Охрана здоровья населения уже не первый год является одной из основных социальных задач. Оценить социально-экономический потенциал Свердловской области, а также рассказать о перспективах и основных шагах по развитию здравоохранения, благодаря которым региону удается занимать достойное место среди субъектов Российской Федерации, мы попросили Губернатора Свердловской области Эдуарда Эргартовича РОССЕЛЯ.
Еще задолго до старта приоритетного национального проекта «Здоровье» на Среднем Урале полным ходом готовилась его базовая площадка — в 2001 году была обозначена стратегия сбережения населения и повышения качества жизни. При этом акцент был сделан на здравоохранении, так как именно здоровье человека является одним из первоочередных компонентов благосостояния, благополучия и богатства как отдельно взятого региона, так и страны в целом. Социально-экономический потенциал здравоохранения Свердловской области по организационным и финансовым ресурсам служит основой улучшения социально-экономической и медико-демографической ситуации. В устойчивой динамике возрастает доля расходов на здравоохранение в общем объеме валового регионального продукта. В 2000 году доля расходов на охрану здоровья населения области составляла 3,2 % от совокупного валового регионального продукта. К 2005 году она возросла почти до 4 %. По итогам 2007 года эти расходы достигли 4,6 %, а в 2008—4,7 %. Почти за десятилетие удельный вес расходов на здравоохранение увеличился в 1,5 раза. Этот уровень близок по значению к показателю в 5 % от валового внутреннего продукта, который рекомендован по расходам на охрану здоровья населения Всемирной Организацией Здравоохранения. Расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя Свердловской области также демонстрируют постоянный рост. В 2000 году они составляли 1173 руб. на человека. За пятилетний период расходы достигли 4002,3 руб., что более чем в 3 раза больше, чем на начальном этапе. По итогам 2008 года подушевые расходы на охрану здоровья достигли 9403 руб. на одного жителя области. Соответственно, за период 2000–2008 гг. расходы на здравоохранение на одного жителя Свердловской области возросли в 8 раз.
Для развития и совершенствования системы здравоохранения области прилагается немало усилий. В декабре 2006 года постановлением Правительства Свердловской области утверждена Концепция развития здравоохранения Свердловской области на 2007— 2015 годы, которая усиливает позиции по сохранению здоровья работающего населения и профилактики профессионально обусловленных заболеваний, социально-гигиенического мониторинга, развития восстановительной медицины и медицинской реабилитации, информатизации здравоохранения.
Укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений; повышение качества медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а также обследования новорожденных детей; подготовка и переподготовка врачей общей практики, участковых врачей терапевтов и педиатров; борьба с распространением инфекционных заболеваний, дополнительная иммунизация населения, повышение доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи, льготное лекарственное обеспечение — все эти составляющие национального проекта руководством Свердловской области давно включены в разряд приоритетных.
В области работают признанные уральские медицинские научные школы: хирургическая, нейрохирургическая, кардиохирургическая, онкологическая, профпатологическая. Именно из них берут начало сегодняшние центры высоких технологий: областной центр «Сердце и сосуды», нейрохирургический центр, онкологический диспансер. Построен детский онкогематологический центр, совершенствуется служба хронического гемодиализа, развивается новое направление в медицине — трансплантация органов и тканей. Создан институт клеточных технологий.
У нас успешно действуют областные программы: «Кардиохирургия», «Интенсивная помощь», «Мать и дитя», «Урологическое здоровье мужчин», «Онкогематология», «Гемодиализ». К уже действующим программам, направленным на сохранение здоровья граждан, недавно добавились новые — «Спасение жизни людей и защита их здоровья при чрезвычайных ситуациях на 2008—2010 годы», «Уральская семья», «Уральская деревня». Принят пакет областных законов, которые формируют систему социальной помощи в регионе. Все эти меры обеспечены финансовыми средствами. В результате мы развернули одну из лучших в России систем медицинской и социальной помощи, обеспечиваем все прописанные в областных законах льготы.
Приоритетом развития здравоохранения Свердловской области является укрепление первичной медикосанитарной помощи. Это самый массовый и приближенный к населению вид медицинской помощи.
Мировым опытом подтверждена общая закономерность: чем выше доля врачей первичного звена медицинской помощи в общей численности, тем меньше денежных средств необходимо для достижения результативности функционирования национальной системы здравоохранения в виде снижения смертности и повышения продолжительности жизни населения страны. В ряде зарубежных государств, в которых внедрен принцип семейной медицины, доля врачей первичной медицинской помощи составляет 45–55 %. В Свердловской области удельный вес врачей первичного звена медицинской помощи не превышает 15 %. Вместе с тем, в регионе прилагаются значительные усилия в увеличении этого ориентира.
