РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ: ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ


jpg" title="Владимир Алексеевич ШОВУНОВ Министр здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Заслуженный врач Республики Калмыкия, Почетный донор РФ." border="0" align="left" alt="ppp50.jpg" width="240" height="180" />ppp51.jpg







Модернизация здравоохранения Республики Калмыкия

Улучшение состояния здоровья населения является основной целью государственной политики в области здравоохранения. Для достижения поставленной цели, Правительством Российской Федерации принято решение о необходимости проведения модернизации системы здравоохранения программными методами. С этой целью дополнительно выде­ляются денежные средства на модернизацию материально-технической базы учреждений здравоохранения, на обеспечение стандартов оказания медицинских услуг и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, на информатизацию здравоохранения. Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия была разработана региональная Программа модернизации на 2011-2012 годы с учетом социально-экономических показателей республики и имеющихся ресурсов системы здравоохранения.

ppp52.jpgХарактерной особенностью Республики Калмыкия является отдаленность сельских населенных пунктов от районных центров (в некоторых районах более 100 км) и районных центров от г. Элиста (более - 250 км.). Плотность населения Республики Калмыкии - 3,6 человека на 1 кв. км, что меньше среднего показателя по России в 2,1 раза. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, составляет 46,6%. В республике слабая система водоснабжения, в связи с этим, только 44% населения республики имеет доступ к централизованному водоснабжению.

ppp53.jpgЗа 2005 - 2009 годы население республики снизилось на 2,3% и составило 283,2 тыс. человек, из них мужчин – 135,03 тыс. человек, женщин – 148,9 тыс. человек. Городское население насчитывает 44,6%. Миграционные процессы, уменьшая общую численность населения, снижают трудовой и генеративный потенциал, так как большая часть мигрантов - лица трудоспособного возраста. На сегодняшний день общая демографическая нагрузка составляет 564 детей и пенсионеров на 1000 населения рабочих возрастов. В то же время, естественный прирост населения в республике стабильно нарастает с 1,5 на 1000 населения в 2005 году до 4,1 - в 2009 году и 4,2 по итогам первого полугодия 2010 года. Прирост обусловлен как за счет увеличения рождаемости с 13.1 до 15,1 на 1000 населения, так и за счет снижения показателя смертности с 11,6 до 11,0 на 1000 населения.

В течение 5 лет наблюдается рост младенческой смертности. Данный показатель возрос с 7,6 до 12,9 в 2009 году на 1000 родившихся и за 6 месяцев 2010 года составил 8,7. Следует отметить, что в структуре общей смертности населения на первом месте сохраняется смертность по причине болезней системы кровообращения, травм, отравлений и злокачественных заболеваний. Также в республике зафиксирован высокий показатель смертности от туберкулеза, который имеет тенденцию к увеличению. За 2009 год показатель смертности составил 26,8 на 100 тыс. населения. В сравнении с 2008 годом он увеличился в 1,3 раза и превышает показатель РФ – в 1,5 раза. Показатель заболеваемости туберкулезом в республике снижается, но сохраняется его высокий уровень. В 2005 г. он составлял 129,7 на 100 тыс. населения, в 2009 - 111,1, что выше среднероссийского показателя (82,6).

ppp54.jpgВ республике отмечается рост инфекционных и паразитарных заболеваний. Сохраняется тенденция в изменении структуры заболеваемости парентеральными вирусными гепатитами. При снижении количества больных острыми формами заболевания увеличивается процент хронических больных и вирусоносителей. Показатель заболеваемости хроническими вирусными гепатитами и вирусоносительства составляет 173,3 на 100 тыс. населения.

В структуре психических расстройств вызывают тревогу показатели болезненности и заболеваемости по причине умственной отсталости, заболеваемость которой в республике равна 16,1 на 100 тыс. населения и выше среднероссийского показателя – 14,0. В структуре наркологической патологии превалируют показатели синдрома зависимости от алкоголя. В динамике последних 5 лет отмечается рост на 29,7%.

ppp55.jpgДанные показатели говорят о необходимости повышения доступности амбулаторной помощи, обследований при обращении в лечебные учреждения района. На сегодняшний день в большинстве учреждений здравоохранения республики нет возможности обеспечить оказание медицинской помощи в соответствии с утвержденными федеральными стандартами. Это обусловлено как плохим материально-техническим состоянием учреждений здравоохранения, так и постоянным дефицитом финансирования.

