В Екатеринбурге состоялась Итоговая коллегия Министерства здравоохранения Свердловской области, на которой в числе прочих обсуждался вопрос лекарственного обеспечения и задачи по стабилизации фармрынка в 2009 году. Мы попросили советника министра здравоохранения Нину Муратову охарактеризовать нынешнее состояние фармацевтического рынка Свердловской области и уровень доступности лекарственного обеспечения.
Нина Павловна МУРАТОВА Советник министра здравоохранения Свердловской области |
Какую оценку можно дать состоянию фармацевтического рынка Свердловской области,доступности лекарственного обеспечения?
—?Доступность и качество лекарственного обеспечения населения зависят от количества аптечных учреждений и их месторасположения, цен на лекарственные средства и наличия препаратов, финансирования программ лекобеспечения, нормативной правовой базы, обеспечивающей стабильность и предсказуемость работы участников фармацевтического рынка. До 2009 г. все эти критерии почти в полном объеме выдерживались, поэтому можно сказать, что в нашей области были обеспечены и доступность, и качество лекарственного обеспечения.
Сформировалась оптимальная структура аптечной сети. На 1 января 2009 г. в области действовало 1436 аптечных организаций, в т.ч. 871 аптека. За последний год произошел незначительный рост (на 1%) числа аптечных организаций. Одно аптечное учреждение обслуживает в среднем 3 тыс. человек, что является неплохим показателем. Небольшое снижение числа аптечных организаций произошло в Екатеринбурге, что говорит о некотором перенасыщении фармрынка этого крупного центра. За 2008 г. количество аптек в столице области сократилось на 66 единиц. Всего на 1 января 2009 г. в Екатеринбурге действовало 470 аптечных организаций. Наиболее крупные аптечные сети Свердловской области: ГУП СО «Фармация» (35 аптек, 42 АП), ООО «Живика» (44 аптеки, 10 АП), ООО «Аптечная сеть «Радуга» (20 аптек, 26 АП), ООО МО «Новая больница» (16 аптек, 16 АП). Расширяют свое присутствие федеральные аптечные сети: ЗАО «Первая помощь» (13 аптек), аптеки сети «36,6» (55 аптек, 25 АП) и сеть из соседней Челябинской области — ООО «Аптека Классика» (4 аптеки).
Несмотря на определенные трудности правового характера, в 2008 г. не было допущено сбоев лекарственного обеспечения сельского населения. Товарооборот в аптечных учреждениях в сельской местности составил в 2008 г. 234,5 млн. руб. В Свердловской области все последние годы неуклонно росли как объемы потребления лекарственных средств, так и расходы на них в государственном секторе здравоохранения. В 2008 г. потребление ЛС в области составило 13,9 млрд. руб. (в т.ч. 5,9 млрд. руб. — за счет бюджетов и ОМС). Потребление лекарств на одного жителя области в 2008 г. составило 3173 руб. (для сравнения: в 2007 г. — 2637 руб.). За 4 года расходы бюджетов и ОМС на ЛС выросли в 2,5 раза. Вместе с тем, существуют сложности в связи с реализацией 131?ФЗ («О местном самоуправлении»). У субъекта РФ практически не осталось рычагов для обеспечения доступности лекарственной помощи на уровне муниципальных образований. Зачастую муниципальные власти не уделяют этому вопросу должного внимания, и Минздрав области не имеет достаточно полномочий, чтобы повлиять на ситуацию.
—?Повлияло ли улучшение лекарственного обеспечения на состояние здоровья населения?
Потребление лекарственных средств в Свердловской области (млрд. руб.) |
—?Вложение финансовых средств в лекарственное обеспечение приводит к улучшению состояния здоровья пациентов с хроническими заболеваниями. На примере лекарственной терапии бронхиальной астмы мы отмечаем снижение количества вызовов скорой медицинской помощи. За 5 лет, с 2003 по 2008 г., число вызовов СМП по поводу обострений бронхиальной астмы уменьшилось в 1,7 раза. Число больных, госпитализированных в экстренном порядке по поводу бронхиальной астмы, в течение этих 5 лет также уменьшилось в 1,7 раза.
—?Как изменился фармрынок области в 2009 г., когда ощутимо начали проявлятьсякризисные явления в экономике страны? Что делается для сохранения стабильностилекарственного обеспечения?
—?В начале 2009 г. наблюдался рост цен как на импортные, так и на отечественные ЛС, увеличилась доля продаж более дешевых препаратов, уменьшился спрос на БАДы, ИМН, сопутствующие средства. Чтобы сохранить достигнутый уровень лекарственной помощи, министерство здравоохранения Свердловской области предложило ряд антикризисных мер с целью установления баланса цен и объема гарантий лекарственной помощи. Эти меры касаются как необходимости принятия ряда шагов на федеральном уровне, так и действий на региональном уровне. Министр здравоохранения области Владимир Климин в конце марта выступил с докладом «Актуальные вопросы лекарственного обеспечения и возможные пути их решения» на коллегии Минздравсоцразвития РФ и предложил принять такие меры, как: введение обязательной регистрации на федеральном уровне цен на ЖНВЛС, более активное импортзамещение, но только по лекарственным средствам соответствующего качества. Министр предложил считать отсутствие на рынке лекарства, цена на которое зарегистрирована, нарушением лицензионных условий и требований со стороны производителя или импортера. А также упростить систему регистрации лекарств, установить предприятиям госзаказ — планы производства или фасовки лекарств по перечню жизненно необходимых.
Антикризисные меры принимаются в Свердловской области на региональном уровне. Решено сохранить предельные торговые надбавки на все ЛС и ИМН. Минздрав области предложил ЛПУ, не дожидаясь выхода нового Перечня ЖНВЛС, пересмотреть формуляры ЛПУ с учетом реального финансирования 2009 г., принципов базисной терапии, импортозамещения.
Принцип импортозамещения активно используется по областной программе, ценообразование в которой регулируется тарифным соглашением. Областной тарифной комиссией в 2009 г. уже переведено 57 позиций лекарственных средств из 332 на более дешевые ЛС отечественного производства, что составляет 17% перечня ЛС. В адрес управлений здравоохранений МО и ЛПУ направлен перечень ЛС, производимых на территории Свердловской области. Для закупок лекарств в льготном лекарственном обеспечении используются в основном «экономичные» ЛС, предназначенные для базисной терапии, ЛС с доказанной эффективностью. В Свердловской области работает две региональные льготные лекарственные программы с финансированием в 2009 г. в объеме 600 млн. рублей.
Для стабилизации лекарственной помощи в сельской местности специалисты ФАПов и ОВП начали доставлять ЛС по заказам граждан на основании агентских договоров вместо реализации. Минздрав области предлагает разрешить обеспечение лекарственными средствами на селе специалистам с медицинским образованием и разрешить выездную торговлю с использованием спецмашин, под обязательным лицензионным контролем. В Свердловской области для этого все готово, в частности, выездную торговлю в любой момент готово начать ГУП СО «Фармация».
.