ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ МЕДРАБОТНИКОВ


Повышенное в последнее время внимание общественности и правительства России к сфере здравоохранения, стремительное развитие в сфере медицины инновационных технологий, введение большого количества пара клинических методов исследования повышают требования к профессионализму медицинских работников. Появляется риск развития профессиональной и личностной дезадаптации. Оптимизация медицинского труда требует включенности в решение проблемы социально-психологического знания, детальное исследование личности врача, не только в процессе профессиональной подготовки, но и на протяжении всего профессионального пути субъекта врачебной деятельности. В связи с этим для осуществления психологического сопровождения труда сотрудников, работающих в медицинских учреждениях, введена штатная единица «психолог». Сегодня мы беседуем с психологом общебольничного персонала ЦГБ №20 города Екатеринбурга Ингой Юрьевной САВЧИК:

image001.jpg

Инга Юрьевна САВЧИК

Психолог общебольничного персонала ЦГБ №20 г. Екатеринбурга

— Психологическая работа с медицинским персоналом необходима, особенно в такомдостаточно большом лечебно-профилактическом учреждении, как наше. Центральнаягородская больница №20 имеет в своем составе стационар, родильный дом, женскуюконсультацию, две поликлиники, где трудится свыше 900 человек.

—?Инга Юрьевна, какие задачи стоят перед Вами?

—?Прежде всего — это оказание индивидуальной помощи сотрудникам в виде психологического консультирования. Кроме того, моей задачей является исследование психологического климата в коллективе больницы — необходимый и обязательный шаг для планирования моей дальнейшей работы. Сейчас первый этап такого исследования завершен. Он позволил не только оценить психологический климат и выявить особенности межличностного взаимодействия в каждом отделении и структурном подразделении больницы, но и сформировать платформу для разработки программы по развитию организационной (корпоративной) культуры нашей больницы. С соответствующими предложениями я уже вышла на администрацию ЛПУ и надеюсь, что реализация некоторых предложений позволит решить целый спектр и уже имеющихся, и еще только назревающих проблем. Целенаправленно развивая и формируя определенные нормы и традиции, можно добиться значительных результатов по сохранению и улучшению психологического климата в коллективе.

В планах также конкретная работа с группами сотрудников по расширению их психологической и коммуникативнойкомпетентности: семинары, лекции, беседы, тренинги, работа по профилактике профессиональных деформаций, развитиюпрофессионально важных качеств личности наших сотрудников и многое другое.

По всем этим направлениям может и должен работать психолог.

Распоряжение Управления здравоохранения от 06.06.2007 г. №454 «О введении в штатное расписание ЛПУ должности «психолог». В целях обеспечения реализации права пациента на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала, установленного в ст. 30 «Основ законодательства об охране здоровья граждан», целесообразна организация в ЛПУ психологической помощи для профилактики конфликтных ситуаций.

—?Может быть, приведете конкретные примеры?

—?Мне приходится сталкиваться с самыми различными проблемами. Например, вмедицинской среде крайне актуальна проблема «эмоционального выгорания»,свойственная людям всех социономических профессий: педагогам, юристам, социальным имедицинским работникам. Моя работа заключается в помощи сотрудникам, имеющимтакую тенденцию. Надо сказать, в этом случае необходима и работа в группе — дляпредотвращения распространения этой проблемы, «заражения» ей всего коллектива.

Также приходится разрешать проблему «профессиональных кризисов», о которой далеко невсе знают, хотя о «возрастных кризисах» наслышаны все. Дело в том, что конструктивныйвыход из профессионального кризиса требует профессионального психологическогосопровождения. Особенно это касается так называемых «ситуативных» кризисов, в основекоторых лежит повседневная работа врача, связанная с регулярным столкновением сосмертью, с болезнью и тяжелыми состояниями пациентов. Часто медики очень остропереживают свою беспомощность, хотя не всегда могут признаться в этом даже себе.Именно в этот момент помощь психолога бывает наиболее своевременна.

Кроме того, людей необходимо научить переключаться. Когда заканчивается работа, ее проблемы нужно оставлять нарабочем месте, а не думать о них по ночам. Каждому человеку необходимо полноценно отдыхать, помимо работы,обязательно иметь и личные интересы, иначе проблемы начнут возникать именно в этой сфере.

Что касается индивидуальной работы с сотрудниками, она чаще всего связана с большими эмоциональными нагрузками,свойственными их труду. Соприкосновение с болезнью требует достаточно большой эмоциональной вовлеченностимедицинского персонала в процесс излечения. У акушеров-гинекологов несколько иные проблемы: с одной стороны, усотрудников достаточно много позитивных эмоций, с другой стороны — слишком интенсивный труд, значительная степеньответственности резко повышают уровень нервно-психического напряжения. А это обстоятельство можно рассматривать какодин из факторов риска формирования синдрома хронической усталости и дезадаптации личности врача.

