1 Сергей Гаврилович ЖУКОВ | Медицина Российской Федерации

Сергей Гаврилович ЖУКОВ



zhukov_s_g_1.jpg Информационные технологии на службе у оренбургских пациентов

Президентом и Правительством Российской Федерации ставятся задачи по кардинальному улучшению здоровья населения, модернизации здравоохранения, внедрению в медицину инновационных решений, в том числе - современных информационных технологий.

В такой информатизированной сфере, как здравоохранение, невозможность объединить фрагменты информации в единое целое и обеспечить к ней доступ специалистов, принимающих важные решения, не может не сказываться на качестве услуг.

Масштабная информатизация медицинских учреждений предусмотрена в рамках проекта «Качество жизни (Здоровье)». В Оренбуржье целенаправленная работа в этом направлении началась два года назад.

Внедрение информационных управленческих технологий в областную систему здравоохранения проводится в рамках областной целевой программы «Диспетчерский центр» на 2009-2011 годы. Главная задача внедряемого в области Диспетчерского центра здравоохранения – улучшение здоровья оренбуржцев благодаря росту качества медицинских услуг.

Диспетчерский центр представляет собой инновационную управленческую платформу, созданную на базе современных инфокоммуникационных технологий. Он позволяет эффективно управлять всеми ресурсами здравоохранения – от кадровых до технических (включая высокотехнологичное медицинское оборудование), от крупного государственного учреждения здравоохранения областного уровня до муниципальной клиники первичного звена в отдаленной территории области.

За основу был взят программный продукт, разработанный специалистами Казани. Будучи региональной системой, Диспетчерский центр функционирует на базе единого центра обработки данных, который располагается в министерстве здравоохранения Оренбургской области. Вся система установлена и действует на серверах министерства, и подключаемые многочисленные учреждения работают с ней через сеть Интернет, по надежно защищенным каналам связи.

Система управления Диспетчерского центра охватывает и автоматизирует ключевые процессы в рамках оказания медицинских услуг и содержит несколько подсистем.

Одна из них - «Обслуживание пациентов» («Электронная регистратура») – автоматизирует процесс записи пациента на прием к врачу поликлиники. К этой системе с декабря 2010 года подключены 42 государственных и муниципальных лечебных учреждения области, начали работу по приему пациентов 27 учреждений. Теперь пациент имеет возможность самостоятельно через сеть Интернет (с домашнего компьютера либо электронный киоск) записаться на прием к врачу, выбрав дату и время приема. Регистратор поликлиники и врач также пользуются этой системой. Приняв телефонный звонок от пациента, регистратор вносит его в систему, и данные о лечении этого пациента также попадут в единую базу данных.

Что же происходит с пациентом дальше – в том случае, если врач поликлиники, городской больницы либо ЦРБ поставит ему серьезный предварительный диагноз, например, выявит сердечно-сосудистую патологию? Врач – профильный специалист направляет пациента на консультацию в областное лечебное учреждение.

Этот процесс автоматизируется с помощью другой подсистемы Диспетчерского центра - «Плановая госпитализация». С помощью IT-технологий врачи первичного звена могут направлять пациентов из территорий области к специалистам трех крупных областных клиник. Эта работа начата с апреля 2010 года.

В отличие от предыдущей подсистемы, уже не пациент, а врач направляющей больницы выбирает специалиста, приемлемые для пациента дату и время приема, по всем правилам формирует заявку. Такая форма работы позволяет упорядочить потоки пациентов, избавляет их от томительного ожидания в больничных коридорах. А врач принимающей областной больницы имеет возможность работать более обстоятельно - встречать пациентов, уже изучив предварительный диагноз, данные исследований, особенности течения болезни.

Важно, что подсистема «Плановая госпитализация» не позволяет направлять на консультацию и госпитализацию непрофильных и неподготовленных по всем требованиям пациентов.

Другая ее особенность – универсальность. Она позволяет направлять как взрослых, так и детей. Ее внедрение в Оренбуржье в период действия областной целевой программы в 2009-2011 годах логически разбито на три наиболее важных направления (кластера): кардиологический, педиатрический, онкологический. По каждому кластеру определены головные областные учреждения. Внедрение по кластерам происходит поэтапно. «Взрослый» кардиологический кластер по всем территориям был подключен к системе в апреле прошлого года, педиатрический кластер заработал с нынешнего января.

За это время в областной клинической больнице по электронному направлению принято 218 пациентов (по профилю «кардиохирургия»); в областной клинической больнице №2 – 169 пациентов («кардиология», «детская аллергология»). В областной детской клинической больнице 364 пациента принято детскими кардиологами. Пока здесь ведется работа по электронному направлению детей с кардиопатологией; позже будет организована электронная запись на прием к детским неврологам и эндокринологам, а в перспективе – ко всем специалистам ведущей детской клиники области.

