НА ПУТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕОСНАЩЕНИЯ


О проблемах оказания высококачественной медицинской помощи при травмах рассказывает доктор медицинских наук, директор Уральского НИИ травматологии и ортопедии имени В. Д. Чаклина, заслуженный врач РФ, главный внештатный травматолог и ортопед Свердловской области Александр РЕУТОВ.

13.jpg– Уже давно в Свердловской области идет речь о создании единой программы по оказанию травматологической помощи населению. Еще в июле 2002 года на Коллегии областного Министерства здравоохранения было вынесено соответствующее решение. Была ли создана такая программа?

– Нет, такой программы все еще не существует. Для того чтобы она заработала нужны средства. Необходимо, например, чтобы лечебные учреждения города и области были обеспечены нужным количеством фиксаторов и других расходных материалов, не говоря уж о более затратной части – материально-технической базе.

В частности, вставал вопрос о введении телеконсультаций – технологий, которые позволили бы нашим специалистам проконсультировать через интернет пациента, поступившего в больницу где-то на севере, да хоть в том же Тагиле. Но для того, чтобы работающие там врачи могли показать снимок этого пациента и попросить у нас совета, нужны компьютеры, подключенные к глобальной сети интернет. В большей степени стоит вопрос о наличии либо цифровой камеры, чтобы сделать изображение повреждения, либо сканера, которым можно переснять рентгеновский снимок. Далее, мы могли бы просто переписываться по электронной почте, так как суперсовременная голосовая связь нам не столь важна. Однако даже того минимума, о котором я говорю, в региональных лечебных учреждениях практически нет.

Не менее важна и кадровая проблема, хотя она стоит, в принципе не остро. имеющиеся в наличии врачи на 50% закрывают наши потребности по области, но им кроме рук и головы требуется современная техника и иное оснащение, чтобы они могли выполнить все необходимые действия.

– В рамках Нацпроекта «Здоровье» оснащаются поликлиники, станции Скорой медицинской помощи. Может быть, есть информация о грядущем пополнении материально-технической базы травматологических клиник?

– Нет, пока подобная информация отсутствует. единственное, что известно точно – в рамках оснащения восьми высокотехнологичных центров в России, два модуля из шести будут иметь травматологический профиль. построят их в Чебоксарах и Краснодаре. Дело в том, что юг страны совершенно не охвачен научно-исследовательскими институтами еще со времен Советского Союза – ближайшее к этой местности крупное травматологическое учреждение находится в Саратове. А количество пациентов, которым требуется такая помощь, настолько велико, что остальные Нии с ними не справляются. поэтому было решено до конца года построить два новых центра. С помощью западных технологий, которые используются при строительстве, выполнить это все в срок – вполне реально.

– Сразу же встает вопрос, откуда в эти Центры будут набирать кадры, если их и так не хватает в других регионах?

– Сейчас там пытаются экстренно обучить своих специалистов этим видам помощи. Но это не так просто. Допустим, отправят они врачей на обучение на два-три месяца, а необходимо четыре-пять лет, для того чтобы специалист мог квалифицированно работать с теми технологиями, которые ему предоставят.

Рассматривался также вопрос, что туда будут вахтенным способом делегировать специалистов из уже существующих и работающих научно-исследовательских институтах.

– Наверное, эти меры предполагается принять только в самом начале?

– Как минимум год-два нужно, чтобы они подготовили своих врачей. А мы тогда как будем работать все это время? Каким образом будем оказывать помощь нашим больным, если отдадим своих специалистов? Этот вопрос пока не решен, но вахтовый метод в данное время рассматривается.

– Какова предполагаемая мощность новых Центров?

– Планируется, что там будет выполняться по 15 тысяч операций в год. В нашем институте за аналогичный промежуток времени делается порядка трех тысяч операций. Но у нас, помимо всего прочего, ведутся научные разработки, а там будет представлено только оперативное лечение, своеобразный конвейер – пациент зашел и вышел.

– Если бы такой Центр построили на территории Свердловской области, то ваши специалисты перешли бы туда?

– Нет, зачем? Наш научно-исследовательский институт тоже должен работать! Какой смысл отдавать своих высококвалифицированных сотрудников? Тогда может сложиться ситуация, когда к нам поступит больной, а мы не сможем ему помочь.

– Значит, создавать такой Центр у нас не имело смысла?

– Я полагаю, что нет. Мы здесь вполне справляемся, и можем многое без нового лечебно-профилактического учреждения такого уровня – все упирается в финансирование.

– Но ведь на деятельность Центра выделяются федеральные средства? Могли бы они помочь развитию травматологии нашего региона?

– Весьма в этом сомневаюсь, учитывая, что всем научно-исследовательским институтам, участвующим в этом проекте, дали весьма небольшой государственный заказ. Например, до конца 2006 года было определено финансирование для 340 человек. В прошлом году за этим видом помощи к нам обратилось 540 человек. Мы могли бы прооперировать и 800 пациентов, но когда завершается финансирование, вынуждены останавливаться, потому что пациентов становится нечем лечить. Очередь на сложные операции, к которым относится эндопротезирование суставов – более чем на два-три года вперед.

