![]() |
Александр Юрьевич ШАПОШНИКОВ Директор ГУП СО «Фармация», Российский политик
В 1978 году окончил Свердловский государственный
В 1978–1996 годах работал на станции скорой
С 1987 года — назначен главным врачом станции,
В 1990 году был избран депутатом Свердловского
В 1996 года — депутатом Палаты представителей
(ППЗС) I созыва от Ленинского избирательного
Первый председатель Палаты представителей
(1996–1998), член Совета Федерации (1997–1998).
С 1998 года возглавляет государственное унитарное
|
История ГУП СО «Фармация» берет свое начало не только с Центрального аптечного склада, образованного в 1918 году когда были национализированы все фармацевтические предприятия и аптеки, а еще ранее с момента открытия первой аптеки в Екатеринбурге в 18 веке. На сегодняшний день у нас работают более 700 сотрудников в аптечной сети и на головном предприятии. Мы являемся самым крупным отраслевым предприятием на территории Свердловской области. Здание Центрального аптечного склада площадью более 20 тысяч кв. м. было построено в 1978 году, и больше таких складов уже не строили. На предприятии существует трехступенчатая система контроля качества, к тому же на нашей территории расположен Центр контроля качества и сертификации, с которым постоянно идет обмен базами данных. Условия хранения и транспортировки до наших конечных потребителей — ЛПУ и аптек, у нас соблюдаются так, как это положено по нормативным актам и документам, и мы этим гордимся. Мы ценим профессионализм и чрезвычайно серьезное и ответственное отношение наших сотрудников к своей работе. Хочется отметить ответственность всех наших специалистов особенно в период эпидемии гриппа: не успевая сформировывать заказы, сотрудники работают до позднего вечера. Разумеется, мы заботимся о них, и задержавшихся сотрудников развозят по домам. Я твердо уверен, что для достижения максимального результата, нужна команда, которую я и формировал первые четыре года своего руководства во всех структурных подразделениях организации. Хочется отметить, что в то время приходилось совершать переворот в сознании, что это мы для клиента, а не клиент для нас. Ведь когда все аптеки были подчинены Центральному аптечному складу, многие привыкли думать, что потребитель никуда не денется. При наличии же конкуренции появилась необходимость искать изюминки, привлекающие покупателей именно к нам. С 2000 года по сегодняшний день наш товарооборот вырос в 7,5 раз. Это, я считаю, очень хорошим показателем в условиях такого перенасыщенного конкурентного рынка. За эти годы в ГУП СО «Фармация» перешли работники из разных коммерческих структур. В компании постоянно проводятся тренинги, учебы, семинары, в том числе и выездные. К нам приходят и молодые специалисты. Десять лет назад средний возраст наших работников был за 45 лет, а сейчас он приближается к 36–38 годам. К нам поступают на работу менеджеры достаточно хорошего уровня из национальных дистрибьюторских предприятий, из национальных аптечных сетей, с фармацевтического факультета Уральской медицинской академии. Наша компания постоянно развивается, и мы смогли привести практически все аптеки к единому стандарту и стилю. Мы создали отдел развития, и принимаем все предложения, идущие на благо предприятия. С его помощью каждый год проводятся такие мероприятия как конкурсы «Мой любимый доктор», «Лучший по профессии» среди фармацевтов и провизоров, а также различные конкурсы среди потребителей. И могу сказать, что текучести кадров у нас не наблюдается. Во-первых, мы предоставляем своим работникам все социальные государственные гарантии согласно КЗОТу, у нас достойная оплата труда, во?вторых, мы стараемся поддерживать наших сотрудников: это и дотации на питание, и корпоративные праздники — День медицинского работника, Новый год, юбилеи аптек (некоторым уже исполнилось 110 лет).
Из существующих проблем необходимо отметить нехватку кадров в аптеках области. По закону о лицензировании в каждой аптеке обязательно должен быть специалист с высшим образованием, а их не так много. Раньше к нам на работу поступали выпускники из Пермской и Пятигорской фармацевтических академий. Для подготовки наших специалистов предприятие оплачивает учебу сотрудников и их детей в учебных учреждениях по фармацевтическому профилю. Наши руководители выезжают в школы, проводят беседы с учениками выпускных классов. Мы рассказываем им о профессии фармацевта, о том, что есть реальный шанс получить эту уникальную специальность, успешно сдав вступительные экзамены и не оплачивая учебу, вернуться в родной город, и гарантированно получить рабочее место. Мы помогаем своим работникам на удаленных территориях приобрести жилье, так как заинтересованы в высококлассных специалистах, поэтому у нас предусмотрены и беспроцентные ссуды предприятия, и достаточно низкие кредиты.
Мы несем серьезную социальную нагрузку. У нас имеется система дисконтных карт и скидок: 5-процентные — для пенсионеров по предъявлении либо карты, либо пенсионного удостоверения; 7-процентные для беременных женщин и женщин с детьми до 3-х лет. Скидки распространяются на весь ассортимент наших товаров, а это более 6 тысяч лекарственных средств плюс полторы — две тысячи средств гигиены, есть также различные изделия медицинского назначения.
