КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РАЗРАБОТАН РОССИЙСКИМ МИНЗДРАВОМ


Министерством здравоохранения Российской Федерации разработан проект Кодекса профессиональной этики работников системы здравоохранения РФ. Документ определяет совокупность этических норм и принципов достойного поведения работников системы здравоохранения, выполняющих свои профессиональные функции, связанные с оказанием медицинской помощи населению, для представителей иных профессий, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере охраны здоровья населения, а также для обучающихся в высших и средних медицинских образовательных организациях. Этический кодекс объединил положения целого ряда подобных документов, устанавливающих нормы поведения для тех или иных профессий.

9.jpg

Так, в соответствии с проектом Кодекса работник системы здравоохранения Российской Федерации обязан воздерживаться от поступков, способных подорвать авторитет и уважение в обществе к своей профессиональной деятельности. Он должен уважительно относиться к личности и достоинству пациента, проявлять уважительное и гуманное отношение к нему и его родственникам. Недопустимы ситуации, при которых у него возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, влияющего или способного повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей. Согласно Кодексу, приоритетом для работников системы российского здравоохранения при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья является обеспечение права человека на получение безопасной, доступной и качественной медицинской помощи, а не извлечение выгоды для себя лично или для медицинской организации. Отказ пациента от получения платных услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности медпомощи, уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых в рамках государственных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работник системы здравоохранения должен строить отношения с пациентом на основе взаимного доверия, приоритета интересов пациента и взаимной ответственности

Взаимоотношения врача и пациента строятся на принципах информационной открытости. Информация о состоянии здоровья предоставляется в деликатной и доступной форме в порядке, установленном действующим законодательством. Предоставление информации должно основываться на принципах доброжелательности, уважительного отношения, вежливости, сострадания к состоянию пациента при оказании медицинской помощи.

В документе также прописано, что, если интересы пациента, связанные с его здоровьем или с оказанием ему медицинской помощи, противоречат интересам других лиц, работник системы здравоохранения обязан отдать предпочтение интересам пациента, если это не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим. Работник системы здравоохранения не вправе препятствовать в реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации в установленном порядке. Кроме того, он должен направить пациента к другому специалисту, если не располагает возможностью для оказания необходимой медицинской помощи. Работник системы здравоохранения обязан облегчить страдания пациента всеми доступными и легитимными способами. Он не должен препятствовать пациенту реализовать его право на свободу вероисповедания, способствовать возможности предоставления условий для отправления религиозных обрядов, если это не ущемляет свободу других лиц и не нарушает правила внутреннего распорядка медицинской организации.

В документе подчеркивается, что работник системы здравоохранения должен вести здоровый образ жизни и доступными ему средствами через СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.), сеть интернет (интернет-сайты, интернет-газеты и журналы, форумы и другие формы) пропагандировать здоровый образ жизни. При этом, он несет всю полноту ответственности за свои действия и советы в указанных средствах информации перед гражданами и профессиональным сообществом. В Кодексе прописаны и правила отношений между собой коллег-медиков. В частности, работники системы здравоохранения обязаны охранять честь и благородные традиции профессионального сообщества. Взаимоотношения между ними должны строиться на взаимном уважении, доверии, бескорыстии. Необходимо с уважением относиться к знаниям и опыту коллег, быть готовым передавать свой опыт и знания. Работники системы здравоохранения должны делать все зависящее для консолидации профессионального сообщества, активно участвовать в работе профессиональных общественных организаций, защищать честь и достоинство своих коллег и не допускать негативные высказывания о них. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, доброжелательными и определяться защитой интересов пациента. Кодекс также указывает, что работник системы здравоохранения имеет право на уважение своей свободы и достоинства, защиту своих прав и интересов. Защита прав работников системы здравоохранения может осуществляться при содействии профессиональных некоммерческих организаций всеми законными средствами и способами.

Документ носит рекомендательный характер. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте Минздрава России по ссылке: https:// www.rosminzdrav.ru/ministry/61/19/ stranitsa-840/stranitsa-4069.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×