«ТАЛИСМАН» НАДЕЖДЫ


В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у подростков, основными являются – ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие возможности вести здоровый образ жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Несмотря на проводимые мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей и подростков-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов. Однако в России существует большое количество реабилитационных центров, которые способны решить проблему социальной адаптации детей-инвалидов и помочь им достичь полноценного личностного развития.

О деятельности одной из таких организаций – государственном областном учреждении социального обслуживания реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Талисман» города Екатеринбурга рассказывает его директор Александра МОКРИЦКАЯ:

45.jpg– Центр «Талисман» был создан 29 декабря 1999 года с целью реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями. Наша работа складывается следующим образом: дети поступают на стационарную реабилитацию на 21 рабочий день, при этом они могут отдохнуть дома в выходные. При необходимости длительность пребывания может быть продлена до 42 дней. Наши специалисты информируют семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, о правах и обязанностях инвалидов и семей, в которых они находятся, об учреждениях здравоохранения, коррекционных школах и организациях социального обслуживания населения, где все родственники могут получить любую помощь, в том числе и юридическую.

Когда к нам поступает ребенок, в течение месяца мы проводим полный диагностический цикл: наблюдаем за его поведением в процессе обучения, игры. В результате таких исследований определяем степень ограничений и нарушений жизнедеятельности ребенка, реабилитационный потенциал и период реабилитации. Для того чтобы процесс был результативным, необходимо работать и с семьей, поэтому она является третьим равноправным участником процесса восстановления детей.

Рано начатая реабилитация (до одного года) дает практически 100% положительные результаты, при условии, что у ребенка отсутствуют тяжелые поражения центральной
нервной системы, врожденные некорректируемые дефекты развития.

– Александра Федоровна, расскажите о детях-инвалидах, проходящих реабилитацию в Вашем Центре.

46.jpg– В центре «Талисман» проходят реабилитацию дети с наиболее тяжелыми нарушениями жизнедеятельности. Эта проблема решается комплексно, так, чтобы можно было
задействовать все ресурсы ребенка, как физические, так и психические, поэтому у нас функционируют медицинский, педагогический, психологический и социальный блоки. Научить всех специалистов работать сообща было достаточно трудной задачей, но за семь лет непрерывной совместной деятельности наши врачи стали понимать друг друга, трудиться в связке.

Мы стараемся, чтобы ребенок и его семья были активными участниками процесса реабилитации. Малыша до 3-5 лет нужно вовлечь в эту деятельность, как равноправного участника. В раннем возрасте, это делается посредством игры, а в старшем – с помощью мотивационных моментов. Действуя таким образом, мы вырабатываем у детей определенные навыки, которые формируются у них в возрастной период. Например, познавательная деятельность может развиваться в полной мере как функция мозга только при вертикализации положения тела. Если ребенок лежит, и он не подвижен с рождения, то познавательная функция у него никогда не будет развита достаточно, поэтому наряду с педагогической и психологической реабилитацией важна – физическая, и, наоборот, наряду с физической необходима психологическая (как мотивация успеха). Этот взаимосвязанный процесс важно совершать каждый раз для того, чтобы достичь успеха. Необходимо соблюдать законы природы – поступательность развития. Сначала ребенок начинает поднимать головку, потом туловище, переворачивается, ползает, становится на четвереньки, садится, затемпервый раз в жизни встает на ноги. Нельзя научить малыша чему-либо, не преодолев последовательно все вышеперечисленные стадии.

47.jpgКроме традиционных методов восстановительного лечения в нашем центре активно используются новые прогрессивные методы терапии: занятия иппотерапией, применение методики развития и коррекции двигательных навыков, основанной на восьмиканальной электростимуляции мышц в движении и покое, с помощью прибора «Мультимиостим», технология нейропсихологической коррекции.

Пребывая в стационаре Центра, дети, кроме медицинских процедур и занятий с педагогами, с удовольствием посещают развивающие занятия бумагопластики (оригами), живописи, аппликации из бумаги и пластилина, изготовления глиняных игрушек и кукол из ткани, вязания крючком и на спицах. Для воспитанников проводятся экскурсии по городу (посещение музеев, выставок).

В структуру реабилитационного центра «Талисман» входят следующие отделения:

  • диагностики и разработки программ социальной реабилитации (ОДРП); 
  • медико-социальной реабилитации детей раннего возраста (ОМСР); 
  • медико-социальной реабилитации для детей старшего дошкольного и школьного возраста (ОМСВ); 
  • психолого-педагогической реабилитации (ОППР); 
  • профессиональной ориентации (ОПО); 
  • административно-хозяйственный отдел.

– С какими проблемами приходится сталкиваться в процессе работы?

48.jpg– На проведение комплексной реабилитации в условиях стационара, а также работу с семьей нужны солидные средства. Я не думаю, что государство готово увеличить пособие на содержание детей-инвалидов, потому что финансовые проблемы бывают почти у всех бюджетных учреждений, и «Талисман» – не исключение. Мы достаточно оснащены высокотехнологичным оборудованием, хоть и не в достаточном количестве.

Необходимо отметить, что нам активно помогают различные предприятия такие как: магазин «Садко-роскор», Газпромбанк, Уральский банк реконструкции и развития, Екатеринбургский муниципальный банк, фирма Том-Упи, JFC-Урал и многие другие организации. Их руководство оказывает нам существенную финансовую помощь, организует культурные мероприятия для наших подопечных.

– Что необходимо предпринять, чтобы улучшить условия проживания детей-инвалидов?

– В прошлом, детей-инвалидов старались изолировать от общества. В таких условиях ни один человек не достигнет нужной степени социального развития. Нельзя забывать, что лица с ограниченным передвижением способны обеспечивать себя материально. Следовательно, важно с самого детства комплексно подходить к решению проблемы социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.

Если у ребенка с детства проявляются признаки умственного отставания, необходимо сразу проводить комплекс соответствующих мер. Иначе, в старшем возрасте эти проблемы усиливаются, и решать их становится гораздо сложнее. Несвоевременная психологическая коррекция и непонимание родителей приводят к тяжелым последствиям. Мы пытаемся сделать ребенка личностью социальной – способной жить в обществе. Именно окружающие люди должны создавать условия для того, чтобы дети-инвалиды чувствовали себя комфортно. К сожалению, часто общество негативно воспринимает людей с недостатками.

Социализация личности ребенка – одна из наших основных задач. Это не лечение болезни, а взаимодействие с ребенком, с его семьей. Самое главное, чтобы он не чувствовал себя особенным, отличным от других детей. Необходимо приучать родителей к ответственности за собственного ребенка.

Работа с семьей – один из ключевых моментов в реабилитации.

Реабилитационный центр детей и подростков

с ограниченными возможностями «Талисман»

Екатеринбург, ул. Грибоедова, 14 а,

тел: (343) 227-27-34, 227-05-83.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×