НАСТАВНИКИ БОГДАНОВИЧСКОЙ ЦРБ


Одно из самых слабых звеньев современного здравоохранения — «старение» кадрового потенциала, особенно эта проблема актуальна для небольших городов. Чаще всего превалирующее число медперсонала в районных больницах — люди предпенсионного и пенсионного возрастов. С одной стороны, это плюс, так как у специалистов, которые в профессии 40 и более лет, есть бесценный опыт. Кроме того, медицинские работники, воспитанные в советские годы, более ответственны и скрупулезны в работе. Но, к сожалению, у этой «медали» есть и оборотная сторона — без смены поколений, без талантливой молодежи будущее строить практически невозможно.

ГБУЗ СО «Богдановичская ЦРБ» данная проблема также не обошла стороной, но благодаря грамотной кадровой политике главного врача Александра Павловича Гетманчука, помощи мерии в вопросах выделения жилья для молодых специалистов, а также постоянному обновлению технической базы и внедрению новых технологий диагностики и лечения Богдановичской ЦРБ все‑таки удается пополнять кадры талантливой молодежью.

Но есть и еще один фактор, который привлекает молодые кадры в этот небольшой городок, расположенный в 95 километрах от Екатеринбурга, — сформированный десятилетиями институт наставничества, хотя и работавший в последние годы менее организованно, чем на заре своего становления. Не секрет, что в большинстве ЛПУ сегодня он практически изжил себя, что крайне негативно сказывается на адаптации новых сотрудников и передаче бесценного опыта, накопленного многими поколениями профессионалов.

Учебное учреждение дает в основном теоретические знания, а практику молодой врач, фельдшер или медицинская сестра нарабатывают уже на рабочем месте. Вот почему так важна поддержка и своевременная подсказка старшего и более опытного коллеги. В Богдановичской ЦРБ этому мы сейчас уделяем большое значение.

Сотрудники ГБУЗ СО «Богданович- ская ЦРБ», проработавшие большую часть своей трудовой жизни в родном уч- реждении, которым есть, что передать мо- лодежи, специально для читателей жур- нала «Медицина и Здоровье», подели- лись воспоминаниями о том, какой была медицина Богдановича в годы их юности и рассказали, что она представляет собой сегодня.

68.jpgФельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи Татьяна Викторовна ФИЛИМОНОВА:
— Я с детства хотела стать медицинским работником, хотя в семье ни у кого этой профессии не было. Мечта сбылась: сразу после школы поступила в Камышловское медицинское училище, а по окончании, в 1972 году, пришла в приемный покой Богдановичской ЦРБ. В те годы приемный покой работал на все отделения больницы, поэтому я с головой окунулась в работу, которой было очень и очень много. Отработав там год, перешла в отделение «скорой медицинской помощи», где тружусь уже 40 лет. Сначала работала фельдшером выездной бригады, затем стала заведующей, потом 20 лет трудилась старшим фельдшером, а к пенсии перешла на диспетчерское место.

Конечно, сейчас работать стало значительно легче. Во-первых, раньше бригада «скорой помощи» состояла из одного врача или фельдшера, а теперь на любой вызов выезжают два специалиста. У диспетчеров тоже труд облегчился благодаря компьютеризации рабочего места. Улучшилась и связь с бригадами. Несколько лет назад мы использовали рации «Гранит», которые поддерживали связь только на расстоянии 10 километров, что затрудняло передачу вызова, так как «скорая» обслуживает населенные пункты в радиусе 50 километров от города. Сейчас у нас стоит «Моторола». Она поддерживает связь даже на расстоянии 100 километров. Не стоит на месте и техническое оснащение. Например, шесть лет назад в кареты «скорой помощи» были установлены электронные кардиографы «Вид сердца», благодаря которым с помощью телефонной связи бригада передает электрокардиограмму больного в Свердловский кардиоцентр, где дежурный специалист дает рекомендации по лечению и транспортировке данного пациента. Что касается медикаментов, то все необходимое у бригад всегда имеется. Даже в 1990‑е годы нас не ограничивали и старались своевременно обеспечивать медикаментами.

