НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ ПОМОЖЕТ «СОЛНЫШКО»


«Солнышко» — это детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в поселке Коршуновский Нижнеилимского района Иркутской области. Его директор Винера Харисовна КОРЕНЬКОВА уверена, что у каждого ребенка есть право на счастливое детство. В своей повседневной работе она считает важным не создавать для детей тепличные условия, а дать им знания, умения и навыки, которые пригодятся в их самостоятельной жизни.

43.jpg— Винера Харисовна, как Вы стали директором детского дома?

— В детском доме «Солнышко» я работаю с момента его основания, то есть с 1997 года. Пришла работать воспитателем, участвовала в разных конкурсах, в том числе областных, пробовала свои силы в номинации «Воспитатель года», занималась педагогической наукой, исследованиями. Работа меня увлекла, мне было все интересно. Затем в течение двух лет я была заместителем директора по учебно‑воспитательной работе. Когда должность директора детского дома стала вакантной, я приняла участие в конкурсе и в итоге стала руководить всем учреждением. Это трудно и очень ответственно, но я о своем выборе не жалею, потому что всем сердцем предана своему делу, детям, оставшимся без родных людей и семьи.

— Вы упомянули, что работаете с самого основания детского дома. Расскажите немного о его истории.

— Районный детский дом был открыт в поселке Коршуновском 17 января 1997 года. Это было неспокойное время в стране, когда появилось много детей без присмотра, выделилась целая категория так называемых социальных сирот — детей тех родителей, которые не смогли устроиться в новой жизни, потеряли ориентиры и оказались выброшены на социальную обочину. Детей нужно было устраивать, так было принято решение о создании детского дома «Солнышко», который принял 85 детей.

Прошло уже 17 лет с момента его образования, за это время учреждение во всех смыслах значительно выросло. Много труда было вложено всеми сотрудниками, много средств было инвестировано в материально‑техническое оснащение. Но главное — иной стала работа с детьми. Когда открывался детский дом, педагоги пришли в него из разных учреждений, кто‑то работал в детском саду, кто‑то в школе, и мало кто имел представление о специфике работы детского дома. Сейчас у нас стабильный педагогический коллектив, понимающий все тонкости работы с нашими воспитанниками. Мы знаем, чем они дышат, о чем думают, о чем мечтают, что для них действительно важно. У нас сформированы свои правила, и мы все им следуем.

— А что это за правила?

— Во‑первых, принимать ребенка таким, какой он есть, понимая его внутренний мир и зная о мельчайших проблемах. Во‑вторых, помогая ему в решении этих проблем, нужно оставить право выбора. В‑третьих, очень важно не взращивать в детях потребительские настроения, а дать им навыки, необходимые для самостоятельной жизни. И, в‑четвертых, мы должны стимулировать у детей трудолюбие, самостоятельность и жизненный оптимизм — это является одним из ключевых условий для успешной социализации воспитанников детского дома.

— Сколько сейчас человек находится под Вашим началом?

— На 29 педагогов приходится 54 ребенка от 3 до 18 лет. Порядка 80% педагогического состава имеют высшее педагогическое образование. Коллектив у нас стабильный, он отлично подготовлен.

— Как проходит адаптация детей, попавших в детский дом?

— Ребенок, поступая в детский дом, получает реабилитацию и в образовательном, и в социальном плане. Каждый воспитанник у нас обеспечивается медицинским обслуживанием, с ним работают доктора разных профилей. Мы тесно сотрудничаем с нашей районной больницей, и все врачи нас отлично знают, многие просто пофамильно. Медикаментозная коррекция, наблюдение докторов помогают нам преодолеть те преграды, которые порой мешают ребенку нормально развиваться. Состояние здоровья — это первое, на что мы обращаем внимание, потому что, только скорректировав проблемы здоровья ребенка, мы можем полноценно вести обучение и дальнейшую адаптацию.

— По Вашей статистике, есть ли тенденция к уменьшению количества сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

— За два последних года в связи с государственной программой «Каждому ребенку — семью» сирот младшего возраста стало меньше. Гораздо менее утешительна статистика по детям более старшего возраста — социальным сиротам, то есть тем, кто при живых родителях не может проживать в родном доме. Сейчас мы поменяли акценты в своей работе, расставили новые приоритеты в связи с поставленной государством задачей. Ключевая проблема — помочь детям в устройстве их в приемные семьи. У нас есть дошкольная группа, и в последнее время мы не можем ее укомплектовать — дети уходят в семьи. И это очень отрадно!

