ОБРАТНО В БУДУЩЕЕ


Возвращение в общество человека, перенесшего психическое расстройство, сложно и неоднозначно. Об этой проблеме корреспонденту журнала «МиЗ» рассказывает заместитель главного врача по лечебной работе ГУЗ СО «Психиатрическая больница №6» Игорь Канарский.

41.jpg– До сих пор среди населения бытует мнение, что человек с психическим заболеванием бесповоротно исключен из обычной жизни и никогда не сможет к ней вернуться. это суждение передается и самим пациентам, попадающим в лечебно-профилактические учреждения нашего профиля. Сам факт обращения за психиатрической помощью, и, тем более, лечение в больнице, расценивается человеком как крах его надежд и, фактически, как конец жизни.

К сожалению, действительно на сегодняшний день наши пациенты лишь в редких случаях в дальнейшем могут рассчитывать на поддержку общества. Особенно это касается людей, перенесших достаточно серьезные психические расстройства, связанные с нарушением восприятия и мышления – например, шизофрению.

Отношение населения к психически больным остается предвзятым. Собираясь выписываться из больницы, они уже готовятся к тому, что потеряют друзей, круг общения, работу. В соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» наличие психического расстройства и факт пребывания в психиатрической лечебнице никак не должны ограничивать социальные права человека. Но в реальности нашим пациентам часто приходится менять место работы.

– Есть какие-то пути решения этой проблемы?

– До перестройки государство брало на себя обязательства по реабилитации психически больных в специализированных условиях. Существовали мастерские, где эти люди могли на ходиться в производственной среде и зарабатывать деньги. К сожалению, в последующем эти предприятия не выдержали конкуренции. Во-первых, больных еще нужно научить что-то делать, во-вторых, работают они не настолько быстро и не так оперативно усваивают необходимые навыки, а в-третьих, в этих мастерских никогда не было современной техники.

Сейчас ситуация снова изменилась. Ряд организаций нуждается в рабочей силе для выполнения монотонного труда, который не выдерживают здоровые люди. А некоторым нашим пациентам именно такая работа под силу. И на нас начали выходить предприятия, предлагающие такую занятость для инвалидов по психическим заболеваниям.

С помощью Британского гранта нам удалось создать при больнице реабилитационную прачечную, которая работает уже год. Там установлены современные стиральные и сушильные машины, и пациенты имеют возможность вернуть себе навыки обычной работы.

Психическими расстройствами обычно страдают люди, изначально имеющие своеобразие мышления. И очень многое зависит от того, как к этому своеобразию относятся в обществе. В какой-то среде неординарность расценивается, как нечто естественное, в другой же считается отклонением от нормы. В России до сих пор сильны отголоски нашей прошлой «социалистической» действительности, где индивидуализм, несоответствие рамкам и стандартам были возведены в ранг порока.

– Могут ли ваши пациенты возвращать эти навыки в домашних условиях?

– Сложность заключается в том, что наши пациенты в силу своих особенностей с трудом берут на себя ответственность, пытаясь возлагать их на окружающих и близких. А родственники чаще не пытаются помогать человеку стать самостоятельным, а, напротив, заботятся о нем, как о маленьком ребенке, делая его беспомощным. Поэтому, когда он возвращается домой, нарушается естественное течение жизни семьи.

Положительный опыт достигнут в некоторых регионах, где после выхода из больницы с человеком работает целая группа специалистов – психотерапевты, игротерапевты, социальные работники. При нашей больнице также существует Центр психологической помощи «Путь к себе», где проводятся тренинги как для больных, так и для их родственников.

Плохо, что для бывших пациентов психиатрических клиник и их родственников фактически нет общественных организаций. Существует ряд заболеваний, объединяющих больных для борьбы за свои права – например, сахарный диабет, бронхиальная астма. Они выходят на властные структуры с предложениями по улучшению лекарственного обеспечения, повышению уровня их жизни. У психически больных таких требований не возникает, а их родственникам зачастую даже в голову не приходит, что этим необходимо заниматься.

– С какими предложениями они могли бы выступить?

– В частности, нужна какая-то структура, которая будет заниматься реабилитацией пациентов после выписки. В ряде случаев нежелательно возвращать пациентов в ту же среду, в которой возникло заболевание. Неплохо бы иметь общежитие, куда на время можно было бы определять таких людей, чтобы они (разумеется, вне обострения) пожили в других условиях. Такой опыт есть в Первоуральске, Нижнем Тагиле, хорошо было бы воспользоваться им и в Екатеринбурге. Но пока этот план существует только в теории, поскольку подобные мероприятия требуют финансовых вложений, как со стороны субъекта федерации, так и на уровне муниципалитетов.

– Что со своей стороны Вы хотели бы сказать Вашим коллегам других специальностей?

– Хотелось бы, чтобы отношение к нашим больным не отличалось так сильно от отношения к другим пациентам. Конечно, они имеют характерные особенности в структуре мышления, речи, своеобразным образом излагают жалобы. Из-за этого в ряде случаев человек, находящийся под наблюдением психиатра, не может получить элементарную помощь у участкового терапевта: его жалобы относят на счет психического расстройства. Я бы попросил коллег быть более терпимыми и внимательными.

ГУЗ «Свердловская областная психиатрическая больница №6»,

Екатеринбург, ул. Народной воли, 63, тел.: (343) 251-66-00

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×