Из недостатков: несколько лет назад уменьшилось количество машин: раньше было шесть, а теперь четыре, и это при том, что нагрузка с каждым годом возрастает. Когда я только начинала работать, в 1972 году, домашний телефон был редкостью, поэтому, к примеру, при незначительном повышении температуры больного или при мелких бытовых травмах «скорую помощь» не вызывали, а сейчас у всех в наличии имеются мобильные телефоны, поэтому чуть что — сразу вызывают нас. Надо отметить, что сильно выручает новый трассовый пункт «Медицины ката- строф», который находится возле поселка Белоярка. Практически все ДТП они берут на себя.

67.jpg69.jpg70.jpg

Несмотря на все трудности, мне своя работа очень нравится, и я ни минуты не жалела, что выбрала эту специализацию. Однажды отметила такой факт, что если человек проработал на «скорой» три года, то он, как правило, остается в этой структуре навсегда. Большинство людей уходят в первый год — это самый тяжелый период для сотрудника.

«Скорую» чаще всего вызывают при остром состоянии. Большая ответственность — грамотно оказать первую помощь, правильно выявить проблему и направить к нужному специалисту в ЛПУ. Именно от скорости реагирования и качества оказания помощи часто зависит жизнь человека. Таким образом, в нашей службе работают самые выносливые и терпеливые, а также те, кто всем сердцем любят свою профессию это люди, для которых оказание экстренной помощи — своего рода сильный мобилизатор в жизни. Страшно вспоминать 1990‑е годы, когда зарплату мы не получали по восемь месяцев, но даже тогда никто не ушел — какой коллектив был, такой и остался.

Любовь к своей работе мне привили мои наставники. Первыми учителя- ми для меня стали коллеги в приемном покое. Я пришла туда молоденькой девочкой, мне едва исполнилось 18 лет. Именно здесь нарабатывала первый медицинский опыт. Помогло и то, что приемный покой тогда работал на все отделения больницы, поэтому, когда через год перешла на «скорую помощь», мне было работать намного легче. Перейдя в 1973 году на «скорую», познакомилась с Галиной Семеновной Хорьковой и Людмилой Сергеевной Кокшаровой. Им я безмерно благодарна, потому что именно от них переняла многое.

К счастью, наставничество в Богдановичской ЦРБ сохранилось и по сей день. Бригады «скорой помощи» у нас организованы очень грамотно: один врач или фельдшер с опытом, а второй — молодой специалист. Надо сказать, что молодежи у нас работает достаточно много. Когда семь лет назад был открыт пятый пост, я набирала исключительно молодые кадры. Поэтому на сегодняшний день нам, ветеранам, есть с кем делиться своими знаниями и накопленным опытом.

72.jpgФельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи Людмила Сергеевна КОКШАРОВА:
— Я родилась в 1950 году — в тяжелое послевоенное время. Детство мое то- же нельзя назвать счастливым: по семейным обстоятельствам три года прожила в детдоме, после этого меня мама забрала в семью. Особого выбора, куда пойти учиться после школы, у меня не было. В то время у женщин в почете были только две специальности — педагог или медработник, а на технические специальности шли в основном мужчины.

