САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕЧЕБНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ — НА ПОЛЬЗУ


Программа модернизации здравоохранения коснулась практически всех сфер отрасли. Ощутимые позитивные изменения не обошли стороной и службу скорой медицинской помощи. Как на сегодняшний день проходят реформы в одном из важнейших звеньев оказания медицинской помощи населению в нашей стране, можно увидеть на примере отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ СО «Сухоложская центральная районная больница». Корреспондент редакции журнала «Медицина и здоровье» попросил рассказать о нюансах работы одного из самых важных подразделений больницы, главного врача медицинского учреждения Сергея Анатольевича ОСАНКИНА и заведующего отделением скорой медицинской помощи Евгения Геннадьевича БЫКОВА.

Главный врач ГБУЗ СО «Сухоложская ЦРБ» Сергей Анатольевич ОСАНКИН:

210.jpg- В отделении скорой медицинской помощи три года назад был проведен ремонт, заменена вся мебель и необходимое оборудование. Сейчас по программе модернизации нам выделили средства на заработную плату еще для одного фельдшера. Скоро получим два новых санитарных автомобиля. Один из них сразу же передадим в отделение скорой помощи, потому что автопарк требует обновления.

На данный момент материальная база отделения скорой помощи вполне удовлетворительная. Достичь этого удалось именно благодаря программе модернизации здравоохранения. Однако любое медицинское оборудование должно обновляться раз в пять лет, поэтому этот процесс должен быть непрерывным и систематическим. Конечно, мы и сами стараемся регулярно улучшать свою материальную базу, в том числе и за счет работы во внебюджетной сфере. Средства, заработанные больницей за счет платных услуг, нас сильно выручают и идут на повышение заработной платы медицинских работников. Кроме того мы расходуем эти средства на ремонт, приобретение оборудования, оплачиваем учебу врачей на различных курсах повышения квалификации.

В нашу службу скорой медицинской помощи требуются молодые кадровы. Для привлечения молодых специалистов необходимо предусмотреть выделение жилья, а интересную и высокооплачиваемую работу мы им гарантированно предоставим. И заработать они смогут, и проявить себя в любой отрасли медицины.

Я считаю, что в целом, при возникновении экстренных вопросов, требующих безотлагательного решения, руководители лечебных учреждений должны иметь больше самостоятельности. А длительная разрешительная переписка нередко сводит на нет многие усилия. Необходимо больше доверять руководителям на местах, расширять их полномочия и возможности для проявления инициативы.

Заведующий отделением скорой медицинской помощи Евгений Геннадьевич БЫКОВ:

211.jpg- По образованию я хирург-травматолог. Окончил Уральскую медицинскую академию. Работал в больнице ГКБ СМП в Екатеринбурге. Когда она закрылась, вернулся на родину. В «Сухоложской ЦРБ» я заведую отделением скорой помощи, также работаю в хирургическом отделении и веду травматологический прием. Являюсь депутатом Сухоложской городской думы, Председателем комиссии по бюджету, налогам и финансовой политике.

- Евгений Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, о структуре, возглавляемой Вами службы скорой медицинской помощи?

- В нашем коллективе трудятся около 50 человек - санитары, фельдшеры, водители. Чаще всего меняются санитары, потому что на этих должностях работают, как правило, студенты Сухоложско-го медицинского училища. Основной костяк отделения - 19 фельдшеров, 4 диспетчера и 14 водителей - остается неизменным.

