«ЮГРА — ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»


Уникальность Ханты-Мансийского автономного округа-Югры во многом обусловила специфику и итоги развития обязательного медицинского страхования населения региона. Обеспеченность финансовыми ресурсами, рациональное их расходование, четкая система организации и правильно расставленные приоритеты стали залогом успешных результатов деятельности ОФОМС.

image001.jpgАндрей Новомирович ПАТРИКЕЕВ
Исполнительный директор Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения «Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования».

СТРУКТУРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ФОНДА ОМС

ХантыМансийский ОФОМС был создан решением Малого совета народных депутатов округа и распоряжением главы администрации в июне 1993 года. Основные задачи фонда — реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования на территории Югры, а также обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

В настоящее время в структуру фонда входят Исполнительная дирекция, состоящая из 13 отделов и 12 филиалов — обособленных структурных подразделений в самых больших городах автономного округа. Среди них: Белоярский филиал, Березовский, Когалымский, Лангепасский, Мегионский, Нижневартовский межрайонный, Нефтеюганский, Няганский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Урайский межрайонный. Система ОМС в округе построена в соответствии с федеральным законодательством, на территории работают три страховых медицинских организации — «ЮгорияМед», «КапиталЪ Медицинское страхование», «Газпроммедстрах», в которых застраховано все население региона, а это 1581803 человека. Обеспеченность застрахованных граждан страховыми медицинскими полисами составляет 100%.

Фонд традиционно занимает одно из первых мест в России по количеству собираемых финансовых средств обязательного медицинского страхования, которое в 2008 году составляет 4393,04 рубля на одного жителя округа. Размер страхового взноса на ОМС неработающего населения c 2006 года установлен в сумме 1700 рублей на человека в год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ОМС

Введение обязательного медицинского страхования позволило уменьшить негативные последствия бюджетного дефицита того периода и обеспечить финансовую стабильность здравоохранения региона. Время показало, что предпринятая попытка решить такую проблему, как обеспечение сбалансированности государственных гарантий по объему медицинской помощи и финансовых ресурсов, выделяемых отрасли здравоохранения, на территории ХМАО принесла положительные результаты.

Результатом взвешенной и социально ориентированной финансовой политики Правительства автономного округа, а также четко построенного механизма взаимодействия филиалов Фонда с администрациями муниципальных образований являлось отсутствие задолженности по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения. На протяжении всех последних лет они поступали в Фонд в полном объеме. Исполнение доходной части бюджета Фонда по налоговым и неналоговым поступлениям обеспечивает необходимую финансовую стабильность системы — в ХантыМансийском автономном округе практически не имелось долгов перед медучреждениями по оплате медицинских услуг и перед страховыми компаниями по финансированию ОМС. Все денежные средства в установленный договорами срок и в полном объеме направлялись на оплату медицинской помощи населению округа.

В конце 90хначале 2000 года ХантыМансийский окружной фонд ОМС в рамках реализации целевых программ обеспечил достаточно серьезные вложения в материальнотехническую базу здравоохранения округа, был у истоков развития высокотехнологичных методов лечения, которые сейчас провозглашены Приоритетным Национальным направлением. Сургутский кардиодиспансер, Клинический перинатальный центр, Центр травматологии и ортопедии, Нижневартовская специализированная больница «Мать и дитя» являются сегодня гордостью не только окружного, но и российского здравоохранения.

В 90е годы фонд, совместно с Департаментом здравоохранения, муниципальными образованиями принимал активное участие в развитии телемедицинских технологий, особенно актуальных для автономного округа — территории, достаточно удаленной от центра. Сегодня телемедицинские технологии позволяют медицинским работникам автономного округа, включая сельских врачей и врачей общей практики, в режиме онлайн получать консультации своих коллег по наиболее сложным ситуациям медицинской практики.

2004—2005 годы ознаменовались для системы ОМС введением дополнительного лекарственного обеспечения. Очень ответственный, крайне сложный и трудоемкий для нас этап, потому что все недостатки процесса «монетизации» льгот сглаживать и нивелировать приходилось нам — непосредственным исполнителям данного закона. Именно на нас лежала ответственность перед гражданами за все решения, принятые федеральной властью. Мы справились с поставленной задачей по дополнительному лекарственному обеспечению достойно, провели все расчеты за 2006 год, не имея никаких долгов перед поставщиками, защитили свои интересы и честь врачей, которые правомерно выписали все рецепты и уложились в те лимиты, которые нам были предоставлены из Федерального фонда.

image002.jpg


ФИНАНСОВЫЙ ПРИНЦИП

С 2005 года фонд производит финансирование мероприятий, осуществляемых в рамках Приоритетного Нацпроекта «Здоровье», через систему обязательного медицинского страхования. Оно направлено:

  • на повышение заработной платы отдельным категориям медицинских работников;
  • на дополнительную оплату учреждениям здравоохранения медицинской помощи, оказанной неработающим пенсионерам;
  • на дополнительную оплату учреждениям здравоохранения медицинской помощи, оказанной работающим гражданам;
  • на оплату расходов по дополнительной диспансеризации работающих граждан.