Конечно, хотелось поступить в институт, но моя семья не могла себе этого позволить (необходимо было учиться и работать одновременно), поэтому я поступила в медучилище. В 1969 году его окончила, после чего сразу приехала работать в Богданович. Еще во время учебы проходила практику и в поликлинике, и в стационаре, и на «скорой». Последняя меня привлекала меньше всего. Судьба же распорядилась иначе, о чем я нисколько не жалею: 45 лет стажа на одном месте — главное тому подтверждение. Конечно, самым тяжелым для меня был первый год работы, а после поняла, что «скорая помощь» — это мое. Я очень люблю свою профессию, хотя она не из самых легких. Во-первых, нужна оперативность и умение быстро сосредоточиваться, чтобы правильно принять решение по тяжелому больному. Во-вторых, особо значим правильный психологический настрой. Бригада «скорой помощи» работает на «чужой территории» — в доме пациента, поэтому очень важно не растеряться, а наоборот — проявить твердость, чтобы больной послушал тебя, поверил тебе. А пациенты бывают разные. Я заметила, что чем ниже уровень жизни человека, тем он агрессивнее и требовательнее. А мы ведь тоже люди, поэтому вполне закономерно, что когда к нам с негативом, то и у нас подсознательно формируется неприязнь к данному больному. Сотрудник «скорой помощи» должен уметь не поддаваться эмоциям, запирать внутри себя все субъективное и стараться максимально хорошо выполнять свою работу, несмотря на личное отношение к больному. Нужно сохранять в душе чувство сострадания — вот самое сложное и вместе с тем самое главное в нашей работе.

Стрессов же в нашей работе предостаточно. Помню, когда только начинала работать, ночью поступил вызов. Приезжаю в барак, а там молодая женщина — уже мертвая, а рядом ребенок 10‑ти месячный и пьяный муж, который начал угрожать мне: «Или ты мне ее оживишь, или тоже не будешь жить». К счастью, я быстро сориентировалась: забрала женщину в больницу, чтобы не усугублять ситуацию и не нажить больших проблем. И таких случаев, реально угрожающих жизни, за мою практику было немало, но всегда выручала коммуникабельность и умение разбираться в людях.

71.jpg73.jpg74.jpg

На «скорой» работают очень коммуникабельные люди, которые умеют быстро находить общий язык практически с каждым. Я как‑то приехала на вызов к цыганам. Человека спасти не удалось, и все его многочисленные родственники сразу подняли шум (у них принято очень громко оплакивать усопших). На все это я тихо, но уверенно сказала: «Чем достойнее человек, тем должна быть тише скорбь». Они поразились: «Чтобы нас, цыган, кто‑то словом подавил? Вы хороший психолог». Разумеется, уверенность в себе приходит с годами, но это очень важное качество для медработника, ведь люди достаточно мнительны. Иногда достаточно поговорить с больным, внушить ему, что все будет хорошо, что ничего серьезного нет, и человеку уже становится значительно лучше.

75.jpgФельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи Галина Семеновна ХОРЬКОВА:
— Я родилась в Камышлове, там же, в 1967 году, окончила медучилище. Семья жила бедно, а так как я была самая старшая из детей, то отправить меня учиться в другой город возможности не было. В Камышлове в те годы существовало два училища — педагогическое и медицинское. Я выбрала второе, о чем никогда не пожалела. Сразу после окончания медучилища пришла работать в Богдановичскую ЦРБ. Когда училась, на практике удалось поработать в различных подразделениях больницы. «Скорая помощь» мне понравилась большего всего, поэтому данное направление выбрала осознанно.

Конечно, наша профессия в прямом смысле слова опасная. Один из примеров: несколько лет назад в Богдановиче жил известный в округе бандит, который ко всему прочему употреблял наркотические средства. Я как‑то выезжала к нему на вызов. Захожу в квартиру, а там он лежит, и рядом сидят его друзья. Чтобы спасти мужчину, мне нужно было в вену ввести реланиум. Вены у наркозависимых сами понимаете какие, но я попала с первого раза. Конечно, было страшно, ноги тряслись, и после этого я сутки не могла прийти в себя. В другой раз этот же пациент получил огнестрельное ранение, и нам пришлось везти его на «скорой» в Свердловск, в хирургию. Помню, что милиция ехала с нами в полной экипировке, а мы в халатиках.

К сожалению, в настоящее время спокойнее жить и работать не стало, но я никогда даже не думала уходить из профессии. Сначала была молодой, и было интересно, а потом влюбилась в свою профессию и уже не представляла себя в какой‑то другой сфере. Но многие, конечно, не выдерживают и уходят. Несколько лет назад мы ко всему про- чему выезжали на ДТП, а там такого насмотришься — не каждый сможет выдержать. Сейчас, к счастью, эти вызовы на себя взял трассовый пункт медицины катастроф.

