ИЗ ВОЕННОЙ ШИНЕЛИ — В УЧЕНЫЕ


В середине прошлого века была создана уральская школа травматологов-ортопедов, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие специализированной службы. У истоков ее стояли первые три директора Уральского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии — Василий Чаклин, Федор Богданов и Зоя Лубегина. В конце ноября текущего года исполняется 95 лет со дня рождения любимой ученицы отечественных корифеев травматологии и ортопедии Зои Петровны ЛУБЕГИНОЙ.

73.jpgВ медицинский институт Зоя Лубегина поступила в 1936 году, когда ее семья переехала из Кирова в Свердловск. Затем продолжила учебу в Куйбышевской военно-медицинской академии.

В сентябре 1941 года досрочный выпуск 4-го курса сразу был направлен в действующую армию. Зоя становится хирургом медсанбата 362-й стрелковой дивизии. На Калининском фронте девушка участвовала в тяжелых боях под Москвой. Раненые шли через медсанбат сплошным потоком. Молодой хирург иногда сутками не отходила от операционного стола. Недаром великий Гиппократ говорил: «Война — единственная настоящая школа для хирурга» — Зоя получила такую практику, с которой никакой медицинский вуз не сравнится.

В конце 1943 года военврач 3-го ранга З.П. Лубегина была демобилизована с фронта по состоянию здоровья, вернулась в Свердловск. Устраиваться в Институт травматологии и ортопедии пришла в армейской форме и сапогах. Первый директор В. Д. Чаклин в людях не ошибался, он сразу рассмотрел в девушке задатки будущего руководителя.

— Зоя Петровна оказалась способным и дельным работником и впоследствии заняла место директора института (после Ф.Р. Богданова), — вспоминал Василий Дмитриевич.

Наблюдая за деятельностью ученицы, учитель не скрывал своей радости поводу того, что ей удалось собрать работоспособный коллектив и продолжить традиции, заложенные предшественниками по институту. С 1959 года Зоя Петровна руководит Межобластным центром по борьбе с полиомиелитом (создан в 1955 году), который проводил большую работу по профилактике и оперативному лечению стойких деформаций конечностей. Добиваясь открытия новых отделений этого профиля в городах региона, главный травматолог области З.П. Лубегина меньше всего думает о том, чтобы упростить поставленные перед институтом задачи. Наоборот, сюда привозят самых сложных пациентов.

Как истинный ученый Зоя Петровна была открыта новациям в науке, при этом она обладала развитой интуицией. В институте была значительно расширена лабораторная база и открыты новые лаборатории: биомеханики, заготовки и консервации тканей, а также первый на Урале патентно-информационный отдел. Директор Лубегина поддержала инициированные еще ее предшественником Ф. Р. Богдановым исследования по применению метода Г.А. Илизарова, начатые автором в институте. В то время как Центральный институт травматологии и ортопедии занял в отношении метода консервативную позицию, свердловчане поддержали его, по достоинству оценив новаторское значение его работы. Именно в свердловском институте открытие Илизарова полностью совпало со стремлением уральцев найти новые надежные средства фиксации кости в условиях компрессионно-дистракционного остеосинтеза, ускоряющие выздоровление.

За годы руководства З. П. Лубегиной институтом на Урале значительно продвинулось развитие детской ортопедической службы. В каждой области были развернуты детские ортопедические койки, специализированные санатории и школы-интернаты. Благодаря ее личному участию в Свердловске открылись первые три школы-интерната для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и сколиозом, а школа для детей с врожденными расщелинами лица и нёба стала первой в стране. Всего же на Урале были организованы семь таких школинтернатов.

В 1965 году З.П. Лубегина защитила докторскую диссертацию, которая была тесно связана с военной тематикой и посвящена лечению хронического огнестрельного остеомиелита. Обращение к этой теме только доказывает тот факт, что война, как это ни парадоксально, двигает медицинскую практику вперед или перенаправляет научно-исследовательскую работу на конкретные заболевания. З.П. Лубегиной принадлежит первенство в разработке модели этого заболевания и обоснование методов его лечения.

Каким человеком была Зоя Петровна в жизни? По словам ее ученицы, ныне ученого секретаря УНИИТО, кандидата медицинских наук З. И. Горбуновой, это был уникальный человек, харизматическая личность.

— Мне посчастливилось быть в числе последних трех диссертантов Зои Петровны, — вспоминает Зинаида Ивановна, — с высоты своего научного профессионализма она всегда свято соблюдала этические нормы, никогда не настаивала на своем авторстве. В те годы в институте были защищены 21 докторская и 48 кандидатских диссертаций, лично Зоя Петровна подготовила пять докторов и 17 кандидатов наук.

Бережно относилась директор к молодым кадрам. Для них у нее находился один важнейший совет: «Первые годы вы зарабатываете себе авторитет. Затем он будет работать на вас». За массой организационных дел не забывала о своем предназначении хирурга. Много консультировала, но к операционному столу подходила гораздо реже, чем того хотелось бы, предпочитала заниматься тяжелыми опухолями. Приоритет отдавала молодым хирургам: «Своей очереди ждет много способной молодежи, ее надо научить технике самых сложных операций».

Зоя Петровна Лубегина ушла из жизни в возрасте 92 лет, за три дня до самого главного для нее, фронтовички, праздника — Дня Победы. До последних дней она поддерживала тесную связь с родным институтом. Была предана семье. Ее опорой в жизни был сын Владимир, а внук — самым любимым человеком.

Два события в своей жизни заслуженный деятель науки РСФСР З.П. Лубегина считала главными: защиту докторской диссертации и участие в работе XXIV съезда партии. После блестящей защиты диссертации в военно-медицинской академии маститые военные вынесли новоиспеченного доктора наук из зала на руках. Это был миг наивысшей благодарности ученому, хирургу, человеку!

Елена Сабурова, сотрудник Свердловского областного музея истории медицины

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×