В проекте «Здоровье» используются преимущества модели взаимоотношений, созданной системой ОМС, — страховой принцип финансирования, построенный на договорных отношениях и дающий возможность учреждению не просто получать по смете предусмотренные бюджетные ассигнования, а именно зарабатывать финансовые средства. Мотивация на достижение определенных результатов и объемов оказания медицинской помощи, которая используется в системе обязательного медицинского страхования, взята за основу при распределении средств по проекту «Здоровье»:

  • доплаты участковым — за выполнение определенных функций и дополнительных обязанностей;
  • дополнительное финансирование медицинской помощи по определенным категориям граждан рассчитывается исходя из стоимости объема фактически оказанной медицинской помощи, с учетом результатов вневедомственного контроля качества;
  • проводимая диспансеризация оплачивается по законченному случаю.

При этом все взаимоотношения между участниками проекта, как и между участниками системы ОМС, строятся на основании заключенных договоров. Договорные отношения, с одной стороны, основаны на типовых формах, а значит, их условия должны соответствовать определенным нормам и правилам, но с другой — дают медучреждениям возможности заработать.

Все мероприятия Национального проекта «Здоровье» рассчитаны на использование информационных ресурсов, которые ведутся ХантыМансийским ОФОМС в системе ОМС. В Фонд поступают сведения из различных источников — Пенсионного фонда (СНИЛС), Налоговых органов (данные о работодателях), страховых медицинских организаций (сведения о застрахованных гражданах) и медицинских учреждений (персонифицированный учет оказанной медицинской помощи и затраченных на это финансовых средств). Результатом систематизации всех поступающих информационных ресурсов явилось создание окружного регистра застрахованных граждан, в рамках которого всем застрахованным гражданам пожизненно с момента рождения присваиваются уникальные единые шестнадцатизначных номера страхового медицинского полиса. Кроме того, ведение персонифицированного учета оказанной медицинской помощи позволяет точно исчислить тот объем финансовых средств, которые необходимы региону, и проанализировать, насколько эффективно они используется.

В период реформирования отечественного здравоохранения, роста стоимости медицинских услуг особую актуальность приобретает вопрос повышения качества данных услуг. Обеспечение населения качественной медицинской помощью — одна из главных задач системы ОМС.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С ПАЦИЕНТОМ

Девятнадцать субъектов Российской Федерации, в том числе и ХантыМансийский автономный округЮгра, с 2007 года участвуют в реализации Пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Подписано соглашение с федеральным центром, в котором округ определил для себя несколько направлений: дополнительная оплата стационарной медицинской помощи на основе стандартов качества, персонифицированный учет объемов медпомощи. С 41м медицинским учреждением, оказывающим стационарную медицинскую помощь, заключены договоры «О реализации учреждением здравоохранения Пилотного проекта». Внесены изменения в Закон о бюджете фонда на 2007 год, предусматривающие необходимый размер средств на дополнительную оплату стационарной помощи в рамках реализации Пилотного проекта (всего 104 496 тыс. рублей). Созданы технические и организационные возможности для учета и автоматизированного анализа мнений пациентов о качестве оказанной медицинской помощи на основе широко проводимого анкетирования. Определены критерии дифференцированной дополнительной оплаты стационарной медицинской помощи с учетом оценки ее качества и мнений пациентов. Если они остаются недовольны, проводится экспертиза. Обратная связь с пациентом — важнейший критерий при оценке качества медицинской помощи.

Коллектив ХантыМансийского ОФОМС можно с полной уверенностью назвать сильной и стабильной командой. Всего в Фонде трудятся 191 человек, из них 45 работают десять и более лет, труд многих из них отмечен наградами Федерального фонда ОМС и Министерства здравоохранения.

Вся деятельность ХантыМансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования на протяжении 15 лет направлена на реализацию государственной политики в области здравоохранения, сохранение здоровья жителей ХантыМансийского автономного округа, повышение качества жизни каждого, и результаты этой деятельности говорят сами за себя. Девиз работы Фонда — «Югра — территория здоровья». 

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×