В настоящее время перед онкологическими учреждениями России стоят различные задачи, например: повышение качества помощи онкологическим больным и сокращение расходов учреждения; снижение временных затрат на обслуживание пациентов и сокращение количества неправильно выставленных диагнозов и т. п. Решить подобные проблемы под силу современным технологиям, автоматизирующим работу онкологических учреждений.
Об опыте внедрения специализированной Медицинской Информационной Системы (МИС) «Госпитальный Раковый Регистр «Arte-ONCO» в онкологических учреждениях Кубани и Ростовской области рассказывает заместитель директора ООО «Арте-Софт» Наталья Александровна ЛИТВИНЕНКО:
Мы имеем опыт автоматизации «с нуля» очень крупных (875 коек) и совсем небольших (30 коек) онкологических диспансеров. Сегодня медицинские учреждения могут развиваться по экстенсивному пути, когда увеличение объемов работ компенсируется за счет увеличения нагрузки на сотрудников. Но более эффективен интенсивный путь, когда на помощь медикам приходят высокие технологии, позволяющие освободить персонал от рутинной работы и использовать высвободившееся время для более насущных задач. Поскольку у учреждения не всегда есть возможность полностью автоматизировать работу всех подразделений, мы в первую очередь уделяем внимание критически важным службам: регистратуре поликлиники, приемному покою, службе статистики и врачам круглосуточного стационара (электронная история болезни). Следующим этапом уже идет установка программы во всех кабинетах врачей поликлиники (электронная амбулаторная карта) и дневного стационара. Сейчас готовится к внедрению функционал, позволяющий контролировать расход медикаментов вплоть до каждой таблетки, выданной пациенту в стационаре, до каждого миллилитра реагента в лаборатории.
Первый наиболее ощутимый результат, о котором говорят наши пользователи — это существенное сокращение времени на оформление бумажной документации. Поскольку все данные стекаются в единую базу, то вся информация, один раз введенная в систему, уже автоматически переноситься в нужные документы других подразделений. Например, врач стационара раньше тратил на оформление историй болезни 3,5—4 часа в день, а с введением электронной истории болезни стал тратить 2—2,5 часа. Потому что, во?первых, все основные данные о пациенте автоматически попадают в документы, во?вторых, в системе используются шаблоны, и врачу не нужно печатать дневники и данные осмотров каждый раз заново.
Кроме огромной экономии времени в автоматизированных учреждениях полностью исключен риск утери истории болезни и амбулаторной карты на бумажном носителе и все связанные с этим проблемы и финансовые издержки: назначения повторных дорогостоящих исследований, потери времени больного на эти повторные исследования, а ведь в онкологии 2—3 недели нередко являются жизненно важными.
Все отчеты и журналы, ведение которых определено законодательством, формируются в автоматическом режиме за несколько минут — это значит, что в любой момент можно проанализировать деятельность учреждения в режиме реального времени.
Система помогает равномерно распределить потоки пациентов по специалистам поликлиники и более равномерно загрузить медицинское оборудование, минимизировать очереди пациентов.
Таким образом, хочется отметить: внедрение и полноценная эксплуатация МИС «Arte-ONCO» позволяет учреждению перейти на совершенно новый уровень развития, сделать прозрачным расход медикаментов и реагентов, повысить качество ведения медицинской документации и уровень дисциплины сотрудников.
МИС«ГРР «Arte-ONCO» позволяет учреждению:
Корреспондент журнала «Медицина и здоровье» узнал у директора ООО «Арте-Софт» Дениса Васильевича МАРТЬЯНОВА о возможностях системы «Госпитальный Раковый Регистр «Arte-ONCO» и задачах, которые она позволяет решить:
Каждый руководитель онкологического учреждения неизбежно сталкивается с одними и теми же сложностями:
Медицинская Информационная Система»ГРР «Arte-ONCO» — это уникальное решение, ориентированное именно на онкологические учреждения. При разработке мы стремились создать программный комплекс, внедрение которого способствовало бы:
Однако сейчас мы работаем не только на автоматизацию отдельно взятых диспансеров. Конечной нашей целью является выбор области / края / республики и автоматизация всей его онкологической службы — от областного / краевого / республиканского онкодиспансера до каждого онкологического кабинета. Учреждения смогут оперативно обмениваться данными, видеть всю историю обращения пациента в онкослужбу, и максимально качественно и в полном объеме формировать данные популяционного ракового регистра области / края / республики в режиме реального времени, без задержек на ручное ведение, заполнение, пересылку почтой и т. д., неминуемо возникающих при ручной обработке бумажных «Регистрационных карт».
Главный вопрос, который возникает у любого руководителя, решившего автоматизировать работу своего учреждения, — что для этого нужно и сколько это может стоить?
Общая стоимость внедрения любой медицинской информационной системы складывается из следующих затрат:
Стоимость нашей МИС рассчитывается отдельно для каждого конкретного учреждения. Мы всегда предлагаем различные схемы, облегчающие диспансерам покупку программного комплекса — рассрочку по оплате, поэтапную автоматизацию, удаленные работы (без выезда наших специалистов). Для максимально быстрого перевода учреждения на рабочий режим эксплуатации системы мы обучаем персонал диспансера — как врачей, так и системных администраторов. При этом мы можем провести весь комплекс работ «под ключ» — от предпроектных изысканий, проектирования локальной сети до строительства этой локальной сети, поставки всего необходимого оборудования, установки МИС, обучения персонала и технического сопровождения программы.
На мой взгляд, любое учреждение может позволить себе автоматизацию. Надо только действительно этого хотеть и действовать: искать финансирование, рассматривать варианты поэтапной автоматизации, оговаривать рассрочку по оплате, скидки и т. п., тем более что компании-разработчики искренне готовы идти навстречу.
Очень радует тот факт, что современные руководители стали не только понимать необходимость и выгоды автоматизации, но и предпринимать конкретные шаги в этом направлении. Хочется отдельно поблагодарить за мужество и дальновидность главных врачей, решивших автоматизировать деятельность вверенных им онкодиспансеров. Именно их неравнодушие к судьбе своих пациентов, их забота о комфортных условиях труда для своих подчиненных, их личная энергия и являются теми уникальными факторами, благодаря которым даже в период экономического кризиса улучшаются условия труда для сотрудников, оптимизируются расходы и в итоге — поднимается статус онкологических учреждений и обеспечивается достойный уровень оказания медицинской помощи онкологическим больным.
.