О развитии сестринского дела в России рассказывает директор Свердловского областного базового медицинского колледжа, Главный специалист Минздрава Свердловской области и Минздравсоцразвития России в УрФО по сестринскому делу, заслуженный учитель России Ирина ЛЕВИНА:
Россия, на мой взгляд, имеет одну из самых красивых и величественных историй сестринского дела, и с наших сестер милосердия брал пример весь мир. Швейцарский ученый, основоположник «Красного креста» Анри Дюнан не скрывал, что образцом для этого международного общества послужила деятельность российской Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. К сожалению, в советские времена традиции были преданы забвению. В постреволюционные годы были предприняты попытки вообще изъять из обращения слово «медсестра», считавшееся «буржуазным предрассудком». В 30-х годах прошлого века в нашем колледже вместо медицинских сестер начали готовить медицинских техников. С течением времени связь с истоками была утрачена, и мы, напротив, были вынуждены учиться у зарубежных партнеров.
Постепенно сестринское дело утратило свои ведущие позиции в здравоохранении, а медсестра превратилась в помощника врача, не имеющего собственной области компетенции и профессиональной ответственности. Деятельность медицинских сестер стала второстепенной, фактически им был присвоен статус обслуживающего персонала.
О возрождении сестринского дела в России заговорили в 1989 году на так называемой «Тульской конференции» - всероссийском съезде, где рассматривались вопросы профессионального образования и деятельности медицинских сестер. Тогда впервые было озвучено заключение экспертов ВОЗ, согласно которому медицинские сестры России и Советского Союза имеют самый низкий в мире образовательный уровень.
Лидером в возрождении сестринского дела Свердловская область стала с самого начала, и сегодня мы удерживаем эти позиции. В Свердловской области одной из первых в России -в 1994 году - появилась Ассоциация средних медицинских работников. К слову, Всероссийская Ассоциация медицинских сестер приобрела национальный статус только через одиннадцать лет. Реформирование сестринского дела началось с реализации международных проектов. Одним из первых начинаний в этой области стал российско-американский проект под громким названием «Новые сестры для новой России». Наши американские коллеги объехали страну - от Ростова-на-Дону до Читы - в поисках потенциальных пилотных площадок для отработки новых подходов к сестринскому делу. Ими было выбрано только шесть образовательных учреждений, готовых к таким экспериментам, и одним из них оказалось наше Свердловское Областное медицинское училище (в последствии колледж). В структуру данного проекта входило несколько подпроектов, включавших образование, создание сестринской Ассоциации, а также разработку и внедрение стандартов деятельности медицинских сестер.
Сравнивая сестринское дело за рубежом и в России, нельзя не отметить, что там оно представляет собой автономную специальность, представители которой имеют свою собственную четко очерченную область компетенции и ответственности. За рубежом ни один врач не позволит себе вторгаться в эту в сферу деятельности, не считая себя специалистом.
На сегодняшний день мы готовим специалистов сестринского дела международного уровня, выдаем им дипломы, которые, после сдачи квалификационного экзамена, действительны за рубежом. Однако в зарубежном здравоохранении образовательные возможности такого специалиста используются на 100 %, у нас же - менее чем на 50 %. Происходит это потому, что в России практическое здравоохранение врачебно ориентировано, а медицинские сестры, акушерки, фельдшеры, не имеют возможности полностью профессионально самореализоваться.
Для обеспечения качественного ухода за пациентом в мире принято поддерживать соотношение врач - медицинская сестра в пределах 1: 3,5. В Свердловской области этот показатель несколько выше, чем по России -1: 2,6, если считать всех средних медицинских работников; что же касается медсестер клинических специальностей, этот показатель составляет 1: 1,6.
По определению, принятому в России в 1993 году, современное сестринское дело представляет собой науку и искусство. Функция современного представителя среднего медицинского звена заключается в организации и исполнении сестринского ухода. Если по поводу исполнения вопросов обычно не возникает, то назначения по уходу у нас практически делают только педиатры. Столь краткосрочное, по российским меркам, пребывание пациентов в зарубежных стационарах клиник (4-5 дней), обычно объясняется именно интенсивностью сестринского ухода в период стационарного лечения, а в последствии - организацией патронажной сестринской помощи на дому. Таким образом повышается клиническая и экономическая эффективность работы системы здравоохранения.
Кроме ухода, ведущей функцией медицинской сестры является психологическая поддержка пациентов и их родственников, выявление проблем, которых может оказаться множество -от недоверия к медицинскому персоналу до неуверенности в исходе лечения и страха смерти. В последнее время, говоря о необходимости обеспечить психологическую поддержку пациентам, мы почему-то все время находим затратные и трудно реализуемые организационные рычаги. Конечно, в больницах нужны клинические психологи, но они должны заниматься теми пациентами, у которых психологические проблемы уже перешли в клиническую стадию. Остальное во всем мире берут на себя медицинские сестры.
