ИСТОКИ
Прародителем всех наиболее авторитетных екатеринбургских вузов, в том числе медицинского, следует считать Уральский университет.
После опустошительной гражданской войны усилилась роль Екатеринбурга как центра возрождения экономики края, обладающего богатейшим промышленным потенциалом. Руководящие органы страны инициировали создание вуза межгубернского значения, долженствовавшего стать основной научно-технической базой промышленности в будущей Уральской области. Активное участие в организации университета принимал и А.М. Горький.
Летом 1920 года председатель новообразованного оргкомитета по созданию Уральского университета, естествовед и общественный деятель А.П. Пинкевич (впоследствии – первый ректор) начал работу, находясь в Петрограде. Поэтому в Екатеринбурге возникла вспомогательная комиссия под руководством Б.В. Дидковского, участника революции и Гражданской войны на Урале, широко образованного человека, знакомого с постановкой высшего образования не только в России, но и за рубежом – как выпускника математического и геологического факультетов Женевского университета.
Уральский государственный университет учрежден декретом Совнаркома РСФСР от 19 октября 1920 года. Торжественное открытие состоялось в театре имени А.В. Луначарского. Вуз разместили в здании бывшей военной академии постройки 1858 года, до того принадлежавшем Екатеринбургскому духовному училищу, где в свое время учились А.С. Попов, П.П. Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк.
Вуз включал институты: медицинский, горный, политехнический, сельскохозяйственный, педагогический, общественных наук. В данную структуру входили: 12 факультетов и рабфак, около 2 000 студентов; 50 профессоров; лаборатории с оборудованием, выделенным вузами Москвы и Петрограда и уральскими заводами; крупная по тем временам библиотека, отбором книг для которой ведали специальные бюро в Москве и Петрограде. По просьбе ректора Максим Горький 18 января 1921 года посылает приветственное письмо студентам и преподавателям с заключительными словами: «Учитесь. Не верьте, исследуйте!» Правда, учебные корпуса находились в аварийном состоянии, профессора в основном читали свои «конденсированные курсы» на протяжении месяца, а затем возвращались в столицы за отсутствием в Екатеринбурге подходящих квартир. Студенты посещали не все лекции, так как вынуждены были зарабатывать на жизнь – стипендии получали меньше половины из них.
Вуз был приравнен к ударным предприятиям «первостепенной государственной важности». Б.В. Дидковский летом 1921 года получил премию, как отмечается в документе, «за выдающуюся работу по университету за 1920 год», а осенью его назначили ректором.
1922 год стал самым тяжелым в истории университета. Из-за страшного голода и отвлечения всех средств на восстановление народного хозяйства вуз оказался на грани закрытия. Ряд институтов фактически не приступили к занятиям, факультеты объединялись. Заработная плата сотрудников надолго задерживалась. Встал вопрос о закрытии медицинского факультета. Спасая факультет, профессора и студенты отказывались от стипендий, пайков, гонораров, организовывали в Екатеринбурге благотворительные акции в пользу университета.
Летом 1922 года Б.В. Дидковскому удалось отстоять в Главпрофобре право на существование вуза. Сметное ассигнование было увеличено в полтора раза.
Чтобы накормить людей, руководство университета выстраивало сложные бартерные цепочки. Сдавались в аренду университетские сельскохозяйственные орудия. Арендная плата шла на создание мастерской по ремонту сельхозмашин. Продукты, вырученные за ремонт, поступали на стол преподавателей. Дополнением к академическому пайку были овощи, выращенные в подсобном хозяйстве Уральского университета «Адуевский камень».
1923 год стал первым нормальным учебным годом в истории университета, несмотря на то, что в нем остались только три факультета – горный, химико-металлургический и медицинский. Получили из-за границы закупленное еще в 1921 году оборудование и литературу. Библиотека увеличилась с 17 800 томов (в 1920 году) до 100 000 томов (в 1922). Вышел в свет первый номер журнала «Известия Уральского государственного университета». Преподаватели участвовали в работе уральских обществ – любителей естествознания и медицины. За 1922—1924 гг. вуз подготовил 78 дипломированных медиков.
