На сегодня туберкулез по-прежнему остается одним из самых опасных инфекционных заболеваний. По словам директора ФГУ «УНИИФ» Минздравсоцразвития РФ профессора Дмитрия Николаевича Голубева, проблема туберкулеза в глобальном масштабе была актуальна во все времена. В XVII–XVIII веках каждый пятый взрослый умирал от туберкулеза. За сто лет в период с 1850 по 1950 годы от этой болезни скончалось около 1 млрд человек во всем мире. Исходя из статистики последних лет, за 1990–1999 годы около 300 млн человек инфицировалось микобактериями туберкулеза, примерно 90 млн заболело и еще 30 млн умерло. Ежегодно 54 млн человек инфицируется микобактериями туберкулеза, выявляется до 8 млн новых заболевших, более 3 млн умирают в результате болезни. В общей структуре смертности среди населения 15–59 лет 9,6 % смертей вызывает именно туберкулез. 98 % случаев смерти от туберкулеза приходятся на развивающие страны. Причем около половины умерших практически не получали адекватную терапию.
В России за многие десятилетия отработана отечественная фтизиатрическая доктрина и определены основные принципы борьбы с туберкулезом. Ее составляющие: профилактика, выявление, комплексное и этапное лечение (в том числе хирургическое) и реабилитация (медицинская, санаторно-курортная и трудовая). У этого подхода много положительных сторон. В первую очередь, надо отметить, что противотуберкулезная служба разработана, структурирована и сохранена; обеспечена целостность и вертикаль управления. Созданы научно-исследовательские институты туберкулеза, осуществляющие организационно-методическую помощь территориям курации, консультационно-диагностические и лечебные мероприятия, обучение специалистов, осуществляющих мониторинг эпидемической ситуации. Организован центр мониторинга туберкулеза при ЦНИИОИЗ, а также центры мониторинга в головных диспансерах в субъектах Федерации.
В силу разных причин многие позиции противотуберкулезной службы страны были утеряны, и нынешние показатели заболеваемости достаточно высоки (более 80 новых случаев на 100 000), что ставит нашу страну в группу государств с высоким уровнем распространения туберкулеза: в этом списке Россия стоит между Вьетнамом и Кенией.
В условиях современной ситуации в противотуберкулезной службе существуют нерешенные на сегодня проблемы. Так, сформировалась идеологическая, материально-техническая и интеллектуальная отсталость фтизиатрической службы; отсутствует единая стратегия при проведении противотуберкулезных мероприятий; ощущается постоянный недостаток высококвалифицированных сотрудников, который провоцируется низким уровнем подготовки врачебных кадров и, соответственно, неуклонно растущей долей врачей-фтизиатров пенсионного возраста (в Уральском регионе она составила в 2006 году — 31 %, в 2009 — 34 %).
Фтизиатрическая служба недостаточно взаимодействует с другими службами системы охраны здоровья и с другими ведомствами, а также с фтизиатрическими, терапевтическими и хирургическими отделениями, между стационаром и диспансером, между клиническими и параклиническими подразделениями. Служба слабо оснащена компьютерной техникой, редко используются информационные и телемедицинские технологии, хирургические методы лечения. А то, что применяется, существенно отстает от международного технологического и идеологического уровней.
В последние годы проблема туберкулеза приобретает все больше функции социального маркера, свидетельствующего о направленности социальной политики, ее эффективности, о восприятии в данном обществе ценностей развития человеческого потенциала. Этапы перестройки и экономических кризисов в России лишь привели к ухудшению состояния общественного здоровья, одним из индикаторов которого является рост туберкулеза и его последствий.
В своем докладе директор СПб НИИФ, главный специалист Минздравсоцразвития РФ по торакальной хирургии и фтизиатрии, профессор Петр Казимирович Яблонский заметил, что фтизиатрическая служба страны, с одной стороны — единственная сеть, пережившая практически в неизменном виде все испытания временем, безденежьем, реорганизацией и имеющая по-прежнему жесткую, выстроенную структуру и хорошие традиции. Но с другой стороны, ориентация на «одну» болезнь, ригидность критериев оценки эффективности собственной работы привели противотуберкулезную службу к самоизоляции и повсеместному внедрению принципа «исключительности» туберкулеза, к подмене некоторых ключевых понятий и концентрации усилий на учете туберкулеза — без особого стремления к победе над ним.
