ВЛАДИМИР СТАРОДУБОВ: «РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНА УЛУЧШИТЬ ПОДГОТОВКУ ВРАЧЕБНЫХ КАДРОВ»


Министр здравоохранения российской Федерации Вероника Игоревна Скворцова в своих первых интервью обозначила в приоритетах деятельности нового министерства решение проблем медицинских кадров. отвечая на просьбу корреспондента журнала «Медицина и здоровье» прокомментировать обсуждение вопросов по решению проблем подготовки высококвалифицированных кадров в здравоохранении, профессор Владимир Иванович СТАРОДУБОВ выразил убеждение, что реформа высшего медицинского образования должна улучшить подготовку врачебных кадров.

Владимир Иванович СТАРОДУБОВ Директор ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава РФ Доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, вице-президент РАМН, заслуженный врач России, председатель ученого Совета ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздравсоцразвития России и Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 14.02.03 — общественное здоровье и здравоохранение.Сначала хотел бы отметить ряд проблем, с которыми столкнулось наше здравоохранение. Это — падение общего уровня знаний и практической подготовки молодых специалистов. К тому же врачей практически везде не хватает, особенно на селе и в отдаленных регионах, хотя прием в медицинские вузы не уменьшается. Если бы врачи пенсионного возраста воспользовались правом уйти на заслуженный отдых, мы лишимся 20 % практикующих докторов и система вряд ли справится с возрастающей нагрузкой на здравоохранение. Поэтому Минздрав России заявил, что готов к решительным переменам.

reforma3.jpg— Владимир Иванович, по Вашему мнению, способствует ли этим преобразованиям Программа модернизации здравоохранения?

— Программа модернизации здравоохранения идет в рамках государственной политики. Реализация национального проекта «Здоровье» позволила решить только часть проблем здравоохранения. В первую очередь, это создание условий для работы поликлиник. Для этого приобреталось необходимое оборудование, вводились доплаты врачам амбулаторного звена. Во-вторых, улучшалось качество скорой медицинской помощи. Вне рамок нацпроекта оставались стационары, ремонт лечебных учреждений, повышение заработной платы узким специалистам и врачам стационаров. С моей точки зрения, модернизация продолжит улучшение материально-технической базы здравоохранения. Из этого следует, что для молодого специалиста создаются условия работы на современном оборудовании. С 2013 года все средства пойдут через систему ОМС, это должно отразиться на заработной плате специалистов и подготовке медицинских работников.

Что касается непосредственно подготовки врачебных кадров. За последние годы уровень ее начал снижаться. Последипломная подготовка нуждается в кардинальном улучшении. Она должна быть связана с системой оплаты труда. А оплата труда — зависеть от квалификации и качества выполненной работы. Система ОМС должна в ближайшие годы поставить зависимость размера заработанных средств больницей от объемов проведенной работы. Необходимо создавать адекватную систему оплаты труда. В этом случае качество работы медиков станет намного лучше. Модернизация в сфере здравоохранения, надеюсь, решит эту проблему, и кадровая составляющая выйдет на первый план.

reforma.jpgreforma1.jpg«РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНА УЛУЧШИТЬ ПОДГОТОВКУ ВРАЧЕБНЫХ КАДРОВ»

В. И. СТАРОДУБОВ: «Нужно перестраивать систему подготовки специалистов и распределения врачей, но не как это было в советские времена, а исходя из современных рыночных условий и возможностей».

В конце 2011 года принят закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Он существенно изменяет систему подготовки кадров. Ваше мнение об этом.

reforma4.jpg— Сегодня недостаточно раз в пять лет проходить курс повышения квалификации. Каждый врач должен непрерывно самосовершенствоваться, используя для этого все современные технологии и средства. Эта подготовка должна финансироваться работодателем, который заинтересован в повышении качества медицинских услуг, а врач должен иметь материальные стимулы к ней. В законе прописана принципиально новая система. Так, в ординатуре не будет жестких сроков, возможны различные ее варианты в зависимости от врачебной специальности. Самый болезненный вопрос — отмена интернатуры, то есть ускоренной одногодичной подготовки врача по специальности. Конечно, сегодня этого срока недостаточно, но сам процесс ухода от интернатуры, я думаю, будет проходить сложно, поэтому эти изменения необходимо осуществлять поэтапно. У нас ежегодно заканчивают медицинские вузы более 20 тысяч человек, и одномоментно записать всех в ординатуру невозможно. Дальнейшее обучение должно стать непрерывным. Каждый врач должен участвовать в конференциях, семинарах, публиковать статьи — за все это будут начисляться баллы, а врач — получать доплаты и другие преференции.

reforma5.jpgreforma7.jpgreforma6.jpg

Справка:

Высшая медицинская школа вступила в эпоху глобального реформирования. Основные параметры реформы медицинского образования прописаны в Федеральном законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Причинами преобразований стали произошедшие в последние годы изменения в самом образовательном пространстве и государственной политике в области образования. Реформа касается введения новых рабочих программ и учебных планов для медицинских вузов, новых госстандартов медицинского образования. Стандарт подготовки выпускника будет идентичен стандарту врача амбулаторно-поликлинического звена, то есть выпускник должен будет сразу уметь самостоятельно вести прием и лечить пациентов. Минздрав России выразил готовность упразднить в больницах должности врачей-интернов. Но с 2017 года интернатуру упразднят вовсе, останется лишь ординатура, обучение в которой будет длиться от 2 до 5 лет. Изменится и порядок аккредитации врачей. Вместо сертификата по специальности доктор будет получать отдельные дипломы на право выполнять ту или иную операцию, манипуляцию, метод и т. п. Так, система последипломного образования врачей пойдет по пути европейских государств: станет непрерывной и пожизненной. Для решения проблемы нехватки врачей на селе и в отдаленных регионах разработан новый механизм целевого набора: федеральный бюджет будет субсидировать подготовку таких кадров при условии софинансирования регионом расходов на социальный пакет для выпускника.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×