Медицинскую помощь в республике сегодня оказывают 17 государственных учреждений здравоохранения, 5 муниципальных учреждений здравоохранения города Элиста, 13 районных муниципальных учреждений (ЦРБ). В состав структурных подразделений ЦРБ входят 2 участковые больницы, 12 врачебных амбулаторий, 34 офиса врача общей практики, 13 отделений скорой медицинской помощи и 93 ФАП. В системе обязательного медицинского страхования работает 23 медицинских учреждений. Следует отметить, что в г. Элиста отсутствует городская больница. Первичная стационарная медицинская помощь оказывается в двух многопрофильных государственных учреждениях. Кроме того, в республике нет межрайонных учреждений здравоохранения, способных оказывать первичную специализированную медицинскую помощь в достаточной доступности для жителей, проживающих в сельской местности. Медицинская помощь беременным и роженицам в республике оказывается одним городским роддомом и городской женской консультацией, а также 12-ю акушерскими отделениями и 13 женскими консультациями центральных районных больницах.

ppp56.jpg Укомплектованность специалистами без учета совместительства составляет: врачами – 63,2%, средним медицинским персоналом - 80,5%. Дефицит кадров отмечается в основном в районах республики. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала по республике остается стабильным и составляет 1 к 3.

На основании анализа ситуации в системе здравоохранения республики основными задачами реализации Программы модернизации определены, прежде всего, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, поскольку износ зданий в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения составляет более 50%, а медицинского оборудования – более 60%. Фельдшерско-акушерские пункты, офисы врача общей практики и некоторые центральные районные больницы размещаются в приспособленных помещениях и не оборудованы системами водо-, теплоснабжения и канализации.

Кроме того, информатизация системы здравоохранения республики крайне низкая. Понимая, что совершенствование оказания медицинской помощи на основе соблюдения порядков и стандартов медицинских услуг невозможно без внедрения современных информационных систем в здравоохранении, с 2010 года в клинико-диагностическом отделении ГУ «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» ведется работа по внедрению медицинской информационной системы (далее – МИС). В рамках данной МИС внедряются системы: «Электронное расписание», «Электронная регистратура», «Поликлиника». Также в учреждениях родовспоможения внедряется региональная информационная система мониторинга родовспоможения, позволяющая обеспечить предоставление оперативной информации о медицинской помощи беременным, вне зависимости от места их проживания. С 2010 года проводится внедрение МИС, которая позволит автоматизировать процесс льготного лекарственного обеспечения.

ppp57.jpgНа основании социально-экономических показателей, анализа заболеваемости и смертности населения, реальными возможностями финансирования отрасли здравоохранения в 2011–2012 годы, приоритетными направлениями проведения модернизации системы здравоохранения в республике определены:

- улучшение качества оказания медицинской помощи женщинам и детям, в том числе детям с инфекционными заболеваниями и туберкулезом;

- мероприятия, направленные на повышение качества оказания первичной специализированной медицинской помощи, включая в первоочередном порядке оказание медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в межрайонных центрах, расположенных в сельской местности.

Общий объем финансового обеспечения Программы модернизации в 2011- 2012 годах составит 1 113 025,36 тыс. рублей. Показатели реализации Программы модернизации здравоохранения республики к 01.01.2013 года составят:

- снижение младенческой смертности до 10,5 на 1000 детей родившихся живыми;

- снижение смертности населения в трудоспособном возрасте до 550,6 на 100 тыс. населения;

- увеличение количества стимулирующих денежных выплат для врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь;

- формирование электронных медицинских карт пациентов, автоматизированной записи на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов.

В результате Программы модернизации планируется не только укрепить техническую базу учреждений, но и повысить доступность медицинской помощи в соответствии с федеральными стандартами всем гражданам независимо от места жительства и социального статуса, включая самые современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, что будет способствовать снижению заболеваемости, инвалидизации и смертности населения.

СПРАВКА:

Владимир Алексеевич ШОВУНОВ, Министр здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Заслуженный врач Республики Калмыкия, Почетный донор РФ.

После окончания в 1981 году Астраханского государственного медицинского института им. Луначарского, начал работать врачом-интерном-анестезиологом в Республиканской больнице. Окончив в 1987 году ординатуру по специальности «анестезиология и реаниматология» в Московском ордена Трудового Красного знамени Медицинском стоматологическом институте им. Семашко, стал заведующим реанимационно-анестезиологическим отделением, врачом-анестезиологом-реаниматологом ГУ «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева». В 2010 году назначен Министром здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.

Елена Викторовна ОЛЬЗЕЕВА, начальник отдела организации медицинской помощи взрослому населению Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия. После окончания ординатуры по организации здравоохранения и общественного здоровья факультета управления здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова г. Москва, с 2004 г - работает начальником отдела Минздравсоцразвития РК. Стаж работы врачом - 15 лет, госслужащим - 7 лет. Принимала активное участие в разработке и защите программы модернизации здравоохранения Республики Калмыкия на 2011-2012 годы в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×