Сильное звено в нашей структуре — это дружный коллектив, который тоже всегда был весомым стимулом работать в Богдановичской ЦРБ. К тому же у нас всегда было развито наставничество, а это дорогого стоит, когда делаешь первые шаги на своем профессиональном пути. Когда я пришла, меня сильно поддержала Зоя Яковлевна Фроленкова — прекрасный врач и душевная женщина. Сейчас я и сама наставник: со мной в бригаде работает молодая девушка, которой я с радостью передаю все свои знания и опыт.

В нашем подразделении чтят и бережно хранят все хорошее из советского прошлого. Мы не только сберегли институт наставничества, но и поддерживаем корпоративную культуру. Часто собираемся сменами, чтобы отметить профессиональные и общенародные праздники, а также дни рождения коллег. У нас всегда был очень дружный коллектив, несмотря на то, что в 1980‑90‑е было все несколько иначе, чем сейчас. Пом- ню, как по полгода нам не платили заработную плату, но все поддерживали друг друга: кто картошки из огорода принесет, кто соленья из погреба достанет. Сами и новогодние елки проводили, и другие праздники. Наши мужчины наряжались Дед Морозом, а я несколько лет подряд была Снегурочкой. Тогда мы были не просто хорошими коллегами, но и на- стоящими друзьями.

Что касается условий работы, то в этом аспекте все изменилось к лучшему. Во- первых, у нас появилась комната отдыха, где можно перевести дух между вызовами и попить чай. Есть и отдельная комната для совещаний и собраний. В плане технического оснащения ситуация тоже значительно улучшилась. К примеру, раньше мы не могли делать ЭКГ на вызове, а сейчас оборудование есть, «Вид сердца», благодаря которому мы сразу передаем данные в кардиоцентр и получаем в ответ грамотные рекомендации.

Конечно, я уже подумываю о выходе на пенсию — года-то идут, мне уже 65 лет. Но это только мысли, так как пока не представляю себе жизни без любимой работы. Даже в отпуске хочется на работу бежать. Пока есть желание, буду работать.

78.jpgПроцедурная медсестра хирургического отделения Маргарита Константиновна ВАЛОВА:
— Я с детства мечтала стать медиком, так как перед глазами был пример: тетя была фельдшером, сестра работала врачом. В 1975 году я окончила Сухоложское медучилище и сразу пришла в ЦРБ. Мне предоставили право выбора отделения, и я воспользовалась им — не сомневаясь ни секунды, выбрала хирургию. Таким образом, уже 38 лет работаю здесь. Сначала была постовой медсестрой, потом операционной, затем перевязочной, а теперь — процедурной.

Хорошо помню своих первых наставников. Екатерина Ивановна Мерчук и Светлана Алексеевна Осинцева — оченьопытом. Поддержал меня и весь коллектив отделения. Коллеги показывали на своем примере, как надо работать, как относиться к пациентам. Работа медсестры (особенно хирургического отделения) — тонкая, почти ювелирная, при этом требующая твердости, уверенности в себе. Те же уколы в вену нужно уметь быстро и хорошо поставить, а здесь приемов в зависимости от состояния вен очень много. К сожалению, в медучилище и мединституте практическим нюансам никто не научит, поэтому мы стараемся поддерживать молодых коллег. Если приходит медсестра сразу после училища, то прикрепляем к ней специалиста с опытом, чтобы во- время подсказал, подстраховал, присмотрелся к новому человеку. Могу сказать, что здоровая атмосфера в коллективе — лучший помощник в работе.

76.jpg77.jpg79.jpg

Но самое важное в нашем труде — не очерстветь, не растерять сострадания к людям. Слава богу, меня это обошло стороной. Более того, с годами сочувствия к пациентам становится больше. Если я могу помочь человеку облегчить его пребывание в больнице, то с радостью делаю все от меня зависящее. Иначе в медицине и быть не может.