ГУП СО «Фармация» — самый крупный поставщик, и я могу сказать, что наши лекарственные препараты находятся в среднем ценовом сегменте. А главное наше преимущество — единая ценовая политика на всей территории Свердловской области: и в Екатеринбурге, и в Нижнем Тагиле, и в Каменск-Уральском — цены везде одинаковые. Другое дело, что происходит постоянный рост цен, но это обусловлено внешними факторами. Важным моментом является тот факт, что на территории Свердловской области рост цены не так высок, как в других регионах, — мы постоянно отслеживаем ситуацию. Когда начался кризис — всех взволновал рост цен. В реальности же в Свердловской области он составил порядка 12–13 %. В других регионах этот показатель доходил до 25–30 %. Обусловлено это, прежде всего тем, что в Свердловской области достаточно серьезная конкуренция: много аптечных сетей — и частных, и муниципальных. В частности, «Фармация», самая крупная аптечная сеть, занимает всего 12 % рынка Свердловской области. Сами понимаете, что тут монополии просто быть не может. Для приближения лекарственной помощи населению на территории Свердловской области там, где это необходимо мы открываем свои аптечные пункты, в которых работают наши специалисты. Не смотря на то, что мы государственное предприятие, у нас есть свои планы по рентабельности и прибыли, которые устанавливаются совместно с нашим учредителем — Правительством Свердловской области.
Почему-то считается, что аптечный бизнес очень доходный. На самом деле это не так. Рентабельность нашего предприятия колеблется где то от 0,3 до 1,2 %. Потому что, во?первых, существует ограничение наценки, во-вторых, очень затратно содержание сильнодействующих препаратов, которые сами себя не окупают. Изготовление препаратов по индивидуальным рецептам так-же себя не окупает, и тем не менее наши аптеки взяли на себя эту нагрузку. Практически не существует частных аптечных сетей, за редким исключением, которые держали бы производственные аптеки. И это говорит само за себя. Что касается фельдшерскоакушерских пунктов, то они находятся, как правило, на территории небольших поселений, с численностью от 100 до 1000 человек, где невозможно открыть аптечный пункт из?за отсутствия фармспециалистов. В такие отдаленные районы доставка медикаментов для населения осуществляется фельдшерами по агентскому договору с одной из наших аптек. Нами разработана компьютерная программа, которая позволяет прогнозировать спрос на медикаменты данного населения в соответствии с их заболеваемостью и медицинскими показаниями. Таким образом, мы выполняем свою главную задачу: обеспечение лекарствами людей, проживающих в небольших поселениях.
В наших планах поставлена такая задача: во всех муниципальных образованиях должна присутствовать государственная аптечная сеть. Неважно, будет ли это аптечный пункт, либо аптека, либо целая сеть, но мы обязаны как государственное предприятие присутствовать везде.
Для чего это нужно? Во-первых, с целью лекарственной безопасности населения Свердловской области, во-вторых, с целью реализации государственных программ. Это и национальный проект «Здоровье», и «7 высокозатратных нозологий», и областная программа «Доступные лекарства», действующая уже более 10 лет, в рамках которой 3 категории жителей Свердловской области получают бесплатно лекарственные препараты. С этого года областная программа «Доступные лекарства» полностью реализуется через наше предприятие.
Необходимо отметить, что участие в этих программах отнюдь не прибыльно, а весьма затратно и требует огромной работы. Частные аптечные сети с большой неохотой идут навстречу предложениям Министерства здравоохранения, чтобы участвовать в реализации этих программ, так как гораздо больше зарабатывается на коммерческом отпуске лекарств. Я приведу один пример. Коммерческий товарооборот нашей аптеки № 24, (микрорайон Эльмаш), составлявший около 2 млн. руб., упал до 600 тыс. руб. после того момента когда она перешла на работу по данной программе.
Потому что ведь с каждым посетителем нужно работать, беседовать, каждому нужно объяснить, рассказать, как принимать лекарство, занести рецепт в компьютер. А станет ли другой покупатель выстаивать очередь в 10–15 человек, если ему нужно купить какие-нибудь витамины или средства гигиены? Конечно, нет. Поэтому и товарообороты так резко упали. В-третьих, муниципалитетам уже не нужно думать, как работают их аптеки, каков у них баланс. Помимо собственной аптечной сети, мы работаем более чем с 400 аптечными и медицинскими учреждениями УрФО. Думаю, в следующем году нам удастся решить еще одну серьезную проблему. В условиях достаточно напряженного бюджета области, хотя социальные статьи и не урезали, но их и не увеличили, даже с учетом инфляции, я считаю, что необходимо оптимизировать закуп лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений. Поэтому мы предложили централизовать закупки. Приведу такой пример: разброс закупочных цен на лекарства может доходить до 50 %. ЛПУ закупает в месяц лекарственных средств на 1–1,5 млн. руб., мы же закупаем более чем на 100 млн. руб. в месяц. Можно предположить, какие цены будут в том и другом случае. Во-первых, цена зависит от объема, во-вторых, мы — являемся гарантированным рынком сбыта для любого производителя и поставщика, в?третьих, поставщикам не нужно продвигать тот или иной препарат отдельно, поэтому с нами сотрудничать более выгодно, чем с любым лечебно-профилактическим учреждением в частности. Понятно, что при такой схеме выгода очевидна и для областного бюджета: на тот же объем денег можно купить большее количество лекарственных препаратов. Замечу, что некоторые регионы уже имеют положительные результаты подобной централизации. Экономия бюджетных средств в Челябинской и Тюменской областях составляет порядка 15–25 %.
От нас поступали подобные предложения еще 10 лет назад. Было много публикаций о том, что необходимо централизовать закупки лекарственных средств. Но, по разным причинам, в тот период времени это реализовать не удалось. Позитивно то, что все таки к нам прислушались. Теперь будем догонять тех, кто нас обошел. К тому же появляется возможность, учитывая существующий опыт и ошибки коллег, не допустить ухудшения лекарственного обеспечения. Ведь переход с одной системы на другую всегда достаточно сложен. Эта концепция нами достаточно хорошо проработана. Нас уже поддержали Минздрав и Правительство Свердловской области в лице председателя Виктора Анатольевича Кокшарова. И я на 90 % уверен, что этот вопрос будет в наступающем году решен.
ГУП СО «Фармация»
620100, г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 49,
тел.: (343) 376-14-14