ОТКРЫТОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ — ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ


В соответствии с российским законодательством объективное информирование общества о деятельности государственных структур выступает одним из главных принципов полноценного функционирования системы государственной службы в целом. Информационную открытость учреждений социальной сферы, в том числе освещение работы учреждений здравоохранения, наиболее полно обеспечивают средства массовой информации (СМИ) - общедоступные печатные и электронные издания. Важно отметить, что инициативы на уровне Президента, Правительства и отраслевых региональных ведомств по открытости и доступности информации, в частности, призваны обеспечить эффективную реализацию майских указов Президента РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

8.jpg

Открытость и доступность информации государственных учреждений и органов власти регламентируется законами Российской Федерации и Указами Президента РФ. Так, в 2006 году вступил в силу закон, регулирующий правовые отношения в сфере информации, - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Согласно ст. 8 этого закона, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке республик в составе РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В 2009 году Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым был подписан Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», направленный на повышение открытости органов власти для граждан. Сегодня задачи, определенные Федеральным законом, еще более расширены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

ИНИЦИАТИВЫ

В феврале 2012 года Указом Президента РФ была создана рабочая группа по формированию в России системы Открытого правительства. Проект «Открытое правительство»  не отдельное министерство или ведомство. Это система механизмов и принципов, обеспечивающих открытость и подотчетность органов власти; экспертизу, вовлечение общества и бизнеса в принятие решений; прозрачность государственных расходов, закупок и инвестиций; эффективный общественный контроль. Все создаваемые механизмы, направленные на повышение информационной открытости федеральных органов исполнительной власти, работают по принципу обязательной открытости.

«Медицинские учреждения должны оперативно информировать общественность о своей деятельности».

Министерство здравоохранения РФ ответственно подходит к выполнению поручений Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства и успешно внедряет ключевые механизмы открытого госуправления. Эту тенденцию отметил министр РФ, ответственный за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» Михаил Анатольевич Абызов в ходе встречи с главой Минздрава Вероникой Игоревной Скворцовой, посвященной исполнению Концепции открытости министерства.

Министр рекомендовал Минздраву сконцентрироваться на взаимодействии с референтными группами, повышении эффективности работы общественного совета при министерстве, публикации информации в формате открытых данных. По словам М. А. Абызова, для взаимодействия с референтными группами федеральным органам исполнительной власти рекомендуется использовать площадки совещательных и координационных органов при министерствах и ведомствах, территориальные органы и средства массовой информации.

«Если мы с вами просто отчитаемся в 2018 году, что у нас вертолеты начали летать, скорая помощь стала быстрее, сократилась смертность - это будет просто хорошая строчка на бумаге, - отметил М. А. Абызов. - Людям необходимо наглядно объяснить, как это работает, они должны видеть картинку не на финише, а в процессе, тогда они будут понимать, к чему мы хотим прийти. Нам надо иметь модель хорошего информационного сопровождения результатов работы, и это - один из главных приоритетов политики открытости».

РЕЗУЛЬТАТЫ

9.jpg

Учреждения здравоохранения Российской Федерации, которые регулярно публикуют информационные материалы о своей деятельности в средствах массовой информации, ответственно выполняют задачи, поставленные российским Правительством. Данные публикации являются наглядным примером информационного сопровождения процесса работы и ее результатов.

По оценке генерального директора ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора Игоря Владимировича Иванова, «Обоснованный выбор оптимальных преобразований по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности позволит не только повысить качество и доступность услуг, но и достичь управляемой экономической эффективности работы ЛПУ. Важным критерием оценки деятельности учреждений здравоохранения является открытость информации и возможность общественного обсуждения мероприятий по улучшению качества и доступности медицинской помощи».

«Необходима модель хорошего информационного сопровождения результатов работы».

В целях достижения информационной доступности, необходимо освещать перед широким кругом общественности различные аспекты деятельности учреждения. В их числе: эффективное использование финансовых средств, повышение экономических показателей работы, формирование кадрового резерва, опыт наставничества, обмен профессиональным опытом, повышение профессионализма сотрудников, повышение уровня качества оказания медицинской помощи населению, достижение результатов и показателей, выполнение поставленных министерством здравоохранения задач и другие.

«Учреждения, которые регулярно публикуют информационные материалы о своей деятельности в СМИ, ответственно выполняют задачи, поставленные российским Правительством».

10.jpg

Соблюдение принципов открытости информации подразумевает ее актуальность. Медицинские учреждения должны оперативно информировать общественность о внедрении в практику новых лечебных и диагностических методик, применении высокотехнологичного оборудования, совершенствовании материально-технической базы, открытии новых подразделений и направлений, привлечении грамотных специалистов, о целевом использовании бюджетных средств и т. д.

Минздрав РФ рекомендует медицинским организациям размещать в периодических СМИ информацию на регулярной основе, чтобы наглядно отражать динамику развития учреждения. Министерство здравоохранения РФ приводит обязательные требования к открытости и доступности информации. К числу требований, в частности, относятся: полное наименование организации, структура и структурные подразделения, контактные телефоны, адреса электронной почты, а также информационные материалы о видах оказываемой медицинской помощи; о показателях доступности и качества медицинской помощи; о зоне обслуживания учреждения; о проводимых учреждением мероприятиях.

Информационная открытость подразумевает, чтобы те или иные данные были доступны широкому кругу общественности, поэтому особое внимание уделяется вариантам размещения информации и способам ее подачи. Наиболее приемлемым является размещение материалов о деятельности медицинских учреждений в федеральных СМИ - печатных и электронных.

Принцип открытости является основополагающей ценностью демократии. Полнота, актуальность и доступность информации о медицинской организации, размещенной в СМИ, значительно повышает рейтинг лечебного учреждения. Такой подход предполагает создание механизмов прозрачности деятельности государственных медицинских учреждений и инструментов обратной связи, позволяющих гражданам и представителям власти взаимодействовать с ними.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×