В беседе Людмила Васильевна Коваленко отмечает:
— Действительно, в условиях реформирования здравоохранения, реализации национального Проекта «Здоровье» реальную ценность представляет лишь всесторонне образованный врач, который хорошо ориентируется в вопросах ранней диагностики функциональных отклонений и хронических заболеваний, проведении диспансерного наблюдения с помощью новейших диагностических методов, реабилитации и восстановительного лечения, профилактики заболеваний; врач, который способен использовать высоко технологичные способы лечения. Поэтому при подготовке врача преподаватели института не только обеспечивают знаниями обучающегося, но и формируют у него потребность в самостоятельном непрерывном овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками в течение всей его жизни.
В медицинском институте ведется подготовка специалистов по специальностям «Лечебное дело» с присвоением квалификации «Врач» и специальности «Педиатрия» с присвоением квалификации «Врач-педиатр» по итогам междисциплинарного государственного экзамена. Конкурс среди абитуриентов в медицинский институт из года в год растет. В настоящее время на факультете обучается более 600 студентов. Обучение студентов проводится в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Программа включает гуманитарные и социально-экономические дисциплины, медико-биологические, клинические и дисциплины специальности. Полученные знания студенты закрепляют во время учебной и учебно-производственной практик в качестве помощника медицинской сестры, помощника фельдшера скорой медицинской помощи и помощника врача стационара и поликлиники.
—В результате врач-выпускник подготовлен к решению следующих задач, — продолжает Людмила Васильевна:
• проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения;
• диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезней, а также малосимптомных и атипичных вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;
• диагностика и оказание первой врачебной помощи при неотложных состояниях;
• лечение с использованием терапевтических и хирургических методов;
• диагностика и ведение физиологической беременности, прием родов;
• проведение экспертизы трудоспособности больных, а также судебно-медицинской экспертизы;
• гигиеническое воспитание больных, а также членов их семей;
• организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации;
• медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
• самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной, справочной и др.).
Многие наши выпускники добились значительного профессионального роста, защитили кандидатские диссертации, работают заведующими отделениями, заместителями главных врачей лечебных учреждений, являются признанными специалистами в своей области.
Выпускники лечебного факультета могут продолжить свое образование на бюджетной основе в годичной интернатуре или в двухгодичной ординатуре по 13 специальностям: «Терапия», «Хирургия», «Акушерство и гинекология», «Педиатрия», «Клиническая лабораторная диагностика», «Рентгенология», «Скорая медицинская помощь», «Анестезиология и реанимация», «Травматология и ортопедия», «Патологическая анатомия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Психиатрия и наркология».
В следующем учебном году планируется открытие интернатуры и ординатуры по онкологии, дерматовенерологии, отолариногологии и кардиологии.
Выпускники лечебного факультета и практические врачи могут продолжить свое образование также в аспирантуре, которая в медицинском институте работает по 10 специальностям: «Акушерство и гинекология», «Гематология и переливание крови», «Кардиология», «Кожные и венерические болезни», «Патологическая физиология», «Педиатрия», «Хирургия», «Эндокринология», «Внутренние болезни», «Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия». В настоящее время по очной и заочной формам обучается 67 аспирантов по различным специальностям.
—?Несомненно, подготовка врачебных кадров для города, района и округа — одна из приоритетных, но не единственная сфера деятельности факультета, — подчеркивает директор Медицинского института. — Следует отметить, что клинические кафедры факультета располагаются на таких лечебных базах, возможности которых позволяют выполнять как прикладные, так и фундаментальные научные исследования. Сотрудники кафедр и врачи больниц принимают активное участие в проведении научных симпозиумов, съездов, конференций и конгрессов. Сотрудниками кафедр института разрабатывается ряд перспективных научных направлений, объединенных в научную программу «Клинико-патогенетические аспекты охраны здоровья населения Среднего Приобья».
Направления Программы:
• Здоровье здорового человека на Севере и в условиях развития нефтегазовой отрасли;
• Здоровье коренного населения округа;
• Репродуктивное здоровье населения региона;
• Охрана здоровья матери и ребенка;
• Новые методы лечебно-профи-лактической помощи;
• Охрана психического здоровья населения; наркомания, токсикомания, алкоголизм;
• Современные информационные технологии в медицине;
• Совершенствование системы медицинского образования в регионе.
