ИСКУССТВО ХИРУРГА – ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ОПЕРАЦИИ


Начиная с 2003 года, Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области финансирует программу хирургической помощи женщинам, страдающим стрессовым недержанием мочи, а также опущением и выпадением внутренних половых органов. О реализации этой программы рассказывает заместитель главного врача по акушерству и гинекологии екатеринбургской городской клинической больницы №7 Евгений ГЛУХОВ:

19.jpg– Опущение и выпадение внутренних органов, как и недержание мочи – это социально значимые проблемы, которые существенно снижают качество жизни женщины. Пациентки с такой патологией социально дезадаптируются, они не могут спокойно выйти на улицу, потому что у них либо постоянные позывы на мочеиспускание, либо подтекание мочи. Замечательно, что в Свердловской области уже четвертый год функционирует программа, позволяющая пусть относительно небольшому числу женщин, но все-таки получить эффективную хирургическую помощь на самом современном уровне, которая наверняка избавит их от этой патологии. Необходимо отметить роль, которую в этом играет ТФОМС Свердловской области – если бы не поддержка Фонда, пациенткам пришлось бы платить серьезные деньги, а далеко не каждая может себе это позволить.

– В чем суть этих операций, и почему они столь дорогостоящи?

– Лапароскопические и влагалищные операции с использованием синтетического протеза (проленовой сетки) при опущении внутренних половых органов у женщин – это технология завтрашнего дня. Раньше при этой патологии выполнялись пластические операции с использованием собственных тканей женщины, приводившие к большому числу рецидивов. А новые операции малотравматичны и фактически безрецидивны. Мы выполняем их с 2000 года, они постоянно модифицируются, и к данному моменту с помощью современных технологий нами прооперировано уже около 550 человек. Такие вмешательства технически достаточно сложны, трудны в освоении, мануальные навыки в этой хирургии нарабатываются медленно; и такое количество проведенных операций говорит о том, что они «поставлены на поток».

К сожалению, нас в немалой степени ограничивает цена расходных материалов. Часть их, стоимостью от 750 до 1200 долларов на одну пациентку, системой ОМС не предусматривается, поэтому потребовалась отдельная программа ТФОМС Свердловской области. За последние три года Фонд вложил в нее около 2,5 млн. рублей. За это время 93 женщины были бесплатно прооперированы по поводу стрессового недержания мочи, 344 – с опущением и выпадением матки (из них 250 получили помощь бесплатно, остальные – с частичной оплатой).

На следующий год нам выделен миллион рублей для реализации следующего тура данной программы. Мы планируем прооперировать 120 пациенток бесплатно и 150 – с частичной оплатой хирургического вмешательства.

– Насколько эти цифры соответствуют реальным потребностям Свердловской области?

– На самом деле, это серьезная проблема. Порядка 35-40% женщин старше 40-50 лет страдают от одной из вышеперечисленных патологий и в той или иной степени нуждаются в хирургической коррекции. Если говорить про 4,5 млн. населения Свердловской области, то, по нашим подсчетам, основанным на так называемых эпидемиологических исследованиях, в этой помощи нуждаются порядка 100 тысяч женщин. Конечно, с точки зрения этой статистики 120 операций – это «капля в море», но это лучше, чем полное их отсутствие.

20.jpg– Высокая стоимость расходных материалов говорит, в том числе, и об их качестве. Производятся ли они в России, или наши хирурги используют зарубежную продукцию?

– Основные «расходники», в частности проленовая сетка и петли TVT, которые используются в качестве фиксирующих материалов при опущении и недержании мочи, поставляются из Москвы. На сегодняшний день на Российском рынке конкурентоспособных аналогов этой продукции нет.

При этом производители постоянно разрабатывают новые модификации материалов, которые приобретают все большее удобство в использовании. Так, в конце апреля этого года мы приглашали в Екатеринбург на конференцию московских специалистов, которые демонстрировали свои последние достижения в оперировании с помощью новейших разработок этой фирмы. Руководитель отделения гинекологической эндоскопии МОНИИАГ, д.м.н., профессор Александр Попов и руководитель отделения эндоскопии ГКБ №31 Москвы, ведущий научный сотрудник кафедры акушерства и гинекологии педиатрического факультета РМГУ, д.м.н. Сергей Штыров провели две операции с использованием нового «расходника». Он представляет собой сложный сетчатый протез, который после операции прорастает собственными тканями в организм женщины и не позволяет оказаться снаружи органам, которые раньше выпадали – матке, мочевому пузырю. Фактически, это синтетическое влагалище. эта технология особенно актуальна для женщин, ранее неоднократно оперировавшихся по поводу упомянутых патологий. К сожалению, стоимость этого «расходника» так велика, что мы сможем применить его в следующем году в рамках программы лишь в единичных случаях.

