Ян Габинский родился 9 октября 1952 года на Украине. В 1969 году он переехал в Свердловск, где поступил на лечебно-профилактический факультет СГМИ. После окончания вуза с отличием, он устроился на работу в больницу Скорой медицинской помощи. В настоящее время Ян Львович – директор Клинико-диагностического центра «Кардиология», заведующий кафедрой внутренних болезней №3 Уральской государственной медицинской академии, главный кардиолог УрФО, главный кардиолог Екатеринбурга, руководитель комиссии по неотложной кардиологии Российской Федерации, действительный член РАЕН, вице-президент Всероссийского научного общества кардиологов, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор, автор пяти монографий и свыше 200 печатных работ, главный редактор «Уральского кардиологического журнала», а также депутат Екатеринбургской городской Думы. Его путь в медицине: от рядовой должности заведующего отделением дистанционной передачи электрокардиограмм по телефону до директора уникального кардиологического центра – вполне типичен для настоящего специалиста.
– Ян Львович, почему Вы решили связать свою жизнь именно с медициной?
– С выбором будущей профессии особых трудностей у меня не было. С детства я много времени проводил в госпитале, где моя мама проводила хирургические операции. В Свердловск решил переехать не случайно – в этом городе жили мой брат и тетка, родная сестра моей мамы. Кстати, первое впечатление от Свердловска было удручающее. Из уютного украинского городка, попал в рабочий город, где совсем другое отношение к жизни. Но время шло, постепенно я осваивался, привыкал к менталитету уральцев, становился увереннее в себе. Этому, конечно, способствовали годы учебы в медицинском институте. Студенческие годы для всех – это незабываемое время: новые знакомства, общение с множеством людей. Каждый тебе интересен, и ты сам понимаешь, что к тебе относятся с повышенным вниманием. появляется масса увлечений. если как-то взвесить, что больше значило тогда для меня, учеба или творчество, то окажется, что последнее, пожалуй, было важнее. Студенческая среда дает прекрасные возможности раскрыть творческие задатки и реализовать собственные амбиции.
Я несколько лет был капитаном команды КВН мединститута. С азартом занимался спортом, играл в баскетбол за студенческую сборную СгМи. при этом успевал хорошо учиться. В институтском дипломе у меня всего две или три четверки. Много времени прошло со студенческой поры. Сейчас уже тридцать семь лет живу в екатеринбурге. именно здесь я начал свою карьеру рядовым врачом, потом заведовал отделением дистанционной передачи электрокардиограммы по телефону, далее – реанимационным, инфарктным отделениями и, наконец, стал директором кардиологического центра. Вскоре я возглавил кафедру внутренних болезней №3. В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию. Доктором медицинских наук я стал в 1993 году.
Главное не останавливаться на достигнутом. О полной реализации всех намеченных планов говорить еще рано. если устанавливать какой-то баланс выполненного, и того, что намечено сделать, то получится примерное соотношение 50 на 50. Так что, резервы и стимулы для профессионального роста и творческих замыслов еще есть.
– Известно, что Вы сочиняете стихи и музыку, пишете лирические песни. В чем состоит смысл Вашего поэтического творчества?
– Это в какой-то мере потребность осмыслить сделанное и прожитое, попытка осознать свои возможности в иной, не медицинской сфере, своего рода форма самореализации. К тому же, творчество является для меня отличным отдыхом, обретением душевного комфорта и восстановления сил. Наверное, трудно точно сформулировать смысл своего творчества, но когда оно приносит удовлетворение тебе самому и дает приятные мгновения слушателям, то оно оправдано, а значит необходимо.
«В свет» вышли три моих песенных диска, готовится к выпуску четвертый, также выпущен нотный альбом. Узнав о моих поэтических и музыкальных увлечениях, делегаты прошедшего в Челябинске весной 2006 года первого съезда кардиологов Урала предложили мне написать гимн Российских кардиологов.
– Перечень ваших профессиональных, творческих и личных достижений остается открытым. Что является самым значимым в Вашей жизни?