А.В. Луначарский, посетивший университет летом 1923 года, отметил его среди молодых вузов, которые «цепко утверждают себя в жизни и являются полезными элементами нового строительства».
Среди студентов-медиков 1920-х годов – хирург А.М. Аминев (будущий заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат премии имени Н.И. Пирогова, один из основоположников лапароскопии в России; в военное время главный хирург 2 общевойсковой армии, затем директор Пермского стоматологического института и заведующий кафедрой Куйбышевского мединститута) и П.С. Катаев, будущий первый директор Свердловского медицинского института.
СТАНОВЛЕНИЕ
К 1929 году медицинский факультет перевели в Пермь, а университет в составе оставшихся двух факультетов переименовали в Уральский политехнический институт. Но острая недостаточность медицинских кадров в Екатеринбурге заставила руководство края неоднократно ставить перед «центром» вопрос об организации второго на Урале медицинского вуза. И вот 10 июля 1930 года специальным постановлением Совнаркома РСФСР создан Свердловский государственный медицинский институт, с одним лечебно-профилактическим факультетом, имеющим два отделения – терапии и хирургии.
В институт пришли профессора, ранее преподававшие на медицинском факультете университета, – гистолог В.О. Клер (сын краеведа, педагога и президента Уральского общества любителей естествознания О.Е. Клера), основатель уральской онкологической школы, крупный ученый, хирург широкого профиля Л.М. Ратнер (отец Г.Л. Ратнера, основателя Куйбышевской школы сосудистой хирургии), уролог В.К. Шамарин и еще 11 преподавателей. Первые занятия на вечернем отделении начались 12 марта 1931 года, а в сентябре приступили к занятиям студенты дневного, всего – 182 человека.
Для вуза было выделено два этажа в строившемся терапевтическом корпусе городской клиники (позже институт занял его весь), на площади Коммунаров (сейчас улица Репина). Корпус входил в комплекс медицинского городка, включающего также городскую клинику, Институт охраны материнства и младенчества, военный госпиталь и Институт физиотерапии и профзаболеваний. Авторы проекта, архитекторы-новаторы Г.А. Голубев и А.В. Кац, строили единый ансамбль в стиле конструктивизма и постарались в нем радикально отойти от традиционного представления о больницах.
Первыми студентами-медиками были рабочие, колхозники, единоличники, батраки, кустари, военнослужащие и служащие. Стипендию получали 84,8% студентов. При ее размере в 102 рубля на трехразовое питание студент тратил 32 рубля в месяц. Фабрику-кухню частично обеспечивало продуктами собственное подсобное хозяйство института.
Ныне здание на улице Репина, достроенное в 1936 году, по-прежнему именуется главным учебным корпусом №1 Уральской медицинской академии. В нем располагается администрация института и несколько кафедр.
В начале 1930-х годов вузу передали бывший купеческий двухэтажный дом на улице Декабристов, постройки 1840-х годов. Однако этих зданий явно не хватало для потребностей разраставшегося вуза. Документы того времени гласят: «…наиболее вопиющей нуждой института является крайняя недообеспеченность учебными площадями института в целом и отдельных его кафедр…», «Мизерность помещений для лекций крайне лимитизирует вопрос дальнейшего укрепления и развития научно-исследовательской работы подразделений клиники института, которые располагаются в городских больницах. Без кардинального увеличения площадей нельзя рассчитывать на нормальный ход научно-исследовательской деятельности…».
Оценив необходимость создания клинических баз для мединститута, городские власти приняли решение об открытии в Свердловске областной клинической больницы на 650 коек (будущая Свердловская городская клиническая больница скорой помощи). В 1935 году неподалеку от городского парка «Зеленая роща» началось строительство по проекту И.А. Югова. В год открытия больницы (1939) там начали работать кафедры факультетской и госпитальной хирургии и терапии. Их возглавили выдающиеся врачи, профессора, основатели уральских научных школ хирургов – А.Т. Лидский (будущий заслуженный деятель науки РСФСР, член-корреспондент АМН СССР) и терапевтов-кардиологов – Б.П. Кушелевский (также будущий заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии). В течение многих десятилетий эта больница оставалась одной из лучших в Свердловске.
В 1936 году принято положение о студенческом научном обществе, избрано его правление, а в 1937 – институту предоставлено право принимать к защите кандидатские диссертации.
