ПЕРЕСМОТР СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ВРАЧЕЙ И ПАЦИЕНТОВ


Возможность интеграции медицинского сообщества в системы оценки качества медицинской помощи и досудебного урегулирования конфликтов между врачом и пациентом стала основной темой конференции «Медицина и право», прошедшей 13–14 марта 2014 года в Москве по инициативе Координационного совета врачебных палат и ассоциаций Центрального федерального округа. Национальная медицинская палата выступила за пересмотр системы защиты интересов врачей и пациентов в случаях оказания некачественной медицинской помощи.

5.jpgЛеонид Михайлович Рошаль, президент Национальной медицинской палаты, считает: Сегодня на уровне государства до сих пор не созданы структуры, которые защищали бы врачей. В системе отсутствуют какие-либо инструменты, позволяющие решать конфликты между врачом и пациентом, а медицинским организациям в случае их вины — компенсировать ущерб пациентам. Объем претензий возрастает как снежный ком, и среди них множество несправедливых. Возникают ситуации, когда ни простым врачам, ни медицинским учреждениям в случаях судебных исков нечем расплачиваться».

Отсутствие эффективных механизмов защиты врачей и пациентов, зачастую необъективная работа института судебно-медицинской экспертизы, противоречия в нормативно-правовой базе, приводящие к неоднозначности трактовок действий врачей, неразвитость инструментов досудебного урегулирования конфликтов — это те проблемы, которые были указаны в качестве основных.

Ирина Львовна Андреева, помощник министра здравоохранения РФ, обратила внимание на невысокий уровень правовой грамотности врачей в сравнении с пациентами и подчеркнула: «Нужно создавать такую систему, в которой будет удобно работать и врачу, и пациенту. Главное — чтобы оценка качества медицинской помощи, само качество медицинской деятельности осталось абсолютной прерогативой медицинского сообщества».

За рубежом, в частности, в Германии, в досудебном порядке решается 80% всех спорных ситуаций, а их рассмотрение строится на обезличенной независимой профессиональной экспертизе качества оказания медицинской помощи, которую проводят представители врачебных палат. Как отмечает Леонид Рошаль, именно такая система должна лечь в основу реализации пилотных проектов в регионах: «Мы будем говорить о реализации пилотных проектов досудебного разбирательства». На сегодняшний день в Национальной медицинской палате существуют определенные наработки в сфере развития элементов системы досудебного урегулирования конфликтов. В качестве основы может быть использован опыт Врачебной палаты Смоленской области.

«Врачебная палата Смоленской области существует 5 лет. За этот период рассмотрено более 700 случаев жалоб по поводу ненадлежащего оказания медицинской помощи и проблем дополнительного лекарственного обеспечения инвалидов. Всего два случая были рассмотрены на третейском суде, а остальные урегулированы на досудебном уровне, — рассказывает Наталья Леонидовна Аксенова, председатель Врачебной палаты Смоленской области. — Врачебная палата заключила соглашения с департаментом здравоохранения области и с Росздравнадзором по области о том, что поток жалоб может регулироваться в досудебном порядке. Пациенты имеют возможность обратиться в Палату, так как во всех медицинских организациях Смоленской области имеется ссылка на наш адрес и телефон. Также в договорах с медицинскими организациями и пациентами при оказании платных услуг указывается, что в случае конфликта дело может быть рассмотрено в Третейском суде. такая ситуация выгодна для врача и для пациента. Решение третейского суда является окончательным и не подлежит обжалованию».

Одним из элементов системы досудебного регулирования конфликтов может стать также и процесс медиации. «Сегодня пришло время для официального введения в структуры медиаторов здравоохранения. Медиация важна как метод досудебного урегулирования споров. В случае если стороны не приходят к мировому соглашению, тогда они уже обращаются в третейский суд», — подчеркивает Юрий Васильевич Ушанов, проректор Института развития дополнительного профессионального образования.

Однако, чтобы все это работало, необходима объективная система независимой экспертизы качества медицинской помощи. «Невозможно никакой медиации и невозможно никакого решения третейского суда, если в основе его не лежит справедливое и компетентное экспертное решение. С экспертным решением у нас в стране есть проблемы, справедливых экспертных решений очень и очень мало», — говорит Алексей Анатольевич Старченко, сопредседатель Комитета по независимой экспертизе качества НМП. Национальной медицинской палате удавалось переломить судопроизводство в случаях несправедливых заключений судебной медицинской экспертизы. На сегодняшний день мы вынуждены констатировать, что серьезного и справедливого судопроизводства по вопросам медицины в нашей стране практически нет».

Наряду с проблемами неразвитости системы защиты врачей и пациентов, а также системы досудебного урегулирования конфликтов важную роль играют и противоречия, заложенные в системе здравоохранения. Именно они стимулируют возникновение конфликтов и неоднозначность трактовок действий врача.

«Действительно, эти проблемы есть, и представители медицинской сферы, совершая какие-то, может быть, с юридической точки зрения неправомерные или даже противоправные действия, не виновны в этом, потому что есть разночтения в нормативно-правовых актах», — отметила Анна Валериевна Филатова, заместитель директора Научноисследовательского института Российской правовой академии при Министерстве юстиции РФ.

Алексей Старченко отмечает также и неоднозначность содержания и понятия стандартов оказания медицинской помощи. «В законе указано, что качество медицинской помощи определяется, в том числе исполнением стандартов медицинской помощи и на основе исполнения порядков оказания медицинской помощи. Фразу «на основе стандартов» каждый читает, как хочет. В результате не понятно — нужно ли соблюдать стандарты оказания медицинской помощи? Модная тема в Минздраве — стандарты не нужно использовать для оказания и контроля медицинской помощи. Они нужны, чтобы посчитать тариф», — говорит эксперт.

Ликвидировать правовые противоречия поможет включение в процесс аудита нормативно-правовых актов, готовящихся к подписанию со стороны Министерства здравоохранения РФ, представителей профессионального сообщества.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×