В городе Астрахани проживает более 4 000 детей с ограниченными возможностями. Эти дети нуждаются в комплексных реабилитационных услугах: психологической помощи, лечении и обучении. Поэтому основная цель реабилитационного центра — это осуществление медико‑социальной, социально‑педагогической, психолого‑социальной реабилитации детей и подростков сограниченными возможностями от рождения до 18 лет, имеющих нарушения психического и интеллектуального развития различной степени тяжести.
Задачи, которые ставят перед собой специалисты учреждения:
— разработка и внедрение в деятельность центра инновационных технологий в области комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
— использование здоровьесберегающих технологий, способствующих улучшению качества жизни и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями;
— совершенствование реализации программ индивидуальной реабилитации;
— развитие системы оказания реабилитационной помощи путем взаимодействия структурных подразделений центра с различными учреждениями и ведомствами (здравоохранения, образования, культуры, общественными организациями) с целью комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями.
Следовательно, в целях создания условий для оказания реабилитационной помощи в учреждении функционирует семь отделений: диагностики и консультативной помощи (полустационар); дневного пребывания (стационар); медико‑социальной реабилитации; реабилитационных технологий; служба психолого‑педагогического сопровождения; отделение реализации социальных программ и ресурснометодический центр.
Как замечает Наталья Юрьевна Сязина, директор ГУ Астраханской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Коррекция и развитие"», работа данных отделений выстроена по принципу трандисциплинарной модели поэтапного и комплексного ведения ребенка в процессе всего периода реабилитации. Координатором работы отделений по оперативному решению вопросов приема и обслуживания детей является медико‑педагогический совет центра.
— Особенностью нашего центра является то, что успешно внедряется система поэтапного оказания социально‑реабилитационной помощи, которая предполагает последовательное включение в работу с детьми и семьями специалистов не только нашего центра, но и учреждений, чья деятельность направлена на работу с детьми данной категории, — продолжает Наталья Юрьевна. — На основе этого разрабатывается комплекс мероприятий по оказанию медицинской, консультативно‑диагностической, пихологической, социокультурной помощи, ориентированной не только на городское население, но и на сельские районы Астраханской области.
Неотъемлемой частью работы учреждения медико‑социальная реабилитации детей с серьезными нарушениями нервно‑психического развития, обусловленными наследственными и врожденными факторами.
Отделение медико‑социальной реабилитации оказывает специализированную медицинскую помощь, используя как традиционные, так и новые технологии, составляет индивидуальные программы реабилитации. При этом специалисты отделения постоянно взаимодействуют с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи, осуществляют их обучение основам медико‑психологических и медико‑социальных знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Большое внимание в работе отделения уделяется организации сбалансированного питания детей, больных фенилкетонурией, на основе безбелковой диеты, а также детей с синдромом Дауна, врожденным гипотиреозом.
В комплексе оказываемых медико‑реабилитационных услуг с успехом используются методики лечебной физкультуры, массажа (классического, рефлексо‑сегментарного, биологически активных точек), аппаратной физиотерапии, бальнеотерапии в сочетании с элементами трудотерапии, фитотерапии с применением биологических стимуляторов природного происхождения и витаминотерапии.
В основе работы отделения диагностики и консультативной помощи прежде всего лежит поэтапное оказание социально‑реабилитационной помощи: ранняя диагностика (прием врача‑неонатолога); индивидуальные коррекционно‑развивающие занятия; работа группы кратковременного пребывания для детей с тяжелыми нарушениями нервно‑психического развития; консультативная помощь; ежемесячные консультативные приемы в сельских районах области. Кроме того, большое значение имеет семейноориентированный подход, лежащий в основе диагностики индивидуальных особенностей ребенка высококвалифицированными специалистами (неонатологом, педиатром, логопедом, дефектологом, неврологом, психиатром), а также в консультировании родителей по вопросам установления инвалидности, обучения и профориентация, оздоровления детей.
Стационарное обслуживание детей осуществляет отделение дневного пребывания, в котором поэтапно реализуются индивидуальные программы медико‑социальной, психолого‑социальной, социально‑педагогической реабилитации детей от 3 до 9 лет с нарушениями интеллекта, задержкой психоречевого развития.
В отделении дневного пребывания действует семь реабилитационных групп, каждая из которых создана с учетом особого состояния детей и обеспечивает комфортное и безопасное пребывание, давая возможность ощутить атмосферу доброжелательности и домашнего уюта, что помогает в формировании чувства психологической безопасности у ребенка. Для создания оптимальной коррекционной развивающей среды оборудованы и функционируют кабинеты дефектологов, логопедические кабинеты, оснащенные компьютерной техникой, комплексом для коррекции речи «Дельфа».
В беседе Наталья Юрьевна отмечает:
— Реализация комплексной педагогической коррекции и реабилитации проходит по следующим основным блокам:
— игротерапия (в форме групповых и индивидуальных занятий, виды игр: сюжетно‑отобразительные, игры с природным, бросовым материалом и тканью, конструктивные игры, театрализованные игры, подвижные);
— физкультурно‑оздоровительный блок (утренняя оздоровительная гимнастика, специальные подгрупповые и индивидуальные занятия по физическому и моторно‑двигательному развитию, пальчиковая гимнастика);
— трудотерапия (формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания, умения решать конкретные трудовые поручения, самостоятельно создавать несложные поделки из разнообразных материалов);
— блок музыкальной реабилитации (занятия по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей детей с ограниченными возможностями);
— блок речевого и коммуникативного развития (коррекционная работа по развитию речи и коммуникативному поведению, осуществляемая в процессе индивидуальной логопедической работы);
— блок артпедагогики (коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы, создание предпосылок для формирования у ребенка с ограниченными возможностями творческой активности по следующим направлениям: изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); художественно‑ручной труд, художественно‑речевая деятельность, театрализованно‑игровая деятельность);
— обучение родителей основам реабилитации.
Для повышения эффективности реабилитации специалистами отделения реабилитационных технологий активно внедряются и используются инновационные технологии. Это, прежде всего, реализация программ реабилитации и оздоровления детей с ограниченными возможностями с помощью игрового компьютерного комплекса «БОС — здоровье» с использованием метода биологической обратной связи (дататека); вспомогательных игровых средств и игрового оборудования (лекотека); иппотерапии, гидрокинезотерапии и канистерапии. Помимо этого, активно разрабатываются и внедряются в практику авторские адаптированные программы реабилитации, основанные на базовых методиках, осуществляется помощь родителям по использованию в домашней практике простейших методов коррекции, развивающих пособий и видеоматериалов, внедряются элементы пользования компьютерной техникой среди детей.
С самого дня основания центра коллектив стремится многогранно расширять свои возможности в сфере реабилитационного обслуживания детей, используя при этом инновационные формы: психолого‑педагогическое сопровождение ребенка и семьи; создание интегративного родительского клуба «Мы вместе»; проведение фестивалей, выставок, туристических и спортивных акций, способствующих лучшей адаптации детей‑инвалидов в обществе; выпуск методических сборников; создание научно‑экспериментальных площадок на базе центра; сотрудничество с научными учреждениями города; интернет‑консультирование семей из других регионов и стран ближнего зарубежья, руководствуясь в своей работе принципом индивидуального подхода к каждому ребенку.
В заключение Наталья Юрьевна подмечает: «Наш практический опыт доказывает, что для достижения положительного эффекта реабилитации необходимо всесторонне развивать ребенка, формировать нормы поведения, развивать коммуникативные навыки общения и самообслуживания!»
.