— Павел Анатольевич, каким вопросам комитет здравоохранения Астрахани сейчас уделяет пристальное внимание?
— То, что мы воплощаем сегодня в практику городского здравоохранения, не просто предлагает, а требует нынешняя действительность. В прошлом году на нужды городского здравоохранения бюджет города выделил почти миллиард рублей. Небывалые вложения.
Стремясь приблизить качественную медицинскую помощь к населению, городской комитет сосредоточил усилия сразу на нескольких направлениях: реорганизация амбулаторно-поликлинической сети, открытие новых отделений, помощь детству, подготовка кадров. В отдаленных районах были открыты четыре травматологических кабинета, два пункта неотложной помощи. Активное развитие получила стационарозамещающая помощь, дневные стационары сегодня действуют практически при всех городских поликлиниках, и пациенты могут пройти оздоровление по месту жительства, причем некоторые стационары работают в две смены, значит, пролечиться могут вдвое больше нуждающихся.
В городской детской поликлинике № 1 открыт центр инсулиновой помпотерапии для детей, страдающих сахарным диабетом, первый в России. Городской бюджет выделил средства на покупку нескольких помп и системы постоянного мониторинга глюкозы. В рамках реорганизации амбулаторной сети по-новому заработала детская поликлиника № 3, к которой присоединили еще две детские поликлиники. Их, в свою очередь, пришлось вывести из состава больниц. Когда поликлиники в составе больничных объединений, они несамостоятельны и финансируются по остаточному принципу. Эту задачу решили по-другому. Во-первых, такое объединение позволило изменить систему финансирования, сделало ее более эффективной. Во-вторых, улучшилась диагностическая база этой поликлиники. Плюсов много. Самое главное, что для детей и родителей удобно. Надо признаться, что у идеи такой реорганизации поначалу было немало противников. Однако через некоторое время скептики успокоились, признав, что такое решение целесообразно и экономически оправдано.
В рамках государственной программы «Здоровая Россия» открыты два центра здоровья — для взрослых и для детей. Сегодня сюда обращается все больше астраханцев, чтобы пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по ведению здорового образа жизни. В принципе, это привитие другой культуры, другого отношения к своему здоровью — как к долгосрочному ресурсу.
На базе детской той же городской поликлиники № 1 организован кабинет семейной вакцинации, в котором и родители, и дети могут получить подробную консультацию иммунолога по поводу тех или иных прививок, в том числе и тех, что не входят в национальный календарь прививок, и пройти вакцинацию.
— В настоящее время повсеместно остро стоит проблема кадров. Ощущается ли нехватка специалистов в Астрахани?
— Кадровый вопрос мы пытаемся решить всеми возможными способами, например, — в рамках пилотного проекта подготовки врачей общей практики. Столь массового выпуска — сразу 40 врачей и 40 медсестер им в помощь — в России еще не было. Астрахань оказалась первой. Врачей готовили на базе городского телеабонентского пункта и профессорско-преподавательского состава Московской медицинской академии им. Сеченова. Медсестры прошли переподготовку в Астраханской государственной медицинской академии. Новые специалисты уже работают на отдаленных участках, существенно разгрузив участковую службу, а следующие — теперь уже 92 человека — проходят обучение по той же схеме.
Кадровый голод касается и управленческих кадров. Сегодня надо мыслить по-новому, не бояться принимать неординарные решения. В рамках президентской программы подготовки молодых руководителей город обучает 13 молодых специалистов — это муниципальный кадровый резерв здравоохранения.
— Решение каких задач для комитета является первостепенным?
— Сегодняшние управленческие решения, которые принимаются в городском комитете, — кирпичики в фундамент новой системы здравоохранения. В эту систему вписываются и курсы повышения квалификации для экономистов лечебных учреждений города, на которых они осваивают программу совершенствования финансово-экономического анализа в здравоохранении; и объединение и модернизация городских поликлиник для того, чтобы сделать их работу более эффективной, оснастить их новой техникой, увеличить количество кабинетов врачей; и переквалификация терапевтов городских поликлиник на кардиологов нового поколения, которые помимо прочего будут владеть методами УЗИ-диагностики сердца, основами эндоваскулярной терапии, смогут вести больных в до- и после- операционные периоды и заниматься вопросами реабилитации, и ремонт городских поликлиник — в прошлом году отремонтировали все дневные стационары, в этом году взялись главным образом за детские поликлиники.
Следующим этапом программы модернизации системы здравоохранения станет информатизация лечебно-профилактических учреждений. Ее внедрение начнется с образования диспетчерской службы, в первую очередь включающей в себя электронную регистратуру. Она расширит возможности пациентов, избавит их от очередей: каждый больной будет приходить на прием к врачу к определенному времени — так, как это делается во многих частных медицинских учреждениях. До конца года электронная регистратура заработает в каждой поликлинике Астрахани, и записаться на прием можно будет через сайт комитета по здравоохранению. Вторым этапом станет создание центрального архива цифровых данных, что позволит лечебным учреждениям обмениваться цифровой информацией о больных.
— Нынешние перемены в здравоохранении направлены «на пациента», на приближение к нему качественной медицинской помощи. Расскажите о реализации в Астрахани программы «Открытое поле».
— Эта программа дает возможность пациенту самому выбрать лечебное учреждение и врача. Вроде бы этот выбор был у него всегда, но на самом деле он был ограничен: поликлиники были прикреплены к определенному стационару по территориальному принципу. Однако с недавних пор это стало возможно. С января этого года пациенты стали выбирать стационар для плановой госпитализации, женскую консультацию или стоматологическую клинику. И этот выбор сразу показал эффективные и проблемные учреждения. Именно через предпочтения пациентов становится возможным решение проблемы качества оказания медицинской помощи. Медицина и впрямь поворачивается лицом к человеку. Хотя жаловаться пациенты будут все равно, просто изменится качество жалоб. Недовольство населения теми услугами, которые ему сегодня предоставляет здравоохранение, — вещь относительная. В Германии, которая занимает третье место в мире по уровню организации здравоохранения, пациенты тоже недовольны тем, как их лечат, как к ним относятся. Причем недовольных 60 процентов. Кстати, по качеству жалоб можно судить о динамике изменений в здравоохранении. Так что жалобы — это нормальный индикатор. Своего рода подсказка: на что обратить внимание.
— Что запланировано на ближайшее будущее?
— В планах комитета — открытие помпового центра для взрослых больных сахарным диабетом, открытие клиники двигательных и когнитивных нарушений — для восстановительного лечения постинсультных и посттравматических больных, создание городского перинатального центра, развитие высокотехнологичных видов помощи на базе ведущих городских больниц. И мы уверены, что все получится, несмотря на кризис. А может, благодаря нему, потому что сейчас главные врачи учатся считать деньги и расставлять приоритеты.
.