Д. Н. Голубев подчеркнул, что в качестве предложения по совершенствованию и повышению эффективности деятельности фтизиатрической службы необходимо разработать специальную программу и раздел Федеральной целевой программы по преодолению отставания службы; незамедлительно разработать стандарты проведения
профилактических, противоэпидемических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий; изменить формы проведения консультационных и организационно-методических мероприятий. Речь идет о дистанционных телемедицинских методах работы. В частности, УНИИФ имеет оригинальную разработку, уменьшающую стоимость одного рабочего места в 10 раз по сравнению с западными аналогами.
Решение кадрового вопроса возможно путем разработки комплекса мероприятий по увеличению заработной платы, организации жилья для врачей и повышению общего престижа фтизиатрической специальности. Также очень важно изменить принципы преподавания при подготовке специалистов для противотуберкулезных учреждений. Наиболее актуальным на сегодня становится модульное обучение, освоение практических навыков, обучение руководителей принципам менеджмента, информатики, системотехники, антикризисного управления, применение системы консалтинга руководителей и специалистов медицинских учреждений, система проектирования, управления проектами и реализация передовых технологий.
Обязательно внедрение и широкое применение информационных и теле-медицинских технологий: создание базы фтизиатрических знаний, дистанционное консультирование и обучение теоретическим основам; использование электронной истории болезни как важнейшей основы лечебно-диагностического процесса. УНИИФ в течение ряда лет успешно применяет эти программные комплексы.
Следует разработать систему мер, обеспечивающих согласованность и взаимодействие с другими учреждениями здравоохранения и другими ведомствами. И, разумеется, необходимо постоянно совершенствовать стратегию хирургического лечения больных туберкулезом. Это особое направление развития требует специального раздела в программе. Проведение научных исследований должно иметь целью получение доказательной базы эффективности отдельных видов хирургического лечения туберкулеза.
В последние годы государство активно выделяет финансовые средства на борьбу с туберкулезом. Принята специальная Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2011 гг.)», подпрограмма «Туберкулез». Выделяются средства в рамках Национального проекта «Здоровье». Действуют региональные программы борьбы с данной инфекцией.
В 2009 году финансирование из федерального бюджета лекарственного обеспечения больных туберкулезом, в том числе с МЛУ (множественной лекарственной устойчивостью), было сохранено в полном объеме и составило более 3 млрд рублей. На мероприятия, предусмотренные программой по совершенствованию противотуберкулезной помощи населению в рамках национального проекта «Здоровье», в 2010 году было затрачено дополнительно 2,4 млрд рублей. Также запланировано потратить на препараты 2-й линии более 573 млн рублей — с увеличением этой суммы к 2015 году до 10,4 млрд рублей. Идет активное оснащение оборудованием лабораторий фтизиатрической службы.
Таким образом, внимание государства к вопросам борьбы с туберкулезом на сегодня высоко, и фтизиатрическая служба страны также должна соответствовать требованиям современной ситуации — работать эффективно и ответственно.
За многолетнюю историю борьбы с туберкулезом в России вышел в свет ряд нормативных актов. В частности, в 1909 году Правительство утвердило Устав Всероссийской Лиги борьбы с туберкулезом, в 1918 году вышел Декрет Правительства о комиссии по ТБ, в 1919 году борьба с туберкулезом была включена в Программу ВКП(б). В 1960 году было опубликовано Постановление Правительства № 872 «О мерах по снижению заболеваемости ТБ», в 1998 – Постановление Правительства № 582 о федеральной программе «Неотложные меры борьбы с ТБ» и, наконец, в 2001 – закон № 77-РФ «О предупреждении распространения туберкулеза». Кроме того, каждые пять лет Правительством РФ принимается и реализуется Федеральная целевая программа борьбы с туберкулезом.
.