О развитии фармацевтического рынка Екатеринбурга и Свердловской области, рассказывает директор розничной сети «Здравник» Сергей ПОЛЫГАНОВ.
– Сергей Владимирович, борьба за потребителя сейчас обострилась. Второй год действует федеральная программа дополнительного лекарственного обеспечения. И в сфере ее интересов оказываются значительные секторы фармацевтического рынка. Каким в этом свете, Вы видите дальнейшее движение для всех, кто действует сейчас на рынке?
– Ситуацию осложняет то, что на региональный рынок выходят лидеры федеральных аптечных сетей, например, «36,6». Совершенно очевидно, что в настоящее время они не представляют конкуренции для нас, но в любом случае эти сети «оттягивают» на себя часть покупателей, хотя эксклюзивного предложения для нового потребителя москвичи выдвинуть не смогли, особой ценовой привлекательности в рамках представленного ассортимента тоже не обнаруживается. Получается, что ожидания населения не оправдываются с появлением новых игроков фармацевтического рынка.
Часть муниципальных аптек была отдана в аренду, другая – объединилась в ЕМУП «Здоровье». На территории Свердловской области изменения сходны с екатеринбургскими: одни аптеки присоединяются к крупным сетям, остальные действуют в муниципальной сфере.
В перспективе просматриваются две тенденции развития. Первая – укрупнение аптек, создание залов самообслуживания, аптечных супермаркетов. Второе направление может показаться противоположным первому – развитие специализированных аптек: кардиологических, ортопедических, косметических и других. Их было бы целесообразно открывать при поликлиниках, для отпуска лекарств, например, в рамках федеральных программ. Есть еще и экономические причины проявившихся тенденций. Сейчас растет арендная плата. Надо либо уменьшать торговые площади, наращивать отдачу, доходность с каждого квадратного метра, или наоборот, укрупнять, расширять ассортимент. Поменялись приоритеты. На первое место сейчас выходит не цена. Те, кто нуждается в недорогих, доступных лекарствах будут получать их через федеральные программы. Важнее оказываются сервисные услуги в широком смысле слова: профессионально работающий коллектив, где в штате не только высококвалифицированные фармацевты, но и специалисты продаж; широкий перечень информационных услуг, эргономичный и функциональный дизайн торговых залов; удобные подходы и подъездные пути к самой аптеке, стоянка для автотранспорта и пандусы для инвалидов-колясочников. То есть аптека должна быть неповторима в наборе своих достоинств. То, что в западном мире называется шоппинг, должно войти в перечень удовольствий клиентов аптек. Человек должен получить сразу в одном месте не только нужное ему лекарство, но и услышать вежливое обслуживание, получить консультацию специалиста, помощь при выборе препарата – это самый скромный перечень дополнительных и обязательных услуг.
Люди не должны ставить посещение аптеки в зависимость от ухудшения самочувствия, связывать визит к провизору и фармацевту с возникшей необходимостью поправить пошатнувшееся здоровье, потребностью лечиться. Поэтому в настоящее время в ассортиментном перечне аптек все большее место занимают средства профилактики заболеваний, косметические и лечебные препараты.
– Но ведь развитие аптечных сетей связано с решением многих проблем, часто совсем не фармакологического свойства?
– Проблемы создаются, как ни странно, в той сфере, откуда должна бы приходить помощь и поддержка – в сфере отношений с государством. Правительство осознает, что аптеки играют огромную социальную роль, но не учитывает их специфику, отличие от других предприятий, обслуживающих потребности населения.
В фармацевтическом бизнесе, у аптек в частности, нет льгот по коммунальным платежам, нет вычетов по арендной плате, отсутствуют налоговые преимущества. Располагаются рядом винный магазин и аптека. Куда, как правило, идет больший поток покупателей? Винная торговля приносит больший доход.
Существует серьезная проблема и с наценками на препараты. Государство это дело строго регламентировало и следит за соблюдением выданных предписаний. Но коммунальные платежи увеличиваются, арендная плата движется в том же направлении, зарплата у населения растет. Как справиться с этой ситуацией – мы не знаем. Поэтому некоторые аптеки закрываются.
