БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ СЕЛЬСКОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ?


jpg" title="Валентина Филипповна АНДРЕЕВА Главный врач МУЗ «Белоярская центральная районная больница», заслуженный врач РФ, врач высшей квалификационной категории" border="0" align="left" alt="59 (1).jpg" width="130" height="197" />Почти 30 % населения России проживает в сельской местности. Просторы нашей страны, суровый климат, нехватка средств сообщения, неразвитость инфраструктуры, недостаточные инвестиции рождают особые условия жизни на селе. О путях развития медицины Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры размышляет заслуженный врач РФ, главный врач Белоярской центральной районной больницы Валентина Филипповна АНДРЕЕВА.


- Реформирование системы здравоохранения в современном представлении — разделение ее по уровням оказания медицинской помощи, оптимизация структуры, штатной численности персонала, изменение порядка финансирования учреждений здравоохранения. В том виде, как это происходит во многих регионах России, изменения оказывают деструктивное влияние на сельское здравоохранение,
и особенно они касаются медицинских служб, расположенных в малонаселенных, изолированных и труднодоступных поселениях.
60 (1).jpgНа примере муниципального образования «Белоярский район» можно интерполировать проблемы и остальных сельских территорий.
Белоярский район расположен на северо-западе Ханты — Мансийского автономного округа — Югры, граничит с Ямало-Ненецким автономным округом. В районе функционируетмуниципальное учреждение здравоохранения «Белоярская центральная районная больница». Территория района составляет более 41 тысячи квадратных километров, где расположено 11 поселений, в том числе 7 национальных. Среди социально значимых факторов района — проблемная транспортная схема, как внутри района, так и с сопредельными территориями, в том числе крупными городами, специализированными центрами.
Численность постоянного населения 29 тысяч 220 человек, из них 2 / 3 проживают в районном центре, 1 / 3 в сельских населенных пунктах. Коренное население — ханты, манси, ненцы, численностью 2836 человек, временно проживающие граждане, вахтовики — до 800 человек. Наиболее крупные сельские поселения расположены рядом с компрессорными станциями на нитках газопроводов (проживает от 1450 до 1774 человек). Национальные деревни имеют численность жителей от 77 до 1315 человек.
61 (1).jpgВ структуре МУЗ «Белоярская ЦРБ» функционируют стационарные отделения на 200 круглосуточных коек, амбулаторно — поликлиническая, диагностическая службы, отделение скорой медицинской помощи, стоматологическое отделение, две участковые больницы по 15 круглосуточных коек в самых больших национальных деревнях, четыре врачебные амбулатории в трассовых поселках и пять ФАПов.
Материально-техническая база подразделений и служб удовлетворительна. Предполагается строительство новых зданий ФАПа (в 2012 году) и участковой больницы (2012–2013 гг.). ЦРБ оснащена технологическим, медицинским диагностическим и лечебным оборудованием, медицинской мебелью, инвентарем в соответствии с табелями оснащения и лицензионными требованиями. Возможности организации первичной медико-санитарной помощи, обеспечения ее доступности и качества есть.
62 (1).jpgВ течение нескольких лет структура больницы, ее мощность изменялась: оптимизировано 32 круглосуточные койки, развернуты койки дневных стационаров в каждой амбулатории, поликлиническом отделении. Амбулатории дооснащены, переобучен медицинский персонал для работы по принципу офиса семейного врача. В результате структурных изменений оптимизирована штатная численность персонала. При этом удалось сохранить доступность и качество медицинской помощи, улучшить показатели, характеризующие структурную эффективность. Так, обеспеченность круглосуточными койками снизилась с 88,8 на 10 тысяч до 78,7, обеспеченность населения врачами составляет 40,7 врачей на 10 тысяч обслуживаемого населения, средним медицинским персоналом — 133,1. В 2010 году выполнен объем помощи: число койко — дней на 1 жителя составил 2,58, число посещений на 1 жителя — 11,0, число пациенто — дней в дневных стационарах — 0,78 на 1 жителя, снизилось число вызовов СМП до 0,345 на 1 жителя (0,374 в 2008 году).
63 (1).jpgКонцепция развития здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на период до 2020 года (принята в 2009 году) предусматривает дальнейшее повышение структурной эффективности медицинских учреждений округа за счет оптимизации сети и штатов, изменения системы финансирования.
При этом целевые значения показателей обеспеченности койками, поликлиническими службами, врачами, средним и прочим медицинским персоналом рассчитываются на общую численность населения, не учитывая структуры района и других ее особенностей.
64 (1).jpgДальнейшая оптимизация штатной численности врачей и среднего медицинского персонала Белоярской ЦРБ может ухудшить доступность и качество медицинской помощи. И в первуюочередь это касается сельских поселений. В изолированных поселениях, стоящих за 80–120 км друг от друга, невозможно закрыть ФАП или амбулаторию, передав полномочия обслуживания медицинскому подразделению соседнего поселения. Сложно сохранить специалиста в учреждении на 0,25–0,5 ставки, так как по численности обслуживаемого населения и объемам помощи большее число специалистов не полагается.
Преобразования в здравоохранении должны быть ориентированы на соответствие сети учреждений реальным потребностям населения, то есть формирование пациенто — ориентированной системы оказания медицинской помощи. Это основной тезис в политике реформирования. С этим согласны все: и медицинские работники, и организаторы здравоохранения и пациенты.
65 (1).jpgПереход на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения через систему ОМС — одно из направлений Концепции, вводится в 2012 году, предусматривает внедрение полных тарифов в системе ОМС. Для лечебно-профилактических учреждений сельских территорий это становится препятствием для стабильного жизнеобеспечения. Известно, что затраты на единицу услуги на селе выше, чем в городе (дополнительные выплаты заработной платы за работу в сельской местности, более продолжительные отпуска, расходы на доставку лекарственных средств, расходных материалов, на выезды специалистов для 66 (1).jpgсопровождения больных в ЦРБ, получения материальных ценностей и т. д.). Этот факт пока не учитывается в системе формирования тарифов на медицинские услуги в ОМС. Мало того, в настоящее время все участковые больницы, амбулатории, а вместе с ними и районные больницы, отнесены к категории лечебных учреждений с наименьшим тарифом. Выездные формы работы врачебной бригады из районной больницы имеют так же низкую рентабельность из-за затрат времени на переезды и низкую нагрузку на некоторых специалистов в период работы в селе. Все это очень тревожит главных врачей районных больниц с сетью амбулаторий, участковых больниц и ФАПов. Достаточно ли будет средств, поступающих за оказанные медицинские услуги, на финансирование всех расходов пока не ясно. Предложения от главных врачей по введению повышающих коэффициентов на тарифы для сельских ЛПУ решения не имеют. 

Оптимизация здравоохранения — достижение компромисса между эффективностью, доступностью медицинской помощи и финансовой устойчивостью учреждений здравоохранения. Вступающий в силу страховой принцип полного финансирования медицинской помощи требует вдумчивого подхода в целях сохранения сельского здравоохранения. Хочется надеяться, что изменения в системе содержания лечебно-профилактических учреждений сельских районов не разрушат принципы доступности и качества первичной медико-санитарной помощи жителям села.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×