В нашем автопарке пять автомобилей скорой помощи. Все они получены по национальному проекту «Здоровье» и хорошо оборудованы даже для врачебных бригад, не говоря уже о фельдшерских. Есть дефибрилляторы, которые необходимы в случаях остановки сердца, концентраторы кислорода, глюкометры, пульоксиметры. Также по программе модернизации мы получили электрокардиографы с функцией передачи электрокардиограммы по GPRS. Допустим, если фельдшеру на вызове непонятно есть у пациента инфаркт или нет, он может через переносной электрокардиограф передать сведения: на самом приборе нужно просто нажать кнопку и кардиограмма уйдет в ММЦ г. Асбест или в кардиоцентр Екатеринбурга, где ее получит квалифицированный специалист. В кратчайший срок фельдшер получает ответ, что облегчает постановку диагноза. Кроме того, теперь в соответствии с программой Министерства здравоохранения Свердловской области тяжелых пациентов с инсультами и инфарктами, которым требуется экстренная терапия, наши бригады сразу же перевозят в сосудистый центр ОКБ № 1. Получается, что фельдшер в любое время суток может на месте и с ЭКГ разобраться, и прямо с места вызова доставить пациента в Екатеринбург. Для этого необходимо лишь позвонить дежурному сосудистого центра и объяснить ситуацию.

Все данные нашей службы скорой медицинской помощи объединены автоматической диспетчерской информационной системой, которая состоит из трех компьютеров, переданных нам Министерством здравоохранения Свердловской области в бессрочную безвозмездную аренду. В будущем предполагается, что все диспетчерские службы области, подобные нашей, будут объединены посредством интернет. Это делается для того, чтобы дежурный оператор территориального Центра медицины катастроф мог отследить каждый вызов скорой помощи. Помимо этого у нас установлена система автоматической записи телефонных переговоров с двух номеров - 03 и городского номера. При необходимости можно проследить и прослушать любой вызов и даже снять информацию. Это бывает необходимо в случаях, когда, например, поступают жалобы на диспетчера, либо полиции нужна информация о звонившем.

Существует договоренность с областным Министерством здравоохранения, что на всех наших машинах будет установлена спутниковая система наблюдения. Нам предложено выбрать сотового оператора, через которого будет идти слежение. Необходимо обеспечить устойчивую связь во всех уголках нашего Сухоложского района. А он у нас не маленький: радиус обслуживания населения составляет 34 км.

212.jpg- С какими проблемами Вашей службе приходится сталкиваться чаще всего?

- По данным годового отчета около 20 % вызовов не являются экстренными. Нас вызывают - мы едем, а с проблемой (померить давление, поставить укол при гипертонической болезни вне криза) мог бы справиться и участковый терапевт. Мы стараемся работать так, чтобы не было жалоб у населения. И это правильно, ведь функция скорой помощи во многом социальная: мы должны людям помогать, какими бы они ни были. Беспокоит лишь то, что помощь может куда-то и опоздать. Нагрузка на фельдшерскую бригаду достаточно серьезная - по шесть вызовов на каждого фельдшера за двенадцатичасовую смену, 40-50 вызовов в сутки. И порой они случаются почти одновременно.

Мы тесно сотрудничаем с пунктами медицины катастроф, расположенными на автотрассах. Бывает, что нас вызывают на автомобильную аварию в Богда-новический район, который находится рядом. На тяжелые ДТП выезжают и по две машины скорой помощи. Недавно на месте аварии дело осложнилось тем, что один из ее участников, пребывая в состоянии психологического шока, мешал медикам оказывать помощь. Водитель машины скорой помощи занялся этим человеком. Он отвлек мужчину: дал ему в руки фонарик и заставил им махать, якобы для сигнализации. Наши водители настоящие помощники фельдшера. Они обязательно сдают экзамен по оказанию первой помощи. В свою очередь служба медицины катастроф нам тоже помогает решать проблемы. Когда девушка, упав со скутера повредила грудной отдел позвоночника и спинной мозг, ее отправили в Екатеринбург по санавиации на вертолете этой службы.

- Как воспринимает проблемы скорой помощи областное министерство?

- Прошедшим летом на коллегии Министерства здравоохранения Свердловской области обсуждались только вопросы оказания скорой медицинской помощи. Нам было предложено написать свои пожелания по приобретению оборудования, увеличению финансирования.