Ветераны ГБУЗ СО «Богдановичская центральная районная больница:

Анастасия Григорьевна Стражевич служила в Великую Отечественную войну медсестрой эвакогоспиталя, который базировался в разрушенном Смоленске, а затем в Прибалтике. В мирное время она работала врачом-отоларингологом, главным врачом и первым заместителем руководителя Богдановичской больницы. Кавалеру ордена Отечественной войны II степени, ветерану труда, Отличнику здравоохранения Анастасии Григорьевне 90 лет.

Анне Петровне Силаевой 91 год. Она была мобилизована в 1943 году и служила в передвижном эвакогоспитале Центрального, а позже 3‑го Белорусского фронтов. После окончания войны с Германией была переведена на 2‑й Дальневосточный фронт. В итоге вернулась домой лишь в январе 1946 года. До 1979 года работала медицинской сестрой в Байновской участковой больнице. Анна Петровна награждена медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в ВОВ 1941‑1945 годах», «За победу над Японией». Имеет звание ветерана труда.

Иван Тимофеевич Пургин служил ефрейтором в 65‑м гвардейском минометном дивизионе 1‑го Украинского фронта. Принимал участие в Орловской и Курской битвах, освобождал Киев, Полтаву, Харьков, Львов, Житомир, Краков, Прагу, брал Дрезден. День Победы встретил в Чехословакии. После войны работал водителем скорой помощи в Богдановичской ЦРБ. Награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», За боевые заслуги», «За победу над Германией в ВОВ».

80.jpgМедицинская сестра кабинета инфекционных заболеваний Нина Григорьевна ТЮШЕВА:
— Я родилась и выросла в Богдановиче. К окончанию школы уже точно знала, что пойду в медицину. Как только прозвенел «последний звонок», сразу подала документы в Сухоложское медицинское училище, которое окончила в 1970 году по специальности «медицинская сестра общего профиля». В Богдановичскую ЦРБ попала по распределению, чему очень рада. Тридцать шесть лет отработала в детском отделении, девять из которых трудилась старшей медсестрой. По выходу на пенсию перешла в инфекционный кабинет взрослой поликлиники.

Ни разу в жизни я не пожалела, что стала медицинской сестрой, несмотря на то, что детское отделение — один из самых сложных «участков» в здравоохранении. Когда в семье болеет ребенок, все буквально «вверх дном», а в больнице таких малышей несколько десятков — шум, плач, все это психологически сложно переносить. Жалко ведь детишек, а тут еще родители, которые беспокоятся, нервничают. Приходится находить общий язык и с мамами, и малышами, чтобы лечение давало желаемый результат. Я считаю: если ты выбрал детское направление, то без любви к детям и уважения к их родителям работать нельзя. Если этих чувств в твоем сердце нет, то лучше выбрать 81.jpgдругую специализацию, а еще лучше — другую профессию. Ведь в медицине главное — сострадание.

Всем азам меня научили мои дорогие наставники: Любовь Семеновна Федотова, Надежда Петровна Самосвалова. Эти люди многое мне дали, жаль, что их уже нет в живых. Наталья Дмитриевна Трофимова, еще один мой учитель, слава Богу, жива и здорова, ей я тоже безмерно благодарна. Она была заведующей отделением, многому меня научила.

Безусловно, сейчас работать намного легче. Улучшение материально-технической базы 82.jpgощутимо облегчает труд не только врачей, но и среднего медицинского персонала. Например, еще лет 15 назад нам приходилось с целью стерилизации кипятить шприцы и системы, а сегодня в инфекционной мы используем не только одноразовый инструментарий, но и внедрили бесшприцевую систему. Раньше мы работали руками, полагаясь на интуицию и опыт, а теперь работа стала «чище», но не менее интересной, так как требует новых знаний и умений.

ГБУЗ СО «Богдановичская центральная районная больница» 623534, Свердловская область, г. Богданович, ул. Октябрьская, д. 87, тел.: (34376) 2‑22‑23, 2‑24‑88, e-mail: bcrb.bgdn@gmail.com .

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×