В 1920-1930 гг. в Свердловске и области отмечались высокие заболеваемость и смертность детей из-за нехватки врачей-педиатров. Облздравотдел неоднократно обращался в Наркомздрав РСФСР с ходатайством об открытии в Свердловском медицинском институте педиатрического факультета. Разрешение было дано, и после непродолжительного подготовительного периода 7 февраля 1939 года педиатрический факультет начал работу. Деканом стал доцент К.П. Гаврилов. Первый и третий курсы были укомплектованы по 100 человек за счет студентов лечебного факультета.
В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Первый выпуск врачей-педиатров состоялся в июне 1941 года, но так как Великая Отечественная война потребовала переквалификации врачей любых специальностей для работы на фронте, то педиатрический факультет был расформирован, всех студентов начали готовить на военврачей по единой программе военного времени.
Начало войны застало выпускников обоих факультетов на последнем государственном экзамене. 26 июня 1941 года 305 человек получили дипломы. Выпускного вечера не было. Многие уже в июне ушли на фронт, остальные были мобилизованы в течение двух следующих месяцев. В сентябре 1941 года институт провел первый досрочный выпуск 82 врачей, а в декабре состоялся второй – выдано еще 330 дипломов. Из оставшихся в живых были удостоены наград: шесть врачей – ордена Ленина, девять – ордена Красного Знамени, 43 – ордена Красной Звезды, восемь – ордена Отечественной войны, 462 человека получили медали в войну и в мирное время. Всего за время войны выпущено более 2 000 специалистов.
В Свердловской области была развернута одна из крупнейших в стране баз тыловых эвакогоспиталей. Всего, согласно списку Книги Памяти Свердловской области, в регионе размещался 161 госпиталь на 60 000 раненых. Решено было к 15 января 1942 года организовать для эвакогоспиталей научно-методический центр по физиотерапии и травматологии на базе медицинского института и создать методическое бюро, позже названное советом. В его состав вошли профессора, основатели уральских школ: гастроэнтерологии – В.М. Каратыгин, ортопедии-травматологии – Ф.Р. Богданов (главный хирург Уральского военного округа, автор революционного способа лечения переломов и ортопедических заболеваний с помощью металлического стержня, будущий член-корреспондент АМН СССР), неврологии и нейрохирургии – Д.Г. Шеффер (главный невропатолог-нейрохирург эвакогоспиталей Уральского военного округа). Членами бюро также стали В.К. Шамарин, Л.М. Ратнер, Б.П. Кушелевский (главный терапевт-консультант эвакогоспиталей Уральского военного округа), а председателем стал А.Т. Лидский (главный хирург эвакогоспиталей Свердловска и области). Бюро консультировало, разрабатывало новые методы лечения ранений и внедряло их в практику. В госпитали Свердловской области направлялись самые тяжелые раненые. При этом подавляющему большинству (около 89%) была спасена жизнь, а почти половина из них возвратилась в боевой строй.
Скученность населения в результате эвакуации, плохое питание, тяжелые условия труда, нехватка мыла и недостаточная санитарная культура способствовали эпидемиям. При Свердловском облисполкоме была создана чрезвычайная противоэпидемическая комиссия. При железной дороге действовал эвакопункт, где круглосуточно дежурили врачи или опытные фельдшеры. Мединститут оказывал немалую помощь: студенты дежурили на эвакопункте, участвовали в проведении прививок и санпросветработе среди населения, санитарных походах в общежития, в организации семинаров и курсов для медработников. В 1943 году в институте открылся санитарно-гигиенический факультет. Состоялся набор 75 человек на 1-й курс факультета и успешно прошло комплектование старших курсов за счет студентов лечебно-профилактического факультета. При отсутствии штатного преподавательского состава на должности руководителей первых профильных кафедр были привлечены в качестве совместителей наиболее опытные санитарные врачи Свердловска: В.С. Серебренников – начальник санитарной инспекции города; Л.К. Пашкевич – директор НИИ санитарии и гигиены, специалист в области пищевой гигиены; С.М. Бриль – заместитель заведующего облздравотделом, с многолетним опытом преподавания школьной гигиены в педагогическом институте; профессор С.В. Миллер, заведующий кафедрой общей гигиены и руководитель отдела труда в Свердловском НИИ гигиены труда и профзаболеваний.