Следующая функция медсестры -решение социальных проблем пациента и вовлечение в этот процесс как специальных служб, так и родственников больного. Таким образом, медицинская сестра работает в условиях многодисциплинарной бригады. В составе такой команды она взаимодействует с различными специалистами, в том числе и с врачом.
Кроме того, медицинская сестра несет важную функцию защитника пациента. В ее задачи входит представление интересов больного, реализация его прав и соблюдение в лечебном учреждении по отношению к нему этических норм. У нас в учебные планы входит столько психологии и этики, что наши выпускники вполне могут выполнять все перечисленные функции - если в практическом здравоохранении им будет предоставлена такая возможность.
Важнейшей функцией медсестры является обучение пациентов. Она выявляет пробелы в познаниях больного и его родственников, необходимых при данном заболевании, и помогает их ликвидировать. Обученный пациент и подготовленная семья дают совершенно иные результаты - это осознанный прием лекарств, соблюдение режима и диеты, профилактика осложнений - особенно, когда это касается пациентов с такими тяжелыми заболеваниями, как онкология, онкогематология, психиатрия. Сейчас у нас активно развиваются школы для пациентов с гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой; но в их организации большую роль играет врач, тогда как во всем мире эту задачу в основном берет на себя медицинская сестра.
И еще одна функция медицинской сестры - научные исследования. На сегодняшний день сестринское дело представляет собой науку и имеет достаточно глубокую теоретическую основу. Все больше говорится о доказательной сестринской практике, об исследованиях, подтверждающих выполнение тех или иных манипуляций. На координационном совете по сестринскому делу Минздравсоцразвития РФ, состоявшемся в декабре этого года в Москве, как раз прошло обсуждение модели сестринского дела в России и «технологий выполнения простых медицинских услуг». По сути, это стандарты сестринских манипуляций, разработанные в рамках российско-канадской сестринской инициативы.
За последнее время в России в области сестринского образования изменено многое. В программе обучения большое место занимают гуманитарные дисциплины, появился даже такой раздел, как философия сестринского дела, имеющий целью осознание миссии сестринского дела, формирование мировоззрения медицинской сестры; он определяет нравственные требования к представителям этой профессии, их основные ценности.
По международной классификации ЮНЕСКО, обучение в колледже является неуниверситетским высшим образованием. И проводя разделение между колледжем и академией, мы теряем непрерывность образования и преемственность между разными уровнями подготовки медицинских сестер. Сейчас мы начинаем работать над решением этого вопроса. В нашем колледже трудятся разработчики образовательных стандартов по четырем специальностям, в том числе, и сестринскому делу. Планируется внедрение «сквозных» стандартов обучения -от среднего образования к высшему и наоборот. Уже сегодня начато сотрудничество в этом направлении с ректором УГМА Сергеем Кутеповым.
Сегодня мы не ставим целью внедрить у нас зарубежные формы и технологии, мы говорим только об адаптации лучшего зарубежного опыта к нашим условиям. Так, очень важной является реабилитация пациентов, которая поможет восстановить их социальные и трудовые функции. Необходимо наладить выпуск и внедрение различных приспособлений для ухода за пациентами, которые избавляют медицинских сестер от тяжелого труда по перемещению, подъему пациента, дают возможность осуществлять более качественный, комфортный уход. Очень важным мы сегодня видим создание различных методических руководств по сестринскому делу. Мы начали выпускать такие руководства, и некоторые из них уже изданы и переизданы на федеральном уровне.
Совершенно отдельной областью сестринского дела является палеативный уход за инкурабельными больными. Развитие нашего общества идет таким образом, что доля пожилых людей все время повышается, и к 2008-2010-му году нужно быть готовыми к тому, чтобы доля домов сестринского ухода и геронтологических центров стала гораздо выше. Конечно, нужен настоящий хоспис. У нас есть кадры, которые могут там работать, они подготовлены - более 400 сестер-организаторов, это один из самых высоких показателей в УрФО и в России.
Но первоочередной задачей является все-таки возврат к лучшим российским традициям сестер милосердия. Сегодня в Свердловской области работает более 40 тысяч специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием - это огромная армия, которая вносит свой вклад в систему оказания медицинской помощи, но этот вклад может стать еще более весомым, особенно сегодня, в свете реализации Национального Проекта «Здоровье». Обеспечивая должный уход, заботу и внимание к пациенту, мы можем улучшить качество оказания медицинской помощи, а, значит, и качество жизни наших сограждан.
Свердловский основной базовый медицинский колледж
Екатеринбург, ул. Репина, 2а, тел./факс: (343)376-35-57, 376-30-80
E-mail: somedcollege@isnet.ru
.