Каким бы хорошим ни был детский дом, какой бы квалификацией ни обладали педагоги, детям лучше в семье, в которой есть внимание и забота любящих родителей.

— Как Вы взаимодействуете с приемными родителями? Как помогаете им преодолеть сложности, связанные с адаптацией ребенка в новой семье?

— Для помощи приемным родителям у нас организована специальная школа, которая работает с сентября 2012 года. Она дает возможность ответить реальным и потенциальным родителям на их вопросы, касающиеся социально‑правовой, психологической и медицинской сферы. Какие существуют формы семейного устройства, как подготовиться к первой встрече с ребенком, как сгладить процесс адаптации, что можно, а чего нельзя ждать от ребенка — круг затрагиваемых проблем очень широк. Обучение в школе длится три недели, затем выдается сертификат. Возможна индивидуальная диагностика, консультации, тренинги, все это обсуждается со специалистами службы сопровождения.

44.jpg— Как Вы относитесь к тому, что сейчас в нашей стране введены существенные ограничения на усыновление детей-сирот иностранцами?

— У меня двоякое отношение к этому вопросу. Я знаю случаи, когда ребенок попадал в иностранную семью, и она становилась для него по‑настоящему родной. И знаю множество ситуаций, обернувшихся трагедией для ребенка.

К сожалению, у нас нет инструментов, помогающих полноценно отслеживать условия проживания детей за границей, мы просто не в силах помочь ребенку, столкнувшемуся с проблемами. Другое дело, если будет создан специальный орган, состоящий из местных социальных служб и российских представительств. Пока нет гарантированно объективного контроля, я не поддерживаю усыновление детей иностранцами. Русские дети должны жить в России, а когда вырастут — пожалуйста, они могут выбрать себе любую страну для проживания.

— Когда Ваши дети покидают стены детского дома, помогаете ли Вы им устроиться в жизни?

— Самостоятельность не наступает «вдруг», одномоментно. Ей предшествует долгий процесс, и мы не жалеем сил для того, чтобы в полной мере подготовить ребенка к взрослой жизни во всех ее проявлениях, к ответственности за себя и свое будущее. У нас в учреждении быт максимально приближен к домашнему — дети участвуют во всех повседневных делах: поправить забор, починить тротуар, прополоть грядки, прибрать во дворе — все посильные дела мы делаем вместе.

Наши дети знают: это их дом, и они за него в ответе. По адаптации воспитанников мы разработали свою уникальную программу, она прошла лицензирование в Институте повышения квалификации.

— Из чего она складывается?

— Из множества составляющих. Так, например, с будущими выпускниками мы тщательно прорабатываем выбор профессии, чтобы у них не было разочарований, чтобы они нашли себе дело по душе, которое обеспечило бы им их дальнейшее содержание. Тщательно курируем сам процесс поступления в учебное заведение, разговариваем с педагогами — словом, готовим почву для успешной учебы. Мы смотрим, где будет жить выпускник, как он обустраивает свой быт, помогаем ему обеспечить себе комфорт и безопасность.

Скажу без ложного пафоса: нам не безразлична судьба каждого выпускника и любой из них может рассчитывать на нашу помощь и искреннюю поддержку во всех ситуациях. Стоит отметить, многие наши воспитанники не теряют связи с детским домом, приезжают за советом и просто за добрым словом.

— Винера Харисовна, а что Вы можете сказать о материальном обеспечении детского дома? Достаточно ли оно?

— Нет проблем в обеспечении ребят полноценным питанием и одеждой. А вот в остальном по многим статьям средств недостаточно. Мы — образовательное учреждение, и имеем все те же проблемы, как и любое другое заведение подобного уровня. Нам нужны средства, чтобы реализовать наши грандиозные планы, в том числе по расширению и укреплению подсобного хозяйства. Мы приучаем детей к труду, вместе с ними обрабатываем поля, выращиваем в теплицах овощи, планируем сами содержать скот.