Уже в 1943 году правительство сочло возможным возобновить работу педиатрического факультета.
БОГАТЫЙ ОПЫТ – АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
В 1945 году при СГМИ открылись курсы усовершенствования врачей. Там преподавали известные ученые, профессора: кардиохирург М.С. Савичевский, хирург И.Д. Прудков, аллерголог О.А. Синявская, педиатр А.В. Харитонова, дерматовенерологи В.И. Сяно и М.Б. Поташник. В 1960 году курсы объединены в факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
В том же году под руководством Б.П. Кушелевского на станции скорой медицинской помощи, основанной в 1923 году, начинает работать первая на Урале (и вторая в СССР) специализированная кардиологическая бригада. В 1962 году, под руководством Д.Г. Шефера, – первая в стране «инсультная» бригада. В 1967 – под руководством А.Т. Лидского – токсико-терминальная бригада, позже названная реанимационной службой. Ныне екатеринбургская станция СМП обладает уникальным опытом в неотложной помощи больным при ургентных состояниях, чем она, безусловно обязана работавшим там ведущим врачам мединститута.
Несколько ранее, в 1964 году, создана центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ) в составе восьми лабораторных подразделений. В 1970 – заработал деканат специализации врачей-интернов. Подготовительное отделение, в которое входили воскресные, вечерние курсы и рабфак, возникло в 1971 году; стоматологический факультет – 6 августа 1976 года.
В 1979 году за вклад в развитие медицинской науки и подготовку медицинских кадров СГМИ награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Факультет довузовской подготовки открылся в августе 1991 года, как альтернатива подготовительному отделению.
В 1993 году в результате объединения независимо существовавших студенческого научного общества и Совета молодых ученых образовано научное общество молодых ученых и студентов (НОМУС).
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
Статус Уральской государственной медицинской академии вузу присвоен в 1995 году.
В 2005 году открылся фармацевтический факультет, причиной этому послужил серьезный дефицит специалистов аптечного дела. В 2005 году создано отделение высшего сестринского образования. Заочная форма обучения без отрыва от производства позволяет студентам уже в процессе учебы применять теоретические знания на практике. В 2007 году состоялся первый набор на отделение социальной работы.
Ныне вуз реализует программы высшего профессионального образования на восьми факультетах и двух отделениях: лечебно-профилактическом, педиатрическом, стоматологическом, медико-профилактическом, фармацевтическом, высшего сестринского образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей, специализации врачей-интернов и ординаторов, довузовской подготовки и заочного отделения, включающих 67 кафедр.
Послевузовское образование ведется по 36 специальностям в интернатуре, 39 - в клинической ординатуре, 41 - в аспирантуре. В 3-х диссертационных советах проводится защита кандидатских и докторских диссертаций. Более чем по 30 специальностям осуществляется профессиональная подготовка и усовершенствование врачей. В академии учится около 4 000 студентов, на факультете повышения квалификации и профессиональной подготовки ежегодно слушают курс до 4 000 врачей. За годы существования вуза дипломы врачей получили около 40 000 выпускников. Учебный процесс обеспечивают более 600 преподавателей, в том числе 140 докторов наук, профессоров, 320 кандидатов наук. В составе коллектива: член-корреспондент РАМН, 20 академиков и членов-корреспондентов общественных академий, пять заслуженных деятелей науки, более 50 заслуженных врачей и пять заслуженных работников высшей школы РФ, два лауреата премии Правительства РФ, два лауреата премии имени Г.Ф. Ланга (РАМН) и семь – премии имени В.Н. Татищева и Г.В. де Геннина (основателей Екатеринбурга).