Вторая проблема – профессионализм кадров. Точнее, отсутствие нужного количества работников высокой квалификации. Ее породило «взрывное» развитие рынка вообще. хороших фармацевтов, которые умеют продавать и консультировать, всегда не хватает.
– Существует ли система подготовки специалистов для работы в сфере фармакологии?
– Эта система есть. В основном она сложилась еще в советские годы. Готовят таких специалистов в фармацевтическом колледже, медицинских институтах Перми и Тюмени. С периодичностью в три-пять лет, на базе названных учебных центров проводятся мероприятия по переподготовке кадров, работают специальные программы повышения квалификации. Мы тоже заботимся о решении проблемы недостатка высококвалифицированных специалистов. В этом году обратились в Уральскую государственную медицинскую академию с просьбой сформировать из наших сотрудников учебную группу.
– Вы упомянули, что в аптечный бизнес приходит система самообслуживания. Расскажите о ее особенностях и выгодности подобного нововведения для потребителей?
– Это определенная новация на фармрынке, но ажиотажа вокруг нее создавать не стоит. Когда руководители готовятся к открытию новой аптеки, то обязательно проводят маркетинговые исследования перспектив и возможностей рынка. Нужна ли здесь новая аптека? Готовы ли жители данного района к тому, чтобы пользоваться возможностями зала самообслуживания? Нужен ли вообще такой зал? Словом, все идет от потребности. Сказать, что залы самообслуживания приносят больший доход на квадратный метр площади нельзя. Доходность в большей мере определяется местом расположения организации, а влияние доступа к прилавкам и витринам на экономи
ческие показатели в этом деле вторично. В Свердловской области залы самообслуживания особой популярностью не пользуются вообще.
– Есть широкий перечень лекарств, получить которые можно только по рецепту врача. В залах самообслуживания к ним тоже свободный доступ?
– В этом случае залы самообслуживания сочетаются со стандартными отделами продаж. В свободной выкладке, как правило, располагается косметика, ортопедия, средства гигиены, лекарственные травы. Аптеки вынуждены расширять ассортимент, так как лекарственную составляющую осваивают федеральные программы. Есть и второй момент: расширяя ассортиментный перечень за счет сопутствующих товаров, мы идем навстречу потребностям людей. Как, предположим, в аптеке рядом с университетом можно не поставить в продажу косметику?! Студенты просто могут нас не понять. А вот продавать шприцы в таком месте никто не рискнет.
Каких-то особенностей, специфики в структуре и тенденциях развития фармацевтического рынка Свердловской области в
целом, и Екатеринбурга в частности, не вижу, так как они общие для всей России. У нас может быть больше аптек, чем в других регионах и весьма высокая конкуренция, однако на Урале нет ярко выраженного доминирования. В Москве есть сети, которые имеют более сотни аптек. Для Екатеринбурга и Свердловской области это не свойственно, потому что наш рынок поделен на небольшое количество игроков.
В организации аптечного бизнеса намечается движение от аптеки в стандартном, привычном виде к специализированным магазинам по продаже лекарств, медицинских препаратов в разумном сочетании с сопутствующими товарами.
– Что главное для вас в отношениях с предприятиями-производителями препаратов, с вашими деловыми партнерами?
– Мы очень требовательны и осторожны в выборе поставщиков. Для «Здравника» прежде всего важна собственная безупречная репутация. Мы работаем под девизом всесторонней гарантии качества. Чтобы продавать качественные лекарства, мы предпочитаем брать их только у национальных дистрибьюторов. Как правило, они проводят тщательную, многоступенчатую и всестороннюю проверку качества своих поставок. А мы храним все сертификаты на полученные препараты. Не исключено, что, в сравнении с другими, наши цены и представляются высокими. Но у нас продается товар без подделок. Тем более, что всегда приходится выбирать между здоровьем человека и качеством лекарственного препарата. Всегда ли недорогой товар бывает хорошего качества? Сомнения есть. А если выбор определяет цена, то для этого и существуют федеральные программы.
.