Свердловская область имеет территорию, значительную по площади, на которой располагаются как крупные индустриальные городские мегаполисы, так и отдаленные территории. Реконструкция медицинской помощи осуществляется путем организации общих врачебных практик. Пять лет назад была открыта первая ОВП с полным медицинским оснащением, в настоящее время их действует — 270. Ведущей задачей этого звена системы здравоохранения региона является реализация профилактических технологий. Подобная форма организации медицинской помощи свидетельствует о значительном повышении эффективности охраны здоровья. Так, на территориях обслуживания ОВП произошло снижение смертности и количества вызовов скорой медицинской помощи, увеличение продолжительности жизни населения. По результатам социологического опроса улучшилось качество и обеспечена доступность медицинской помощи — 83 % респондентов.
В рамках осуществления национального проекта «Здоровье» проводятся дополнительные медицинские осмотры работающего населения. За период действия программы медицинские осмотры прошла большая часть работающих. Экономический эффект проведенных мероприятий весьма значителен. Затраченные на организацию медосмотров денежные средства и проведенные дополнительные медицинские осмотры позволили предотвратить экономический ущерб от заболеваемости, инвалидности и смертности работающих граждан более чем в 4 раза.
В Свердловской области разработаны и реализуются программы профилактики социально значимых заболеваний, приносящих наибольший ущерб здоровью населения и экономике региона. К примеру, комплекс мероприятий по предупреждению и борьбе с артериальной гипертензией потребовал бюджетного финансирования в размере 100 млн. руб. за три года. По оценкам специалистов предотвращенный ущерб от последствий артериальной гипертензии составил 489 млн. руб. в пересчете на Свердловскую область. Следовательно, каждый вложенный рубль предотвращает ущерб почти на 5 рублей.
Последние годы стали наиболее удачными для развития материально-технической базы учреждений здравоохранения. Приобретено уникальное современное оборудование, произведены текущие и капитальные ремонты областных и муниципальных учреждений здравоохранения. Начато строительство перинатального центра на базе ОДКБ, нового комплекса областного противотуберкулезного диспансера, станции переливания крови в Нижнем Тагиле, перинатального центра Демидовской городской больницы. Сданы в эксплуатацию диагностический центр ОКБ № 1, поликлиника диагностического центра и родильный дом, поликлиника в Ботаническом микрорайоне Екатеринбурга, участковая больница в поселке Сосьва, хирургический стационар ОДКБВЛ «Бонума».
Нельзя не отметить и тот факт, что Свердловская область входит в первую пятерку регионов России по объему и ассортименту производимого медицинского оборудования. Согласно принятой областной инвестиционной программе «Развитие производства медицинской техники в организациях в Свердловской области на 2007—2010 годы».
К 2010 году объемы производства медицинской техники в регионе планируется увеличить до 4 млрд. руб. в денежном выражении. В регионе хорошо развито и фармацевтическое производство. В ближайшие три года в него планируется вложить 1,7 млрд. руб., при этом объем выпуска лекарственных средств возрастет до 4,2 млрд. руб. Будет создано свыше 500 новых рабочих мест. Одним из направлений программы станет создание фармацевтического холдинга — аналогов такому серьезному проекту в России пока нет.
Безусловно, модернизация материально-технической базы уральского здравоохранения положительно сказалась на качестве медицинских услуг. Но следует помнить, что услуги оказывают люди. Реализация инициативы Президента по приоритетному национальному проекту в сфере здравоохранения привела к росту заработной платы врачей и среднего медицинского персонала. Однако в Свердловской области мы и раньше держали зарплату врачей несколько выше, чем у остальных групп бюджетников. И когда зарплата медиков выросла в рамках реализации нацпроекта, мы не стали отменять областную надбавку. Сегодня зарплата врачей в Свердловской области выше, чем в России в целом.
Все кадровые вопросы мы решаем путем повышения эффективности системы целевой контрактной подготовки врачей, обеспечения социальной защиты медицинских работников путем предоставления жилья молодым специалистам, переподготовки за счет областного бюджета врачей узкого профиля и по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», а также совершенствуя систему учета, мониторинга и прогнозирования потребности медицинских кадров.
С 2007 года Свердловская область участвует в федеральном пилотном проекте, направленном на повышение качества услуг в здравоохранении. Результатом работы проекта должен стать переход к преимущественно одноканальному страховому принципу финансирования медицинской помощи из средств ОМС с оплатой всех расходов лечебного учреждения на основе стандартов медицинской помощи по конечному результату деятельности.
В рамках федерального пилотного проекта «Мероприятия по предупреждению сосудистых заболеваний. Снижение смертности и инвалидности от инсультов и инфарктов миокарда в Российской Федерации» создана модель высокоэффективной этапной мультидисциплинарной помощи при инсульте и инфаркте, организованы и оснащены региональный центр и несколько первичных отделений лечения инсультов и инфарктов, что должно повлиять на уровень инвалидизации и смертности от сосудистых заболеваний.
Правительством и руководством области проделана огромная работа. Неслучайно уровню организации и качеству оказания медицинской помощи в Свердловской области неоднократно давалась высокая оценка Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
.