Геннадий Николаевич ГРИДАСОВ



4 (2).jpgВажнейшим направлением развития инфраструктуры системы здравоохранения Самарской области является создание равной доступности качественной медицинской помощи для всех граждан области, независимо от места проживания. Сохранение и укрепление здоровья населения являются приоритетными направлениями государственной политики Правительства Самарской области.

Социальная направленность бюджета Самарской области наряду с успешной реализацией федеральных программ в области здравоохранения позволила существенно улучшить демографическую ситуацию в регионе и снизить смертность населения, как общую, так и по основным классам заболеваний. Достигнуты успехи в области охраны материнства и детства, установлен контроль над неинфекционными и социально значимыми болезнями. Активно развивается профилактическое направление в медицине, действуют центры здоровья, реализуются и расширяются программы диспансеризации населения. Особое внимание уделяется совершенствованию первичной медико-санитарной помощи, в сельских районах расширяется сеть современных офисов врачей общей практики. Ежегодно увеличивается число граждан, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь, как в областных больницах, так и в федеральных центрах.

Вместе с тем, показатели здоровья населения по-прежнему значительно отстают от достигнутых развитыми европейскими странами. Хроническое недофинансирование учреждений здравоохранения муниципальными бюджетами на протяжении многих лет привело к запущенности материально-технической базы большинства центральных районных и городских больниц. Ослабление вертикали власти в связи с разделением полномочий и передача функций по организации первичной медико-санитарной помощи муниципалитетам на фоне нарастающего дефицита кадров снизили управляемость в системе здравоохранения. Все это привело к снижению доступности для населения бесплатной, соответствующей современным технологическим возможностям отрасли медицинской помощи. Доля пациентов, недовольных медицинским обслуживанием, постепенно снижается, однако по-прежнему остается высокой.

Для реализации поставленных Президентом Российской Федерации целей: улучшения демографической ситуации, повышения качества и продолжительности жизни людей, снижения заболеваемости и смертности, необходимо провести комплексную модернизацию системы здравоохранения и интенсифицировать ее деятельность, что позволит обеспечить каждого гражданина квалифицированной и доступной медицинской помощью.

Программа модернизации здравоохранения Самарской области направлена на совершенствование инфраструктуры отрасли, оптимизацию технологических процессов и является комплексом социально-экономических, организационных и других мероприятий, согласованным по ресурсам, исполнителям, срокам реализации.

Реализация программы направлена на решение следующих основных задач:

1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений Самарской области.

2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.

3. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи в медицинские учреждения Самарской области.

Правительство Самарской области на протяжении многих лет последовательно реализует в сфере здравоохранения комплекс мероприятий, направленных на создание материально-технических и кадровых возможностей для внедрения передовых организационных и клинических технологий, выполнения федеральных стандартов медицинской помощи. Проводится систематическая работа по приведению инфраструктуры отрасли в соответствие с современными медико-технологическими требованиями и финансово-экономическими условиями бюджетно-страховой модели государственной системы здравоохранения.

Необходимость изменения ранее действующей инфраструктуры здравоохранения обусловлена динамикой демографических процессов (продолжающимся старением населения), быстрым появлением новых эффективных методов диагностики и лечения, постоянным ростом стоимости медицинской помощи.

В целях создания материально-технических возможностей для внедрения современных медицинских технологий, повышения эффективности работы отрасли в течение предшествующего десятилетия в области был реализован ряд принятых Правительством Самарской области целевых программ. Наиболее значимыми среди них явились «Здоровье населения Самарской области», «Развитие и совершенствование материальной базы лечебно - профилактических учреждений области», «Улучшение репродуктивного здоровья населения Самарской области», «Дети Самарской области», «Мероприятия по развитию скорой и неотложной медицинской помощи населению в сельских районах Самарской области» и другие.

Мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье» также позволили обновить медицинское оборудование, санитарный транспорт, обеспечить инфекционную безопасность населения, укомплектовать участковую службу и скорую медицинскую помощь, повысить качество лечения больных сердечно-сосудистыми и социально значимыми заболеваниями.

Основными направлениями реформирования инфраструктуры отрасли на протяжении последних десятилетий были и остаются:

- приоритетное развитие амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и стимулирование ее профилактической направленности;

- создание равного доступа к современной клинической медицине для всех жителей области, в том числе для сельского населения, пожилых людей, инвалидов, детей и подростков, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- развитие специализированных видов медицинской помощи, в том числе дорогостоящих (ВМП) и практическое внедрение новых лечебно-диагностических технологий;

- создание условий для оказания своевременной квалифицированной медицинской помощи в сфере родовспоможения и выхаживания новорожденных, прекращение деятельности маломощных, плохо оснащенных родильных отделений сельских больниц;

- формирование логистики потоков пациентов на областном и муниципальном уровнях в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи.

По состоянию на 1 января 2011 г. медицинскую помощь населению Самарской области оказывали 151 лечебно-профилактическое учреждение федерального, областного и муниципального подчинения общей мощностью 69614 посещений в смену с общим коечным фондом 26388 круглосуточных коек. Доля больничных учреждений среди всех лечебно-профилактических учреждений области составляет 44% (в РФ - 45,2%), амбулаторно-поликлинических учреждений – 21% (в РФ – 26,2%), диспансеров – 17% (в РФ – 10%), центров – 5% (в РФ – 1,6%), учреждений охраны материнства и детства – 5% (в РФ – 9%), учреждений скорой медицинской помощи и переливания крови – 4% (в РФ – 3,8%), санаторно-курортных учреждений – 5% (в РФ – 4,2%).

Работа по оптимизации структуры учреждений здравоохранения в Самарской области проводится на протяжении последних 20 лет и направлена на создание ЛПУ, в которых может быть выполнен федеральный стандарт медицинской помощи, оказана своевременная помощь соответствующего уровня и вида, организовано круглосуточное дежурство клинических и диагностических служб.

Важнейшим направлением развития инфраструктуры системы здравоохранения является создание равной доступности качественной медицинской помощи для всех граждан области, независимо от места проживания.

Технологическая схема оказания помощи по этапам – от фельдшерско-акушерского пункта через участковую и/или центральную районную больницу (ЦРБ) с последующей госпитализацией тяжелых больных в хорошо оснащенную областную больницу была разработана более 150 лет назад и длительное время соответствовала технологическому уровню здравоохранения. Однако в настоящее время многократно возросли возможности клинической медицины, и теперь уровень летальности напрямую зависит от оснащенности больницы и времени доставки пациента до учреждения, где может быть выполнен современный стандарт лечения.

В связи с этим стратегия организации медицинской помощи сельскому населению определила следующие основные направления реструктуризации:

- развитие межмуниципальных медицинских центров;

- создание оперативной системы мониторинга и эвакуации тяжелых больных из сельских районов;

- развитие мобильной областной консультативной мультидисциплинарной службы;

- развитие телемедицинских систем.

С целью повышения доступности специализированной медицинской помощи сельскому населению и создания материально-технических и кадровых условий для выполнения федеральных Порядков и стандартов медицинской помощи в Самарской области на функциональной основе организована работа 9 межмуниципальных медицинских центров.

ris_1.jpg

Рис. 1 Схема расположения межмуниципальных медицинских центров Самарской области.

Межмуниципальные медицинские центры имеют мощность 250 – 800 коек и способны обеспечивать необходимый уровень интенсивности лечебно-диагностического процесса, принятый для данного этапа.

Обязательным критерием при создании ММЦ было наличие возможностей для оказания круглосуточной медицинской помощи по базовым специальностям: терапии, хирургии, травматологии, инфекционным болезням, акушерству-гинекологии и педиатрии, в т.ч. неонатологии (минимальный функциональный блок ММЦ).

