РЕФОРМА СИСТЕМЫ ДЛО НЕИЗБЕЖНА


21 февраля 2007 года Государственная Дума Российской Федерации приняла закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год», а 2 марта этого года он был одобрен Советом Федерации.

Согласно этому документу, сроки завершения расчетов территориальными ФОМС продлеваются, а источниками дополнительных средств называются субсидии на реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, а также остатки средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования.

О необходимости реформирования системы дополнительного лекарственного обеспечения рассказывает председатель Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Татьяна ЯКОВЛЕВА:

image001.jpgНа 1 января 2006 года число россиян, имеющих право на набор социальных услуг, составляло 16 455 098 человек, из них, право получать бесплатные лекарства оставили за собой лишь 7 721 803 человека (около 47%), на которых и закладывались деньги в федеральном бюджете. Выход из Программы 53% граждан, а также пришедшее к людям понимание того, что они могут получить необходимые им лекарства в необходимом количестве, сделали систему не солидарной и неуправляемой, что подтверждается возросшим объемом выписки рецептов. Это было выгодно всем участникам Программы за исключением государства: производители пытались продать как можно больше дорогих препаратов из своего ассортимента; аптеки получали большую прибыль; врачи стали выписывать не только то, что необходимо для лечения пациента, но и те лекарства, корорые он просил выписать «про запас».

Все это происходило при недостаточном контроле рационального использования средств федерального бюджета. У органов исполнительной власти субъектов РФ не было полномочий по контролю за средствами федерального бюджета, а деньги на ДЛО расходовались именно на местах.

В этом году финансы на ДЛО погружены в базовую программу ОМС, и кроме ответственности за федеральные деньги, данной нормой прописывается также возможность на местах контролировать рациональность их использования.

Депутаты Комитета по охране здоровья обратили внимание на возможные проблемы с недостатком финансирования ДЛО еще в июне 2006 года и вносили соответствующие поправки в закон о федеральном бюджете на 2006 год, но они тогда не были поддержаны Правительством Российской Федерации.

В ноябре 2006 года депутаты подготовили Парламентский запрос председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Фрадкову: «О мерах, принимаемых Правительством России для решения проблем, связанных с оказанием дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан и обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации», принятый постановлением Государственной Думы от 17 ноября 2006 года.

Понимая всю сложность в финансировании ДЛО, в декабре нами был внесен законопроект, в котором предусматривалась норма, в соответствии с которой Минфин России вправе направить ФОМС ассигнования федерального бюджета в сумме до 10 млрд. рублей. 29 декабря 2006 года законопроект приобрел статус Федерального закона № 249-ФЗ и Минфин России направил ФОМС ровно 10 млрд. рублей.

В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год, на дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан выделено 34,9 млрд. рублей, которых так же, как и в 2006 году, будет недостаточно. При этом необходимо учитывать, что деньги необходимые для реализации мер социальной поддержки, добавленных Федеральным законом «О внесении изменений в статью 6-2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (лечебное питание для детей-инвалидов и изделия медицинского назначения), в бюджете Фонда не заложены.

Хочу подчеркнуть, что назрела необходимость реформировать систему дополнительного лекарственного обеспечения. Первые шаги уже сделаны. Отдельные конкурсы, проведенные по четырем самым «дорогостоящим» нозологическим формам - не панацея. Возможно, необходимо вывести эти нозологии из ДЛО и разработать отдельную федеральную программу. Это позволит: направлять средства каждому конкретному пациенту, нуждающемуся в лекарстве (например, сейчас такой механизм действует в отношении больных туберкулезом); улучшить качество жизни больных людей (например, получая необходимые больным гемофилией факторы крови, они начинают жить полноценной жизнью); сделать Программу ДЛО стабильной и устойчивой.

Также рассматриваются и другие пути реформирования ДЛО. Например, «лекарственное страхование». Такие модели уже бурно обсуждаются.

На сегодняшний день ответственность субъектов Российской Федерации при расходовании средств федерального бюджета весьма повышена. В бюджете Фонда на 2007 год субсидии на дополнительное лекарственное обеспечение погружены в территориальную программу ОМС и при перерасходе средств федерального бюджета главам субъектов Российской Федерации будет необходимо отстаивать каждый рубль, который был израсходован сверх определенных лимитов.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×