– Медицина, кардиология прежде всего. Аргументов в пользу этого выбора у меня достаточно.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщает пугающую статистику: сердечно-сосудистые заболевания ежегодно становятся причиной смерти более миллиона российских граждан. инсульты и инфаркты тридцать лет назад были проблемой людей пожилого возраста, а в наши дни эти заболевания «помолодели». Сейчас врачи не удивляются, обнаружив холестериновые бляшки на стенках сосудов 20-летних мужчин и женщин. Более 40% всех наших больных – это люди с повышенным давлением. Знают о таком неблагополучии 70%, а принимают меры по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний не более 10-12%.
Безусловно, действуют и факторы риска. если близкие родственники перенесли инфаркт или страдают гипертонией, то в ваших генах тоже содержится информация о болезни. Это исправить невозможно. Но можно хотя бы не увеличивать степень риска и не наращивать число его факторов. Сошлюсь опять же на данные ВОЗ. Вклад курильщиков в общее количество смертей по причине разных заболеваний составляет 29%. если хотя бы на треть сократится количество курящих, то пропорционально снизится и уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Много разговоров ведется о губительном влиянии холестерина на сосуды. Но холестериновые риски можно снизить, если ограничить потребление жирных продуктов и начать активней двигаться – уходить или убегать от гиподинамии.
– Ян Львович, каким образом необходимо бороться с увеличением числа людей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями?
– Сейчас, чтобы победить в борьбе за жизнь и здоровье, надо сделать так, чтобы высокопрофессиональная кардиологическая помощь стала доступна максимальному количеству больных в больших и малых городах, деревнях, поселках Свердловской области, Уральского федерального округа.
Каждый человек должен иметь свой коронарный, то есть сердечный, паспорт. Он должен знать, насколько поражены его сосуды, в динамике отслеживать ситуацию, вовремя реагировать и предупреждать возможные болезни.
То, что мы наблюдаем сейчас, можно назвать эпидемией сердечно-сосудистых заболеваний. Смертность растет, показатели рождаемости никак не перекрывают ее итогов. Специалисты не справляются с демографической ситуацией. хотя, если добиться снижения показателей смертности на 15-20%, то это будет означать, что на б-7 лет возрастет продолжительность жизни.
– К демографическому аспекту проблемы, наверное, можно отнести и то, что мужчины по-прежнему держат печальное первенство, умирая от сердечно-сосудистых болезней чаще и раньше женщин.
– Вы правы. Средняя продолжительность их жизни – 58 лет против 71 года у женщин. Это, безусловно, мало. Сейчас врачи пристальней стали заниматься кардиологией женщин. У нас в центре даже была защищена диссертация «инфаркт миокарда у женщин». Эта работа была представлена на европейском конгрессе кардиологов. У мужчин болезни сердца проявляются значительно раньше, поэтому многие из них не доживают до среднестатистического возрастного предела. и здесь обнаруживается серьезная проблема. Мы много говорим о реабилитации лиц трудоспособного возраста. А как быть тем, кто перенес инфаркт миокарда в 60-летнем возрасте? Они предоставлены сами себе. В поликлиниках специалистов-кардиологов для работы с этой категорией лиц практически нет.
Сейчас большие надежды возлагаются на диспансеризацию. В ходе систематических обследований многое можно выявить и с помощью собранных сведений, организовать эффективную профилактику. главное не испортить это дело. Не должно все «висеть» на одном участковом враче. по приказу Минздрава 1976 года полагается один кардиолог на 30 тысяч населения. На сегодняшний день количество кардиологических больных возросло. получается, что врач должен принять немыслимое количество пациентов – не меньше 25 человек в день. Можно ли в этих условиях проводить эффективную диспансеризацию или заниматься профилактикой? Вывод напрашивается один – надо менять нормативную базу медицины.
– Что вы думаете о системе подготовки будущих кардиологов?
– Необходима более углубленная научная и практическая подготовка будущих кардиологов, начиная уже со студенческой скамьи – Уральской медицинской академии и других медвузов. А у себя в кардиоцентре мы способны готовить высококвалифицированных специалистов, которые, находясь в курсе новейших научных достижений кардиологии, смогут, если понадобится, максимально помочь пациенту, спасти его сердце, вернуть к жизни.
.