Репутация ВУЗа позволяет поддерживать постоянные рабочие контакты с МГУ им. М. Ломоносова, Российским университетом Дружбы народов, Санкт-Петербургским и рядом региональных государственных университетов. Благодаря международным связям института с университетами Арктики, факультетами медицины в Швеции, Франции, Германии, Финляндии, Бельгии, Люксембурга лучшие студенты благодаря дистанционным технологиям имеют возможность изучать мировой опыт в медицинской науке из первых рук.
В современных условиях внеучебная деятельность студентов является важнейшей составляющей качества подготовки и развития конкурентоспособного специалиста и проводится с целью формирования у студента сознательной гражданской позиции, стремления к сохранению и приумножению нравственных, культурных, общечеловеческих и научных ценностей, а также выработки навыков конструктивного поведения в новых экономических условиях.
Свои творческие возможности студенты института развивают, участвуя в работе коллективов художественной самодеятельности. В настоящее время в институте созданы танцевальный коллектив «Персона» под руководством выпускницы МИ Иосифовой Э. К., команда КВН «MIX» и другие. Коллектив «Персона» — участник всех концертов, проводимых ВУЗом, неоднократно приглашался на городские и окружные мероприятия.
Студенты имеют возможность проявить свои способности также через комплекс мероприятий, направленных на повышение их творческих, культурных, нравственных и организаторских способностей, а именно через традиционные мероприятия: «Дебют первокурсников», «Посвящение в студенты», конкурс «Лучшая академическая группа СурГУ», городской конкурс «Студенческая весна», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», межфакультетская спартакиада по различным видам спорта. Многие студенты входят в состав городских творческих коллективов, которые, выступают на районных, окружных и всероссийских мероприятиях.
Физическое воспитание в институте реализуется комплексно — в тесной взаимосвязи с учебными занятиями, работой спортивных секций и информационными акциями (лекции-беседы по борьбе с наркоманией, заболеваний СПИДом, алкогольной зависимости). Студенты медицинского института посещают спортивные секции баскетбола, волейбола, настольного тенниса, плавания. Среди студентов есть кандидаты в мастера спорта и мастера; институт гордится своими выпускниками, которые прославляют своими победами и достижениями университет, округ, страну.
—?Несомненно, наш ВУЗ динамично развивается, соответствуя запросам практического здравоохранения, — объясняет Людмила Васильевна, — обладает высоким педагогическим и научным потенциалом. В обучении студентов используются передовые методики и современное оборудование, у нас ведется насыщенная научная жизнь, мы выступаем организаторами конференций, наши сотрудники ездят на всероссийские и международные симпозиумы. Но, безусловно, приоритетной задачей нашего института является воспитание специалистов, способных оказывать качественную медицинскую помощь людям! И к выполнению этой задачи в 15 летний юбилей мы подошли со своими достижениями и дальнейшими планами на будущее!
СПРАВКА
Людмила Васильевна КОВАЛЕНКО
директор Медицинского института ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», доктор медицинских наук, профессор
В 1979 г. закончила Карагандинский государственный медицинский институт. После окончания учебы занимала должность ассистента, доцента, заведующего кафедрой патофизиологии КГМИ. В 1988 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук «Состояние сурфактантной системы легких при изменениях инсулиногенеза», а в 1997 году — докторскую диссертацию «Сурфактантная система легких у плода и новорожденного при сахарном диабете у беременных» по специальности — патологическая физиология. С 1998 года Людмила Васильевна работает в должности профессора кафедры физиологии по курсу общей и клинической патофизиологии Сургутского государственного университета. А через три года избрана на должность декана медицинского факультета. В своей работе уделяет большое внимание развитию концепции непрерывного медицинского образования в городе и округе.
Автор более 200 научных и учебно-методических работ, в их числе 3 монографии, 3 учебника по патофизиологии. Является заведующей кафедрой общей патологии и научным руководителем лаборатории клинической и экспериментальной перинатологии. Людмила Васильевна удостоена звания «Почетный работник высшего профессионального образования». В 2004 г. по заданию Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Российской Федерации принимала участие в международных многоцентровых исследованиях по оценке состояния репродуктивного здоровья населения. В 2006 г. избрана академиком Международной академии педагогического образования.