«КОГДА ВЫ ПОЙМЕТЕ ФТИЗИАТРИЮ, ВЫ ЕЕ ПОЛЮБИТЕ»


В главном зале Областного музея истории медицины висит большой портрет статного мужчины. Это Иван Алексеевич Шаклеин, доктор медицинских наук, профессор, директор Свердловского НИИ туберкулеза, заведующий облздравотделом в самые сложные годы войны. В 2014 году исполнилось 115 лет со дня его рождения.

86.jpgИзвестный уральский ученый-фтизиатр прожил насыщенную событиями жизнь. Сын крестьянина из вятской деревеньки Голодаево учился вначале в приходской школе, затем на рабфаке Пермского университета. Рабфаковцам приходилось преодолевать огромные трудности. Иван Алексеевич вспоминал, что в 1921 году им выдавалось только 22 фунта хлеба на месяц и… перец. Остальное зарабатывали сами на пристанях, вокзалах. 

В 1929 году И.А. Шаклеин окончил медицинский факультет в Перми, впоследствии стал ведущим специалистом по туберкулезу в стране. 

Его врачебную специализацию, как и дальнейшую судьбу, определила практика, которую Иван Шаклеин проходил в Троицком туберкулезном санатории. Здесь и зародилась мысль посвятить себя избавлению людей от страшной болезни — туберкулеза. Уже студентом он написал три научные работы по фтизиатрии. 

В 1934 году Иван Алексеевич окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию под руководством известнейшего фтизиатра-пульмонолога Г.Р. Рубинштейна. А с 1935 года начинается свердловский период в биографии И.А. Шаклеина. Он назначен заместителем директора одного из самых молодых НИИ города — Института туберкулеза (создан в 1931 году). Через два года Иван Алексеевич возглавил его и оставался директором до самого последнего дня жизни.

С первых дней работы он активно взялся за научную работу в коллективе. В 1935 году выходит первый сборник научных трудов сотрудников института, в которых был предвосхищен послевоенный период исследований по пневмокониозам и осложнению их туберкулезом легких у рабочих различных видов промышленности на Урале.

В годы Великой Отечественной войны руководство институтом И.А. Шаклеин совмещал с заведованием областным отделом здравоохранения. Область стала огромной госпитальной базой страны, для координации деятельности при облздраве было создано управление эвакогоспиталей. Урал принял промышленные предприятия с оккупированных территорий страны, что многократно увеличило нагрузку на лечебные учреждения области. В этот же период Институт туберкулеза, выполняя задание Наркомздрава, занялся выпуском сухого туберкулина. Со всеми поручениями Иван Алексеевич успешно справился, и уже в 1943 году ему был вручен первый орден Трудового Красного Знамени. Позднее он был награжден вторым орденом Красного Знамени и орденом Ленина.

После окончания войны И. А. Шаклеин полностью сосредоточился на руководстве институтом, где постепенно формировалась научная школа фтизиатров. «По еще довоенной традиции еженедельно, по средам, в 9 утра в здании на К. Либкнехта проводились клинические конференции. Аудитория была всегда полна, собирались фтизиатры города, нередко приезжали врачи из районов области, — вспоминала доктор медицинских наук Т.И. Казак. — По протоколам конференций 1951–1955 годов можно судить о высоком уровне научных и клинических исследований». Директор всячески поощрял научную деятельность сотрудников. Под его руководством было защищено 8 докторских и 28 кандидатских диссертаций.

В этот же период, в 1951 году, И.А. Шаклеин успешно защитил докторскую диссертацию «О лечебном действии пневмоперитонема при туберкулезе легких». В ней он подвел итоги работы институтских клиник. Позднее вышла первая в области фтизиатрии монография с тем же названием, которая на долгие годы стала настольной книгой фтизиатров.

Не только научный интерес двигал устремлениями профессора Шаклеина. Он был опытнейшим клиницистом, постоянно консультировал больных в лечебных учреждениях области, охотно делился при этом своими знаниями.Врач терапевтической клиники Института Н.Г. Фельдшерова вспоминала: «Мой первый учитель Иван Алексеевич Шаклеин учил клиническому мышлению, диагностике легочных заболеваний, вместе со мной разбирал различные клинические формы туберкулеза.Основными методами лечения был искусственный пневмоторакс (лечение газом) с последующим пережиганием спаек. Иван Алексеевич хорошо владел этими методами, сам поддувал больных, пунктировал, откачивал плеврит, пережигал спайки».

В начале 60-х годов исследования уральских ученых по проблемам силикоза и силикотуберкулеза были признаны медицинским сообществом страны и мира. На международных конгрессах фтизиатров, в частности, во Франции, Венгрии, Китае, выступления профессора Шаклеина по данной теме неизменно встречали с большим интересом и уважением.

Избранная в молодости медицинская специальность — фтизиатрия — стала делом всей жизни И. А. Шаклеина. Он глубоко верил, что и его коллеги по-настоящему увлечены профессией. Показателен диалог будущего ученого Л. В. Озеровой с директором. Тогда еще интерн, она откровенно призналась ему, что фтизиатрия ей не нравится, пришла сюда поневоле и боится заразиться туберкулезом. Иван Алексеевич спокойно выслушал и коротко ответил: «Когда вы поймете фтизиатрию, вы ее полюбите». По сути, это было профессиональное кредо самого профессора.

Летом 1969 года Иван Алексеевич отметил свой 70-й день рождения и 40-летие врачебной научной деятельности. А в октябре того года он скоропостижно скончался. После съезда фтизиатров Азербайджана, уезжая домой, упал в здании Бакинского аэровокзала. Смерть наступила по причине асистолии.

Дело учителя продолжили его ученики. Один из них, профессор В. А. Соколов, свыше 20 лет руководил институтом.

Елена Сабурова, сотрудник Свердловского областного музея истории медицины

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×