На начало этого года только в эндопротезировании суставов нуждалось около 500 жителей Свердловской области. если бы нас профинансировали и дали такое задание, то за год очередь была бы ликвидирована полностью. Но госзаказ, который мы получаем не позволяет этого сделать. Федеральный бюджет определил план на 420 пациентов, поэтому никто не снимал с нас обязанности лечить другие патологии. Это количество приходится делить на девять видов операций по разным видам заболеваний, куда входит и лечение позвоночника и многое другое. В результате эндопротезирование может быть выполнено 80, максимум 90 пациентам за год. Эти цифры я привел в качестве примера – есть и другие операции, требующие высоких технологий, но именно эти обычно на слуху. поэтому, именно по этим хирургическим вмешательствам оценивают нашу работу. А ведь существуют значительно более сложные технологии, которые требуют большего умения и количества времени, солидных финансовых затрат.

14.jpgУральский Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии МЗ РФ был создан 4 сентября 1931 года, и в этом году отметит свой 75-летний юбилей. Это третий по возрасту институт такого профиля в стране – старше его только Российский НИИ травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена (в этом году ему исполнится 100 лет) и Центральный НИИ травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова в Москве (исполняется 85 лет).

Уральский НИИ, которому в 2001 году было присвоено имя его основателя и первого директора В. Д. Чаклина, оказывает квалифицированную медицинскую помощь больным с травмами и ортопедическими заболеваниями, осуществляет подготовку кадров для Уральского региона, организует базы для научно-исследовательской работы.

Основными научными направлениями в институте являются:

– разработка новых, более эффективных методов лечения повреждений костей таза и длинных трубчатых костей;
– улучшение качества лечения заболеваний и повреждений позвоночника;
– изучение течения регенерации кости, биоэнергетических и репаративных процессов в тканях, реактивности организма при чрескостном остеосинтезе и эндопротезировании;
– изучение качества крупных суставов и их лечение при врожденной и приобретенной патологии.

За последние шесть лет Институт провел в Екатеринбурге пять Российских научно-практических конференций, а в июне 2005 года организовал Первый Съезд травматологов-ортопедов УрФО. На эти мероприятия приезжают не только врачи Екатеринбурга и области, но и российские светила, которые знают об успехах уральцев и хотят посмотреть, что нового появилось у свердловских коллег. На Съезде травматологов присутствовало порядка 300 человек, в том числе директора всех шести Научно-исследовательских институтов травматологии России, что само по себе говорит об интересе, который вызвало в медицинских кругах это мероприятие.

– Как Вы, будучи главным травматологом Свердловской области, оцениваете перспективы развития этого направления в регионе? Предположим идеальный вариант: травматологам дали все необходимое?

– В первую очередь, необходимо отслеживать качество оказания помощи травматологическим больным. Я могу сказать точно, что все травматологи Свердловской области уже, по крайней мере, по два раза прошли курсы повышения квалификации. В нашем НИИ есть факультет усовершенствования врачей, поэтому все новейшие разработки свердловские
специалисты знают и понимают. Но, приезжая на место, они не могут их реализовать. Как можно требовать с травматолога высшее качество, если ему не предоставят средства, с помощью которых можно провести адекватное лечение? Если взять идеальный вариант – хирурги получили все необходимое – лишь в этом случае мы могли бы по полной программе спрашивать с тех врачей, которые оказывают эту квалифицированную помощь.

– Какие ближайшие задачи ставит перед областной травматологией НИИ им. В. Д. Чаклина, исходя из существующих условий?

– Сейчас необходимо организовать межрайонные травматологические центры чтобы не все больные с периферии ехали в наш институт. В данный момент у нас нет областных больниц такого профиля, поэтому пациентам из «глубинки» приходится
обращаться к нам. Часто приезжают люди, которые вовсе не нуждаются в нашей квалификации.

Если создать травматологические центры в районе Нижнего Тагила, Каменска-Уральского – они бы вполне справились с потоком собственных пациентов, а к нам бы отправляли только самые тяжелые случаи.

– Готовятся ли Вашими специалистами такие предложения в Минздрав Свердловской области?

– Нет, в этом отсутствует необходимость. Мы сами ездили в тот же Нижний Тагил, разговаривали с руководством горздрава, с заместителем мэра. Вроде бы, они заинтересованы в такой работе, но много времени отнимает бумажная, бюрократическая деятельность. Тем не менее, дело постепенно движется. В Нижнем Тагиле существует три лечебных учреждения, в которых оказывается травматологическая помощь. И они сами уже должны решить, какому из них будет присвоен статус межрегионального центра.

Я думаю, нам удастся создать хотя бы два-три межрегиональных центра, которые смогут выполнять такую работу и позволят стабилизировать ситуацию.

– Пока речь идет только о двух-трех таких учреждениях?

– Да, сначала надо отработать эту технологию, решить вопрос на местах, а уже потом предоставить в минздрав всю необходимую документацию. Вот когда министр ее утвердит, выйдет приказ, который будет обязателен для исполнения. Пока все находится в стадии разработки.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×