Электронное направление сегодня активно ведется из 47 учреждений, причем востребованность Интернет-технологий в областной медицине возрастает. Если за 9 месяцев 2010 года в целом из территорий было направлено 130 человек, то с начала текущего года – уже свыше 600 пациентов.

Внедрение очень важного и проблемного онкологического кластера в пилотной зоне запланировано на лето. Головным учреждением по приему больных будет областной клинический онкологический диспансер.

Для того чтобы врачам принимающих лечебных учреждений была доступна не только текстовая, но и другая важная информация об обследовании больного, работает следующая подсистема – «Центральный архив медицинских изображений» (ЦАМИ).

К Центральному архиву медицинских изображений напрямую подключаются все современные цифровые диагностические аппараты: магнито-резонансные томографы, компьютерные томографы, ангиографические системы, цифровые УЗИ-аппараты, цифровые рентгенустановки и флюорографы, эндоскопы, системы холтеровского мониторирования и др. Главное условие – подключение больницы к сети Интернет по скоростному каналу и соединение аппарата с точкой выхода в Интернет по локальной сети. После подключения аппарата к ЦАМИ все созданные на нем диагностические изображения автоматически поступают на хранение в центральный архив.

Центральный архив выполняет ряд важных функций. Накопление снимков позволяет вести наблюдение за состоянием здоровья пациента в динамике, обеспечивает доступ к ним заинтересованных специалистов, избавляет от лишней бумажной работы.

Кроме того, ЦАМИ поможет специалистам в сложных ситуациях коллегиально решать вопросы диагностики и лечения. С этой целью создана экпертно-консультационная группа, в ставе которой – главные внештатные специалисты областного минздрава: невропатолог, нейрохирург, травматолог, онколог, специалисты по кардиологии, ЭХОКГ, лучевой диагностике, холтеровскому мониторированию. Помощь коллегам районных больниц в уточнении диагноза и назначении лечения будет вестись через информационную систему. По своей сути эта работа близка к телемедицине. Однако если в центре сеансов телемедицины находится пациент, то работа экспертно-консультационной группы «Диспетчерского центра» позволяет коллегиально обсудить конкретные диагностические исследования, представленные на электронных носителях.

В настоящее время к Центральному архиву медицинских изображений подключено 16 ЛПУ области, в нем содержится более 11 тысяч исследований.

Своего рода вершиной Диспетчерского центра, подводящей логический итог его работе, является подсистема «Ситуационный центр». Она представляет собой Интернет-портал мониторинга и аналитики. Система в автоматическом режиме формирует отчеты о работе всех вышеперечисленных основных подсистем, информируя о количественных и качественных показателях работы лечебных учреждений в рамках Диспетчерского центра.

Безусловно, Ситуационный центр будет служить мощным инструментом для поддержки принятия управленческих решений – например, о поощрении либо взыскании руководителей отдельных клиник, выделении дополнительного финансирования больницам, закупки дополнительного оборудования и т.д.

Все ли гладко идет при внедрении систем Диспетчерского центра в Оренбуржье? Мы бы погрешили против истины, заявив, что нет никаких проблем. Они есть и, полагаю, знакомы руководителям здравоохранения других регионов. Это, прежде всего, вопросы технической оснащенности лечебных учреждений и готовности персонала к освоению новых технологий работы. Тем не менее, эти вопросы решаемы, и взаимодействие всех участников проекта - министерства здравоохранения, муниципальных больниц, ФОМС - в последнее время переходит в рабочее технологическое русло. Проект Диспетчерский центр развивается и набирает обороты.

Весомым подспорьем в нашей работе станет реализация программы «Качество жизни (Здоровье)». В рамках информатизации здравоохранения будет проведено дооснащение рабочих мест врачей компьютерной техникой. Все сельские лечебно-профилактические учреждения области будут подключены к высокоскоростным каналам связи. В целом, расходы на информатизацию здравоохранения составят порядка 315 млн. рублей, в том числе свыше 60 млн. рублей – из областного бюджета. Очень важно, что в рамках модернизации здравоохранения на уровне Российской Федерации будет определен единый программный продукт, обеспечивающий взаимодействие на межрегиональном уровне.

Работая в плане информатизации здравоохранения, мы ясно понимаем, что главная задача – это, в конечном итоге, не собрание воедино огромного количества данных и цифр, и даже не связь воедино всех больниц области с помощью Всемирной паутины. Основная цель – это выход на современный уровень работы, рост качества медицинских услуг, и как результат - серьезное улучшение здоровья населения, повышение качества жизни оренбуржцев.



Назад в раздел

1


Ближайшие мероприятия

×
×