В чем‑то мы сами себя обеспечиваем, пополняя рацион свежими овощами, но нам нужно многое из того, чего нельзя сделать и вырастить своими руками, на что нужны живые деньги. Ребенок подрастает, растут и его запросы, ему хочется многое, из того что не положено, на все это требуются средства. Мы никогда не одеваем детей одинаково, потому что каждый из них — индивидуальность, у каждого свой вкус и свои предпочтения. По мере возможности мы стараемся это учитывать. Спасибо нашим попечителям, шефам которые поддерживают нас во многих наших начинаниях.

— Расскажите о Вашем попечительском совете.

— Он работает у нас уже третий год в достаточно активном режиме. Сейчас у каждого ребенка есть свой персональный шеф. Когда это задумывалось, мы рассчитывали просто на благотворительную помощь, на разовые мероприятия. Но все это вылилось в целое движение, шефы — уважаемые, состоявшиеся люди, не просто дарят подарки, они много общаются со своими подопечными, дарят им внимание, заботу, и дети им всегда очень рады и благодарны.

45.jpg

— А кто они — Ваши попечители?

— В основном это руководители и работники разных предприятий и учреждений — коммерческих и государственных, депутаты районной думы, мэр района Николай Иванович Тюхтяев. Возглавляет попечительский совет Надежда Васильевна Новикова, помощник мэра. Она сумела собрать настоящую команду неравнодушных, активных людей. Всем им — моя искренняя благодарность за их душевную щедрость, моральную поддержку.
На счету наших шефов много добрых дел. Например, 1 июня вместе с детьми они посадили аллею деревьев. Многие приезжают к нам постоянно — мы к этому готовимся, печем пироги вместе с нашими замечательными поварами. Каждый их приезд для детей — настоящий праздник.

А еще наш детский дом дружит со Свято‑Троицким приходом и батюшкой отцом Игорем, мы приобщаем детей к православной культуре, прививаем им традиционные для русского человека ценности.

— Винера Харисовна, а что Вас больше всего беспокоит как руководителя учреждения?

— В глобальном масштабе больше всего меня волнуют три проблемы. Первая — устройство детей в семьи. Вторая — недостаток финансов для нашего развития. И третье — социальная защита семьи. К сожалению, очень редко восстанавливаются семьи, где есть родственные биологические связи, этому пока уделяется, на мой взгляд, недостаточно внимания.

Еще одно мое беспокойство связано с тем, что с 1 января следующего года у детского дома появится новый учредитель. С 1997 по 2005 год наше учреждение было муниципальным и финансировалось из бюджета Нижнеилимского района, а с 2006 года является областным государственным образовательным учреждением, на его содержание идут деньги из бюджета Иркутской области. Каким будет наше завтра — мы пока не знаем. Сотрудников нашего дома волнует, какой будет их зарплата, как изменится штатное расписание и многое другое.

Мне хотелось бы сохранить коллектив, и лично я надеюсь на лучшее. А планов у нас очень много! Расширение подсобного хозяйства, укрепление школы приемных родителей, работа с шефами — лишь бы хватило времени и сил.

— Как складываются судьбы Ваших выпускников, вышедших из стен детского дома?

— Конечно, в первую очередь хочется вспомнить хорошее — благополучных ребят, у которых все сложилось удачно. И таких выпускников большинство! Они оканчивают различные учебные заведения, работают, служат в армии, обзаводятся семьями. Вот, например, Альберт Ваняшин — он закончил академию МЧС, сейчас работает в Москве, у него уже есть своя семья, и я за него спокойна. А Максимова Алена закончила Восточно‑сибирскую академию культуры, и у нее замечательная семья, работа. И таких примеров много.

Но есть и другие истории, когда дети после выпуска из детского дома возвращаются в биологические семьи, где процветает пьянство, тунеядство, асоциальный образ жизни, и постепенно их поглощает эта неблагоприятная среда.

Безусловно, мы переживаем за каждого, нам очень хочется, чтобы усилия коллектива не пропали даром, и все наши любимые воспитанники были востребованы обществом, нашли свое место в жизни.

ОГОКУ «Детский дом «Солнышко» 

665694, Иркутская область, 

Нижнеилимский р-н, п. Коршуновский, 

ул. Ленина, 6а, тел.: (39566) 6-52-90, 

факс: (39566) 6-52-42, e-mail: detdomsun@mail.ru, 

www.detdomsun.ru

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×