Когда я ежегодно отчитываюсь в Министерстве, обязательно рассказываю и о проблемах. К тому же нашу службу курирует территориальный Центр медицины катастроф, руководитель которого одновременно является внештатным специалистом Министерства здравоохранения по скорой медицинской помощи.

Каждый год для повышения квалификации среди отделений скорой помощи проводятся областные медико-тактические учения, по итогам которых обязательно разбираются ошибки, обсуждаются недостатки. В течение года главный врач нашей больницы Сергей Анатольевич Осанкин предоставляет возможность фельдшерам съездить и поучиться реанимации на манекенах в учебном классе Центра медицины катастроф. В прошлом году и я, как врач, прошел там четырех-месячное обучение скорой медицинской помощи.

213.jpg- Наверное, Вас там познакомили с последними достижениями. Удается ли следить за мировыми тенденциями в области реаниматологии?

- Да, и в этом нам помогает учеба. Особенно много изменений происходит в реанимации - появляются новые методы, лекарственные препараты. Чтобы не отставать, читаем журналы, пользуемся интернетом.

И обязательно применяем стандарты оказания скорой медицинской помощи. Они - наша догма. Современная медицина приходит к тому, что при каждом заболевании надо пользоваться стандартом, и тогда помощь будет оказываться качественно. Допустим, при инфаркте мы раньше применяли разные препараты, а сейчас стандарт однозначно говорит - только морфий, только не синтетический природный анальгетик, потому что он наиболее эффективен. И мы не должны пренебрегать рекомендациями.

Есть в нашей больнице комиссия по контролю качества лечения. В последний раз я перед ней отчитывался по расхождению диагноза скорой помощи и приемного покоя. Впрочем, несовпадения допустимы в пределах до 9%. Наши показатели - 3-4%. Это свидетельствует о том, что у нас работают грамотные специалисты, и диагнозы ставят правильные, несмотря на то, что работа в скорой помощи сложнее, чем в приемном покое. Психологическое давление большое и обстановка всегда непривычная. Порой наши сотрудники находятся в странной квартире со странными людьми, напирающими родственниками, которые предъявляют не всегда адекватные претензии и требования.

- Каковы количественные возможности Вашей службы?

- Численность обслуживаемого населения - 50 тысяч 245 человек. За прошлый год мы приняли 17 171 вызов. Из них подавляющее большинство - 86% -связано с заболеваниями. Вызовов в связи с несчастными случаями значительно меньше - 8,5%. Вызовы к роженицам составляют порядка 1% от всех звонков в «скорую». Бывает, и в машине роды принимаем, а когда местный роддом временно закрывается на обработку, везем рожениц в перинатальный центр Асбеста.

Безрезультатными оказались 326 вызовов - бригада приехала, а по адресу никого нет или дверь не открывают, или говорят, что не вызывали, или, что передумали.

В среднем машина скорой помощи доезжает до адреса за 7 минут, а обслуживание вызова длится 36 минут.

За год в автомобиле скорой помощи умер один тяжелый больной.

Около 2 тыс. пациентов перевезено бригадами скорой помощи в стационары.

Наши бригады выезжали на 53 ДТП, в которых 62 пострадавшим требовалась медицинская помощь.

Бригады скорой медицинской помощи Сухоложской ЦРБ обязательно обслуживают спортивные и культурно-массовые мероприятия, проводимые в районе. В прошлом году их состоялось 13.

- Поступают ли положительные отзывы о работе Вашего подразделения?

- Положительных отзывов действительно очень много. Хотя, конечно, бывают разные мнения. К примеру, был случай, когда одна женщина написала в местную газету «Знамя победы» жалобу на «скорую». После этого редакцию накрыл шквал писем: люди встали на защиту нашего отделения. Большую часть отзывов даже не опубликовали.

Есть у нас и грамота «За волю к победе» от Центра медицины катастроф. Одним словом, стараемся держать марку.

ГБУЗ СО «Сухоложская Центральная районная больница»

624804, Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Белинского, 41,

тел.: (34373) 4-36-13

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×