Особого внимания заслуживает младший медицинский и немедицинский персонал: санитарки, работники пищеблока,охранники. Это замечательные люди, жизнь которых сложилась таким образом, что им приходится заниматься низкоквалифицированным трудом, и они на сегодняшний день не имеют иной возможности самореализации.

Надо сказать, сотрудники больницы с удовольствием посещают кабинет психолога или принимают меня непосредственно насвоем рабочем месте, где они чувствуют себя комфортно. Последнее обычно предпочтительнее сотрудникам службыродовспоможения и травмпункта, которым проще выкроить время для беседы с психологом, не удаляясь от своегоподразделения.

Из должностной инструкции психолога общебольничного персонала:

Функция психолога общебольничного персонала: осуществление профессиональной деятельности, направленной на оптимизацию труда медицинских работников, повышение их психологической компетентности.

Основные направления деятельности:

— Изучение влияния психологических, экономических, организационных факторов на трудовую деятельность медицинского персонала;

— Исследование особенностей трудовой деятельности и психологических характеристик групп медицинского персонала, выявление наиболее актуальных проблем, требующих решения, разработка рекомендаций по их устранению;

— Осуществление первичной (и при необходимости повторной) психодиагностики лиц, поступающих на работу в лечебно-профилактическое учреждение;

— Оказание индивидуальной консультативной психологической помощи сотрудникам.

—?Вам чаще приходится работать по обращениям сотрудников больницы или Высами находите проблемы, требующие решения?

—?Индивидуально сотрудники обращаются сами — они очень заинтересованы в решенииличностных проблем. Что касается групповой работы, то по большей части она являетсярезультатом моих исследований как на общебольничном уровне, так и на уровнеотделений. Как правило, руководители подразделений также заинтересованы в полученииобъективной информации о психологическом климате в подведомственном им отделении ицеленаправленно ей интересуются.

—?А как решаются в таком случае вопросы конфиденциальности? Руководитель,запросивший исследование, может претендовать на ознакомление с ответамиконкретного сотрудника?

—?Нет, он получает «групповой ответ». Когда руководитель подразделения подозреваетналичие какой?либо проблемы в своем коллективе, я провожу целенаправленноеисследование и получаю групповой результат, с которым и знакомлю руководство. Здесь окакой?то приватности речи не идет. Необходимо отметить, что соблюдениеконфиденциальности у нас изначально было обговорено с главврачом — единственнымдолжностным лицом, которому я подчиняюсь в рамках своей работы. Надо сказать, он спониманием относится к тому, что психолог должен соблюдать конфиденциальность иникогда не требует информации, которую я не могу предоставить из соображенийпсихологической этики. Мало того — у меня есть право не фиксироватьимя-фамилию-отчество пришедших ко мне людей, равно как и проблемы, с которыми они комне обратились. Я отмечаю лишь количество часов проведенных мной индивидуальныхконсультаций.

—?Насколько быстро Вам удалось добиться доверия со стороны сотрудниковбольницы?

—?Я не могу сказать, что абсолютно все из них мне доверяют, но определенныерезультаты и позитивные тенденции налицо.

Я с большим уважением отношусь к нашим сотрудникам и убеждена в том, что медицинанакладывает на людей, занимающихся ею, особый отпечаток: люди, работающие в этойсфере, влюблены в свой труд и имеют определенные ценностные ориентации. Внешние экономические проблемы,безусловно, оказывают на них некоторое влияние, но не настолько, чтобы они изменили своим принципам.

—?Вы работаете только с медперсоналом или пациенты также входят в сферу Вашей компетенции?

—?Как правило, нет — это не входит в мои обязанности. Были единичные случаи, когда я соглашалась работать спациентками, считая это опосредованной помощью врачам отделений, в которых пациентки пребывали.

Необходимость в работе с пациентами есть. Особенно это касается службы родовспоможениия. Будем надеяться — в штатбольницы будет введена должность «медицинский психолог». Это, кстати говоря, значительно облегчит труд врачей иакушерок. А пока медперсонал сам выполняет функции медицинских психологов.

—?За время Вашей работы в больнице влияние экономической нестабильности как?то сказалось напсихологическом состоянии сотрудников больницы?

—?Медицина сегодня, как мне кажется, переживает не самые лучшие времена, и социально-экономические факторы простоне могут не влиять как на пациентов, так и на медперсонал, именно сейчас нуждающихся в психологической поддержке.

Но, на мой взгляд, никакой экономический кризис не изменит психологического состояния сотрудников нашей больницы ивсех медработников. Что бы ни случилось, они все так же будут верны своей профессии, главная задача которой —служение людям. Именно забота о других и высокие нравственные ценности помогут медработникам справиться с любымитрудностями.

В заключение хотелось бы отметить, что психологическое сопровождение медицинского труда в России — достаточно новоенаправление, по которому очень мало литературы. Исследуя отечественные источники, в том числе и диссертации, яобнаружила крайне малое количество материалов на данную тему. Очень хотелось бы обменяться опытом соспециалистами, работающими в этом направлении, и, может быть, найти какие?то совместные пути оптимизации трудамедицинских работников. 

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×