Также москвичи привезли ультразвуковой скальпель – того же произвводства. На данный момент это новое слово в хирургии. Он позволяет проводить всю операцию одним инструментом, не оставляет ожога, который появляется при обычной электрохирургической технологии, и полностью предотвращает интраоперационное кровотечение. это великолепный инструмент, который для нас, к сожалению, малодоступен из-за его высокой стоимости –(25 тысяч долларов) оценивается сам хирургический блок, и 600 долларов – одноразовый инструмент. это, конечно, очень дорого, но оно того стоит.

– Освоение новых технологий требует не только «свежих» инструментов и «расходников», но и постоянного обучения. Как Вы оцениваете степень подготовленности екатеринбургских гинекологов?

– Порядка 70% оперирующих гинекологов Екатеринбурга уже посетили московские семинары, где идет обучение хирургии тазового дна. Такой семинар, который проводит МОНИИАГ, в этом году будет проводиться в пятый раз, и я могу с уверенностью сказать, что самая крупная делегация, как и во все предыдущие годы, будет из нашего города. Опыт екатеринбургских врачей в этих технологиях очень высок, и это касается не только городской больницы №7, но и всех ЛПУ города, включая частные клиники.

21.jpg– Означает ли это, что к вам могут приезжать на учебу хирурги из других регионов?

– Да, разумеется. Мы, правда, не даем сертификат, поскольку мы не учебное учреждение, но на сегодняшний день можем обеспечить врачам специализацию на рабочем месте по эндохирургии и хирургии тазового дна. Таким образом, с нашей помощью врачи-гинекологи из других регионов могут расширить спектр своей деятельности, и, по большому счету, для этого сертификат им и не нужен. Хирургу главное посмотреть, как это делается, понять нюансы и дальше уже выполнять эти операции.

Главное – нужно хорошо владеть всеми видами хирургического доступа, что позволяет выполнять комплексную хирургию. Иногда требуется комбинированный доступ – лапароскопический и влагалищный – для того, чтобы операция была максимально малотравматичной и эффективной.

– Современная хирургия развивается быстрыми темпами. Наверное, нелегко отслеживать нововведения даже в одной отдельно взятой сфере?

– Темпы нашего развития меня вполне удовлетворяют. Хотя эти операции постоянно модифицируются – сетчатые протезы остаются те же, а хирургическая техника все время изменяется, идут мировые наработки. А это значит, что нужно максимально упростить и ускорить операцию, сохранив достигнутый ранее лечебный эффект. Когда хирургические вмешательства ставятся на поток, время их проведения сокращается, при этом риск осложнений уменьшается. Если говорить об операциях с использованием сетчатых протезов, то их эффективность достигает 96%, при том, что ранее проводившиеся вмешательства с использованием собственных тканей давали 30% рецидивов. То есть, три из десяти прооперированных женщин попадали обратно на операционный стол. Сейчас это происходит с четырьмя пациентками из ста – разница огромная. Конечно, при любых хирургических вмешательствах, а тем более на этапе освоения возможны осложнения, пока хирург полностью не освоит технологию.

– Какие еще позитивные результаты Вы могли бы отметить у данных операций?

– Быстрый период восстановления пациенток. Выполняя эти вмешательства, мы даже не ограничиваем режим. Если раньше после операции мы запрещали женщине две недели сидеть, предписывали ей определенную диету, то сейчас в этих ограничениях нет необходимости.

– Каким образом определяется контингент, которому показаны эти операции? Существуют ли какие-то возрастные характеристики?

– Проблема выпадения и опущения внутренних органов – комплексная. эта патология настолько сложна, что без очной консультации сказать, кому показана именно эта операция, невозможно. С каждой женщиной нужно разбираться индивидуально – может быть, в каком-то случае можно провести лечение таблетированными препаратами, влагалищными тренажерами, гимнастикой, а в какомто случае без операции не обойтись. Одной больной могут подходить пять различных операций, соответственно, задача оперирующего хирурга – выбрать наиболее подходящий именно для нее вид хирургического вмешательства. В этом и заключается искусство – определить оптимальный вариант хирургической коррекции в каждом конкретном случае.

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×