В крупных ММЦ также развернуты отделения (койки) по профилям: кардиология, неврология, эндокринология, офтальмология, ортопедия, урология, отоларингология, нейрохирургия и др. (табл. 5).

В амбулаторно-поликлинических подразделениях ММЦ консультативный прием ведут специалисты: эндокринологи, ревматологи, пульмонологи, гастроэнтерологи, аллергологи-иммунологи, кардиологи, урологи, что позволяет повысить доступность перечисленных видов помощи для населения сельских районов, снизить затраты граждан на поездки в областные ЛПУ.

В настоящее время в структуре смертности и заболеваемости населения Самарской области ведущую роль играют предотвратимые заболевания, развитие которых можно предупредить путем своевременного устранения причин, способствующих их возникновению. Путем организации правильной профилактики, направленной на устранение модифицируемых факторов риска, можно добиться существенного снижения распространенности заболеваний сердечно-сосудистой системы, ряда злокачественных новообразований, уменьшить смертность в результате травматизма и отравлений.

Главными факторами риска большинства неинфекционных заболеваний в РФ и в Самарской области являются: повышение артериального давления (артериальная гипертония), табакокурение, злоупотребление алкоголем, повышение уровня холестерина в крови, избыточная масса тела, низкое потребление фруктов и овощей, недостаточная физическая активность.

Смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний обусловлена развитием предотвратимых осложнений артериальной гипертонии и атеросклероза – инфаркта миокарда и мозгового инсульта. В Самарской области не менее 40% взрослого населения страдает артериальной гипертонией, при этом значительная часть людей не знает о своей болезни, или не считает нужным обращаться к врачу. Не менее 30% взрослого населения области имеет повышенный уровень холестерина в крови. Численность группы населения с высоким риском смерти от сердечно-сосудистых заболеваний не известна.

В Самарской области выборочные исследования качества ведения больных артериальной гипертонией в амбулаторно-поликлинических учреждениях Самарской области показали, что целевого (безопасного) уровня артериального давления и содержания холестерина в крови удается добиться менее чем у трети пациентов, систематически наблюдающимися участковыми врачами. Эти данные свидетельствуют о низкой эффективности работы лечебных учреждений по профилактике смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний и требуют принятия неотложных мер в рамках программы модернизации здравоохранения.

Избыточное потребление спиртных напитков является важным фактором риска в развитии более 60 заболеваний человека, главными из которых являются травмы и отравления, болезни печени и ряд психических расстройств. В результате проведения в РФ в 80-х годах антиалкогольной кампании удалось снизить потребление алкоголя с 10,5 л до 3,9 л в год на человека, что привело к значительному снижению смертности населения страны. Однако по мере сворачивания государственных мер по ограничению доступности спиртных напитков населению, этот показатель вновь вырос и составляет в настоящее время в Самарской области (как, так и в РФ) 8,9 л в год на человека.

В Самарской области курит более половины мужчин, каждый третий школьник и студент. Распространение курения среди женщин составляет 16%, среди больных хроническими заболеваниями – свыше 50%.

Более половины людей (67% мужчин и 53% женщин) в области имеют избыточный вес, 28% страдают ожирением, что приводит к преждевременному старению и сокращает жизнь.

Для снижения преждевременной смертности трудоспособного населения, связанной с избыточным употреблением алкоголя и табакокурением, ожирением, низкой физической активностью и неправильным питанием в программе модернизации предусмотрены мероприятия, направленные на создание материально-технических и кадровых возможностей для пропаганды здорового образа жизни, расширения сети центров здоровья и совершенствования наркологической помощи.

Повышения качества медицинской помощи – важнейший фактор сохранения здоровья нации. Забота о здоровье детей, предупреждение смертности от управляемых причин, внимание к здоровому образу жизни – главное условие трудоспособности людей и их морального благополучия.



Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×