Профессора по праву возглавляют научные школы академии: физиологов и патофизиологов, хирургов, терапевтов, кардиологов, неврологов и нейрохирургов, акушеров-гинекологов, гигиенистов, педиатров, хирургов, ортопедов, анестезиологов-реаниматологов, стоматологов и другие. Научный потенциал был заложен с самого начала академиками РАН и РАМН: врачом лучевой диагностики Л.А. Булдаковым (лауреатом Государственной премии СССР, кавалером орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Почета, Мужества и многих медалей), физиологами В.В. Париным (сыном известного пермского врача В.Н. Парина, одним из организаторов АМН СССР и основоположников космической биологии и медицины) и В.Н. Черниговским, гигиенистом Б.Т. Величковским, хирургом-гастроэнтерологом Л.В. Полуэктовым, патофизиологом Я.Г. Ужанским. Свой вклад внесли профессора: акушер-гинеколог И.И. Бенедиктов, хирурги В.Н. Климов (ректор института с 1962 по 1983 годы) и А.Ф. Зверев (организатор и руководитель детской хирургической клиники, автор известной «операции Зверева» – закрытия трансплантатом внутреннего отверстия костного канала при врожденной черепно-мозговой грыже).
Научные исследования ведутся по четырем основным направлениям: социальных и общегуманитарных дисциплин, биологии, медицине, фармации. Это – физико-химические основы патогенеза, научные основы здравоохранения, укрепление здоровья населения, медико-социальные аспекты профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных злокачественными опухолями, новые технологии клинической педиатрии, детской хирургии, оториноларингологии и др. Особое внимание уделяется темам, консолидирующим изыскания не только медиков, но и химиков, физиков, математиков, инженеров. Все самые современные и высокотехнологичные методы диагностики и лечения, представляющие гордость здравоохранения Свердловской области, разрабатываются и внедряются при участии ученых академии: малоинвазивные и робото-ассистированные операции, брахитерапия (контактная лучевая терапия), выхаживание глубоко недоношенных детей, молекулярно-генетические методики, криогенные технологии и целый ряд других.
Академия сотрудничает с Нортумбийским университетом, школой первичного звена Манчестерского университета, Лондонским институтом психиатрии, Лондонским королевским колледжем и Ассоциацией планирования семьи (все – Великобритания); Johns Hopkins University (Мэриленд, США); Ассоциацией эндоскопической хирургии (Нидерланды); Гессенским университетом и Герлингенским центром пульмонологии и грудной хирургии (Германия). Контакты воплощаются в совместные гранты, международные образовательные программы, симпозиумы, обучение специалистов за рубежом.
Научное общество молодых ученых и студентов (НОМУС) – организация, объединяющая студенческие научные общества кафедр и подразделений академии. Она включает в себя 16 секций: Actual points of medicine and health care», «Биомедицинская физика и нанотехнологии, «Внутренние болезни» и другие, каждая из которых объединяет кафедральные СНО соответствующего профиля. Руководят работой секции председатель – профессор и сопредседатель – студент или молодой ученый. Председатели и сопредседатели секций образуют Совет НОМУС. Совместная деятельность студентов, аспирантов и молодых врачей обеспечивает необходимую преемственность.
Академия ныне – это добротно оснащенная центральная научно-исследовательская лаборатория, стоматологическая клиника, центр семейной медицины. Более 40 клинических баз в лучших лечебно-профилактических учреждениях, органах и учреждениях Роспотребнадзора, аптеках города и области и НИИ медицинского профиля. Библиотека с фондом более полумиллиона единиц хранения, Центр эстетического воспитания, пять общежитий, спортзалы, спортивные площадки, лыжная база. Система менеджмента качества, единое сетевое информационное пространство в вузе, свободный доступ в Интернет, фантомные комнаты для отработки практических навыков. Четыре музея: анатомический, патологоанатомический, судебной медицины и оперативной хирургии, кроме того, музей истории академии.
Свои творческие способности студенты реализуют под руководством Управления по воспитательной и внеучебной работе академии, в творческих объединениях – хоре, театре-студии, студии современного танца. Работает спортивный клуб «Уральский медик», проводятся «День первокурсника», «Праздник белого халата», «День открытых дверей», «День науки», конкурс «Мисс и мистер УГМА».
Развиваясь как единый научно-образовательный и лечебный комплекс, академия видит свою миссию в формировании интеллектуального, культурного и нравственного потенциала личности на ниве медицинской науки ради сохранения здоровья нации.
Девиз академии: «Во благо здоровья уральцев — изучать, исцелять, воспитывать!».