепления здоровья работающего населения России будет способствовать улучшению здоровья нации, повышению качества трудовых ресурсов государства, росту производительности труда и, в целом – увеличению внутреннего валового продукта. Идея здоровья нации, его сохранения способна генерировать цели и мобилизовать ресурсы для эффективного функционирования российской национальной экономической системы .