КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ?


По данным аналитического центра «Левада-Центр»: категорически не удовлетворены качеством медицинской помощи 61% россиян (опрос проводился в 45 регионах РФ), еще 22% недовольны отчасти, 2% ответить затруднились. И только 25% респондентов считают отечественное здравоохранение лучшим в мире.

Многие эксперты, в том числе и авторитетные представители здравоохранения, считают, что все дело в финансировании — если вдвое увеличить затраты на медицину, ситуация изменится кардинально. Но, к примеру, в США тратят на здравоохранение до 17% от ВВП, а медицинскими услугами также довольны не все.

Некоторые экономисты считают, что отечественное здравоохранение слишком затратно, громоздко и неповоротливо. Они предлагают провести серьезные структурные изменения, потому что инвестировать в далекую от совершенства существующую систему бессмысленно. Вот наиболее частые предложения.

НЕ ВСЕ БЕСПЛАТНО

Сократить программу государственных гарантий бесплатной помощи, оставив ее 100%-ой лишь для социально незащищенных категорий: инвалидов, пенсионеров, детей до 18 лет, безработных, беременных женщин и т. п. А для трудоспособных граждан ввести систему соплатежей — в виде небольшой фиксированной платы за каждый врачебный прием (например, 100 руб.) и процента от сложной диагностики или лечения в стационаре (10-20%). Другой вариант — покупка гражданами полисов добровольного медицинского страхования. Возможно введение накопительной системы — если, к примеру, полис не израсходован, на следующий год можно будет купить новый со скидкой.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЧАСТНОГО КАПИТАЛА

Включить в систему медпомощи частные лечебные учреждения и врачебные практики. Минздрав сертифицирует частные учреждения и врачей по определенным видам помощи и дает им госзадание на обслуживание по твердым страховым тарифам. Выгоды для государства: не надо строить новые больницы, поликлиники и оснащать их дорогим оборудованием. Выгоды для частников: полная загрузка, возможность планировать работу. Выгоды для пациентов: отсутствие очередей, быстрая квалифицированная помощь, высокое качество обслуживания.

РАЗДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ

Самое «узкое» место на сегодняшний день — амбулаторное звено, т. е. поликлиники и диспансеры. В то же время зачастую пустуют вновь созданные центры здоровья, на которые возлагали большие надежды. Эксперты предлагают скорректировать их функции: превратить в центры управления хроническими заболеваниями. Если диагноз поставлен, определена диспансерная группа и человеку (прежде всего пожилому) назначено лечение, зачем ему каждый раз отвлекать участкового врача? Померить давление, продлить рецепт смогут в центре квалифицированная медсестра или фельдшер.

Поликлиники будут заниматься лечением острых состояний и профилактикой. Межрегиональные диагностические центры — круглосуточно (либо в 3 смены) обследовать всех поступающих пациентов. Так получится и экономней, и эффективней.

Своя модель первичной помощи есть и для сельской местности. Хорошо оснащенные офисы врача общей практики, обеспеченного самым современным транспортом,— на повседневную помощь, передвижные диагностические модули — на ежегодную диспансеризацию, санавиа-ция — на экстренную помощь.

ГАДЖЕТ В БЕЛОМ ХАЛАТЕ

Современная персонализированная медицина немыслима без информационных технологий. Уже создано множество программ и устройств, позволяющих человеку управлять своим здоровьем. К примеру, в смартфоне можно хранить всю свою медицинскую карту — результаты обследований, анализов, рентгеновские снимки и УЗИ, прививки, больничные листы, информацию о лекарствах. И в любой момент по тому же смартфону получить заочную консультацию лечащего врача или записаться на прием. А врач может проконтролировать, как пациент выполняет назначения, узнать о динамике самочувствия и т. п.

Тот же смартфон позволяет измерять артериальное давление, частоту сердцебиения, двигательную активность, уровень сахара в крови, снять кардиограмму и т. п. Существуют устройства для суточного мониторирования сердца, которые в автоматическом режиме передадут данные на модем специалиста. Интерактивно можно воспользоваться любым медицинским справочником, свежим медицинским журналом — это кардинально улучшит работу любого врача. Посредством интернета можно получить консультацию медицинского специалиста из любой страны мира, узнать об условиях госпитализации и т. п. Все это изменит характер отношений врача и пациента уже в ближайшие годы.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

6.jpgДиректор Института экономики здравоохранения Лариса Дмитриевна ПОПОВИЧ:

— Давно пора принимать серьезные решения по поводу объема государственных гарантий — определяться с тем, кому, что и при каких условиях при существующем финансировании здравоохранения мы реально можем предоставить бесплатно за счет общественных источников, и кто должен будет нести бремя со-платежей. Нерешенность этой проблемы приводит к тотальной и теневой платности медуслуг.

7.jpgДиректор Национального НИИ общественного здоровья ЕАМН Рамил Усманович ХАБРИЕВ:

— Мы должны обеспечить доступность медпомощи. Для этого можно построить новые больницы, закупить оборудование, подготовить специалистов — затратить уйму денег. А можно сделать по-другому: закупить эти услуги у частной медицины, проверив ее готовность и качество. Доступность тоже достигается, но разными деньгами. Управлять — значит не только строить учреждения, оснащать их, тратя огромные средства. Управлять — значит грамотно организовывать процессы.

8.jpgЗаведующий кафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ Олег Стефанович МЕДВЕДЕВ:

— Годовые профосмотры или даже диспансеризация бессмысленны. Это трата времени и денег. Если у нас нет электронной истории болезни, однократные измерения или анализы не сравниваются с предыдущими результатами. Конечно, есть умозрительная норма, но нужно, чтобы человек сравнивал новые данные со своими же, потому что мы все разные. И этим должно заниматься не государство, а сами люди, для этого не нужны ни врач, ни медсестра. Нужно просто купить программу и найти специалиста, который изредка будет смотреть ваши данные на сервере. Такова мировая тенденция — персонализированная электронная медицина.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×