ОБОБЩАЯ ОПЫТ РЕГИОНОВ


27 февраля 2007 года в Екатеринбурге состоялась конференция-семинар «Региональные системы социальных карт - вопросы методологии и опыт регионов УрфО».

opyt.jpgВ конференции приняли участие представители органов государственной власти, социальной защиты населения и управления здравоохранения ХМАО, ЯНАО, Челябинской, Тюменской, Курганской областей, Нижнего Новгорода и Москвы, а также ведущие специалисты банков, государственных и коммерческих организаций.

Участники конференции обсудили состояние дел по вопросу создания в регионах УрФО Автоматизированной системы «Социальная карта», персонифицированного учета населения, обеспечения социальных гарантий. Многие регионы УрФО внедряют такие информационные системы, однако их технологические и методологические решения не согласованы между собой. Поэтому важной задачей на данном этапе становится организация межведомственного и даже межрегионального взаимодействия ведомственных систем.

В Свердловской области в проекте «Социальная карта» принимают участие несколько министерств, ведомств и организаций, в том числе министерство здравоохранения, Территориальный фонд обязательного медстра-хования, лечебно-профилактические учреждения и аптечные сети. Таким образом, медицинская информационная система является одной из частей большого проекта, охватывающего услуги в сфере здравоохранения, ЖКХ, транспорта и других.

Социальная карта позволяет вести учет услуг и граждан, которым эти услуги оказываются. В медицине, в первую очередь речь идет об информационной системе медучреждений, которая позволяет автоматизировать документирование медицинской деятельности. Например, в поликлинике на каждого человека оформляется талон амбулаторного пациента и электронная история болезни. В дальнейшем, стандартные формы отчетности передаются с помощью системы межведомственного обмена в центр обработки данных Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Внедрение этих технологий в повседневную врачебную практику не только делает «прозрачной» всю информацию по обслуживанию пациента, но и высвобождает значительное количество времени для осмотра больного врачом. Большая часть информации о пациенте автоматически переносится со смарт-карты в нужную форму, позволяя избавиться от необходимости вручную заполнять десятки полей.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ:

Директор НП «Научно-Технического центра развития телемедицины УрФО» Д.М. САЛОМАТОВ:

- Необходимо заключить соглашение между компаниями, которые работают в этом направлении на территории УрФО. Такой документ позволит нам более честно распределять ресурсы, уточнять технологии и решать имеющиеся проблемы коллективно. Также нужно создать рабочую группу, в которую войдут представители коллектива разработчиков и чиновники от администраций всех округов, через которых в дальнейшем будет осуществляться внедрение социальной карты в территориях.

Мы уже работаем в рамках шести субъектов Российской Федерации, и видно, что на уровне страны эта работа не скоординирована. Необходимо предпринять определенные шаги, чтобы наладить взаимодействие с центром. Тем более, что проект «Социальная карта» напрямую касается как минимум двух Национальных проектов - «Здоровье» и «Доступное жилье».

Директор Фонда поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО О.А. КОЗЛОВ:

- Состоялось деловое, полезное общение между представителями органов исполнительной власти и разработчиками информационно-коммуникационных технологий. Мы убедились в том, что у нас имеются хорошие, но разрозненные проекты, и существует жизненная необходимость создания некоего универсального продукта. Для постановки системной работы я считаю целесообразным создание рабочей группы. Также следует обратиться в субъекты федерации УрФО с обращением и выяснить, необходима ли регионам помощь в создании системы социальных карт. Если такая потребность есть, то мы предлагаем им делегировать в состав рабочей группы своих представителей.

Было бы также целесообразным, чтобы эта рабочая группа занялась созданием концепции разработки социальной карты с учетом ее функций по разным направлениям: медицины, ЖКХ, транспорта и других. Руководителям субъектов Федерации мы должны предлагать полновесный, осмысленный, аналитический продукт. Если будут задействованы и административные ресурсы территорий, и интеллектуальные ресурсы разработчиков проекта, мы можем создать нечто полезное для всех.

Кроме этого, на социальную смарт-карту может быть записан льготный электронный рецепт. Предъявив карту в аптеке, человек сможет получить соответствующее лекарство. Заполнение льготного рецепта и ведение по нему всей необходимой отчетности занимает у врача полторы-две минуты. При этом данные из поликлиники о выписке рецепта и из аптеки сразу передаются в ТФОМС. Таким образом, появляется возможность вести как персонифицированный учет с привязкой данных к конкретному человеку, так и обобщать информацию по востребованности тех или иных льготных лекарств. В дальнейшем эти данные могут помочь при корректировке списка льготных лекарств на федеральном уровне, планировании бюджетов, а также при финансовых расчетах с аптеками.

Разработчики программы считают, что она даст возможность минимизировать число врачебных ошибок. Этому должны способствовать ликвидация такого аспекта, как неразборчивый почерк в историях болезни и наличие наиболее полной информации о пациенте, которая будет скапливаться в электронном виде со всех ЛПУ, куда тот когда-либо обращался. Кроме того, в качестве одного из возможных путей дальнейшего развития технологии предлагается включить в программу экспертную систему, которая будет «подсказывать» врачам оптимальный курс лечения, исходя из существующих медицинских стандартов. Правда, этот пункт пока существует только в теории.

Разумеется, масштабное внедрение социальных карт в повседневную медицинскую практику потребует компьютеризации лечебно-профилактических учреждений и обучения работе с новыми технологиями их сотрудников. Но не следует забывать о том, что за рубежом такая организация работы медучреждений давно является нормой, и российскому здравоохранению также пора переходить на современные технологии. Источников финансирования модернизации может быть несколько, поскольку во внедрении информационных систем заинтересованы не только ТФОМС, муниципалитеты и аптечные сети, но и коммерческие организации, способные взять на себя, например, выпуск смарт-карт.

Использование новых технологий, приобретает особое значение в условиях реализации Национального проекта «Здоровье». Во-первых, «социальная карта» позволяет оптимизировать работу амбулаторного звена, снизить временные затраты участковых врачей на заполнение документации и, соответственно, повысить качество медицинской помощи. Во-вторых, как уже говорилось, облегчается взаимодействие между организациями, ответственными за обеспечение населения льготными лекарствами. В-третьих, уже существующая в рамках проекта аналитическая система позволяет не только накапливать информацию об оказании медицинской помощи пациентам, но и получать статистические отчеты по самым разным параметрам. Таким образом, решается проблема сбора, хранения и обобщения информации, полученной в ходе диспансеризации.

Признавая всю важность стоящих задач, участники конференции «Региональные системы социальных карт» приняли резолюцию, призванную ускорить процессы внедрения информационных технологий в социальной и других сферах. Данная резолюция будет доведена до сведения полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО, органов государственной власти и заинтересованных организаций.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×