ПИОНЕР - ВСЕМ ПРИМЕР В РАБОТЕ И ЖИЗНИ


Девяносто лет назад декретом Совета народных комиссаров в стране были учреждены санитарные органы республики. В Свердловской области служба была представлена эпидбюро, потом — санэпидстанциями, с 1991 года — центрами госсанэпиднадзора.

152.jpgВ 1948 году был издан приказ министра здравоохранения РСФСР «О мероприятиях по улучшению санитарного просвещения», после которого в стране развернулась массовая санитарно-просветительская работа. В частности, открыты дома санитарного просвещения в Свердловске, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Серове, Асбесте. Начали создаваться университеты и школы здоровья, школьные санпосты и отряды. В 1950 году в области было распространено более 900 тысяч санитарно просветительных листовок и памяток, вышли в эфир 824 радиопередачи, проведены сотни киносеансов на санитар-но-просветительские темы, прочитано свыше 30 тысяч лекций, обучены правилам санминимума свыше 3 тысяч работников торговли и 7 тысяч рабочих. В результате этой работы в Свердловской области в 50-х годах была ликвидирована натуральная оспа, почти исчез возвратный тиф и холера, резко снизилась смертность от туберкулеза, не стало эпидемического развития дизентерии и других инфекционных заболеваний кишечника.

Одним из самых ярких и активных проводников этих идей была врач Марина Моисеевна Караульник-Шпильберг, награжденная в 1951 году Орденом Ленина, высшей наградой того времени, за заслуги в работе в областной санитарно-эпидемиологической станции.

Марина Моисеевна Караульник родилась в 1895 году — 117 лет назад. Это было так давно, что сегодняшние потомки о каких-то деталях ее жизни не знают. Например, где Марина Моисеевна появилась на свет. Точно известно только, что это был Дальний Восток. Трудно сказать и когда семья оказалась в Харбине, и в каком учебном заведении девочка и ее сестра получили медицинское образование (по специальности она была зубным врачом). Даже с именем не все однозначно. В одних дошедших до нас документах она записана, как Марина. В других, как Мария. В разговорах между собой родные называют ее бабой Маней.

В Харбине девушка познакомилась со своим будущим мужем — Шпильбергом Самуилом Абрамовичем. Про него известно, что он был председателем самого первого на Дальнем Востоке колхоза-артели «Транспорт». Судя по фотографиям, это была коневодческая артель. У супругов родилось трое детей. Трое сыновей: Яша, Шура и Абрам. Все трое встали в ряды защитников Отечества с первых дней Великой Отечественной войны. Двое погибли: Яша — на западной границе, а Шура — на Курской дуге. До Победы дожил только Абрам. Был тяжело ранен. За образцовое выполнение боевых заданий был награжден орденами Красного Знамени (1942 г.) и Отечественной войны 1 степени. Он и стал продолжателем рода Ка-раульников-Шпильбергов, маминой радостью и гордостью (муж Марины Моисеевны умер еще до войны). После войны Абрам Самуилович много лет проработал в структурах геолого-разведки, вышел на пенсию в 1988 году, воспитывал сына, внука, правнука, писал замечательные стихи, опубликованные в ряде издательств.

Незадолго до октябрьской революции в Харбине начались погромы и, продав дом, Марина Моисеевна с мужем, детьми, мамой и сестрами переехала в Хабаровск, потом в Читу, где в 1918 году появился на свет младший сын — Абрам. В тридцатые годы она уже была на Урале. С 1936 по 1945-й работала в должности главного врача Центра госсанэпиднадзора Березовского. В начале тридцатых там шло становление санитарной службы. Сначала при врачебном участке была создана санитарно-эпидемиологическая станция, сотрудники которой проводили прививки против оспы, брюшного тифа и других инфекционных заболеваний. В 1936-ом для улучшения санитарного обслуживания населения была организована государственная санитарная инспекция, и первым государственным санитарным инспектором Березовского стала врач Марина Моисеевна Караульник. В 1945-ом она перешла на работу в областную СЭС. Начался, наверное, самый яркий, насыщенный и плодотворный период ее трудовой жизни. В архивах Свердловского областного музея истории медицины сохраняется целая папка почетных грамот, благодарностей, дипломов, которыми была награждена Марина Моисеевна. Эти документы — нетленные свидетели истории — сохранили имена и даты некоторых событий трудовой жизни Марины Моисеевны, тепло и уважение, которые испытывали современники к этой энергичной и обаятельной женщине. Например, дети из отряда «Искорка» написали: «Дорогая и уважаемая Марина Моисеевна, орлята отряда «Искорка» хотят пожелать вам от чистого сердца только добра. Помните нас, у всех ведь остались о вас самые теплые и хорошие мысли».

В апреле 1965 года коллеги по областному дому санитарного просвещения поздравили Марину Моисеевну с семидесятилетием со дня рождения и сорокапятилетием трудовой деятельности. В эти же годы они проводили ее на заслуженный отдых, пожелав долгих лет жизни, крепкого здоровья, бодрости духа.

Пожелания друзей сбылись. Марина Моисеевна прожила без малого восемьдесят восемь лет. Ее дом всегда был полон родных и друзей. За большим хлебосольным столом с ее фирменной фаршированной рыбой и мясом в кисло-сладком соусе читали стихи, которые она очень любила, пели песни, шутили, спорили, отдыхали, согретые теплом ее щедрого сердца. На одной из дошедших до нас фотографий Марина Моисеевна, уже пожилая женщина, снята в пионерском галстуке, подаренном ей, может быть, в Артеке, в котором она бывала с лекциями, а может быть, в каком-нибудь уральском пионерлагере. Этот атрибут счастливого советского детства ей очень идет, отвечает ее внутренней сути веселого, энергичного, счастливого человека.

Ольга ЗАКОРЮКИНА,

сотрудник Свердловского областного музея истории медицины

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×