Павел Анатольевич КРУПНОВ



80.jpgЗдравоохранение в регионах сегодня ориентировано на организацию доступности всех видов медицинской помощи, на создание комфортных условий для пациентов, формирование нового имиджа муниципальной медицины. В 2008 году комитет здравоохранения г. Астрахани возглавил Павел Анатольевич КРУПНОВ. Прежде он руководил одной из крупных многопрофильных городских поликлиник, был сотрудником медицинской академии, поэтому проблемы организации медицинской помощи ему близки. Позиция «не пациент для медицины, а медицина для пациента» стала доминирующей в его профессиональной деятельности, и того же он требует от руководителей подведомственных учреждений.

— Павел Анатольевич, каким вопросам комитет здравоохранения Астрахани сейчас уделяет пристальное внимание?

— То, что мы воплощаем сегодня в практику городского здравоохранения, не просто предлагает, а требует нынешняя действительность. В прошлом году на нужды городского здравоохранения бюджет города выделил почти миллиард рублей. Небывалые вложения.

Стремясь приблизить качественную медицинскую помощь к населению, городской комитет сосредоточил усилия сразу на нескольких направлениях: реорганизация амбулаторно-поликлинической сети, открытие новых отделений, помощь детству, подготовка кадров. В отдаленных районах были открыты четыре травматологических кабинета, два пункта неотложной помощи. Активное развитие получила стационарозамещающая помощь, дневные стационары сегодня действуют практически при всех городских поликлиниках, и пациенты могут пройти оздоровление по месту жительства, причем некоторые стационары работают в две смены, значит, пролечиться могут вдвое больше нуждающихся.

81.jpgВ городской детской поликлинике № 1 открыт центр инсулиновой помпотерапии для детей, страдающих сахарным диабетом, первый в России. Городской бюджет выделил средства на покупку нескольких помп и системы постоянного мониторинга глюкозы. В рамках реорганизации амбулаторной сети по-новому заработала детская поликлиника № 3, к которой присоединили еще две детские поликлиники. Их, в свою очередь, пришлось вывести из состава больниц. Когда поликлиники в составе больничных объединений, они несамостоятельны и финансируются по остаточному принципу. Эту задачу решили по-другому. Во-первых, такое объединение позволило изменить систему финансирования, сделало ее более эффективной. Во-вторых, улучшилась диагностическая база этой поликлиники. Плюсов много. Самое главное, что для детей и родителей удобно. Надо признаться, что у идеи такой реорганизации поначалу было немало противников. Однако через некоторое время скептики успокоились, признав, что такое решение целесообразно и экономически оправдано.

82.jpgВ рамках государственной программы «Здоровая Россия» открыты два центра здоровья — для взрослых и для детей. Сегодня сюда обращается все больше астраханцев, чтобы пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по ведению здорового образа жизни. В принципе, это привитие другой культуры, другого отношения к своему здоровью — как к долгосрочному ресурсу.




На базе детской той же городской поликлиники № 1 организован кабинет семейной вакцинации, в котором и родители, 83.jpgи дети могут получить подробную консультацию иммунолога по поводу тех или иных прививок, в том числе и тех, что не входят в национальный календарь прививок, и пройти вакцинацию.

— В настоящее время повсеместно остро стоит проблема кадров. Ощущается ли нехватка специалистов в Астрахани?

— Кадровый вопрос мы пытаемся решить всеми возможными способами, например, — в рамках пилотного проекта подготовки врачей общей практики. Столь массового выпуска — сразу 40 врачей и 40 медсестер им в помощь — в России еще не было. Астрахань оказалась первой. Врачей готовили на базе городского телеабонентского пункта и 84.jpgпрофессорско-преподавательского состава Московской медицинской академии им. Сеченова. Медсестры прошли переподготовку в Астраханской государственной медицинской академии. Новые специалисты уже работают на отдаленных участках, существенно разгрузив участковую службу, а следующие — теперь уже 92 человека — проходят обучение по той же схеме.

Кадровый голод касается и управленческих кадров. Сегодня надо мыслить по-новому, не бояться принимать неординарные решения. В рамках президентской программы подготовки молодых руководителей город обучает 13 молодых специалистов — это муниципальный кадровый резерв здравоохранения.

— Решение каких задач для комитета является первостепенным?

— Сегодняшние управленческие решения, которые принимаются в городском комитете, — кирпичики в фундамент новой системы здравоохранения. В эту систему вписываются и курсы повышения квалификации для экономистов лечебных учреждений города, на которых они осваивают программу совершенствования финансово-экономического 85.jpgанализа в здравоохранении; и объединение и модернизация городских поликлиник для того, чтобы сделать их работу более эффективной, оснастить их новой техникой, увеличить количество кабинетов врачей; и переквалификация терапевтов городских поликлиник на кардиологов нового поколения, которые помимо прочего будут владеть методами УЗИ-диагностики сердца, основами эндоваскулярной терапии, смогут вести больных в до- и после- операционные периоды и заниматься вопросами реабилитации, и ремонт городских поликлиник — в прошлом году отремонтировали все дневные стационары, в этом году взялись главным образом за детские поликлиники.

Следующим этапом программы модернизации системы здравоохранения станет информатизация лечебно-профилактических учреждений. Ее внедрение начнется с образования диспетчерской службы, в первую очередь включающей в себя электронную регистратуру. Она расширит возможности пациентов, избавит их от очередей: каждый больной будет приходить на прием к врачу к определенному времени — так, как это делается во многих частных медицинских учреждениях. До конца года электронная регистратура заработает в каждой поликлинике Астрахани, и записаться на прием можно будет через сайт комитета по здравоохранению. Вторым этапом станет создание центрального архива цифровых данных, что позволит лечебным учреждениям обмениваться цифровой информацией о больных.

86.jpg— Нынешние перемены в здравоохранении направлены «на пациента», на приближение к нему качественной медицинской помощи. Расскажите о реализации в Астрахани программы «Открытое поле».

— Эта программа дает возможность пациенту самому выбрать лечебное учреждение и врача. Вроде бы этот выбор был у него всегда, но на самом деле он был ограничен: поликлиники были прикреплены к определенному стационару по территориальному принципу. Однако с недавних пор это стало возможно. С января этого года пациенты стали выбирать стационар для плановой госпитализации, женскую консультацию или стоматологическую клинику. И этот выбор сразу показал эффективные и проблемные учреждения. Именно через предпочтения пациентов становится возможным решение проблемы качества оказания медицинской помощи. Медицина и впрямь поворачивается лицом к человеку. Хотя жаловаться пациенты будут все равно, просто изменится качество жалоб. Недовольство населения теми услугами, которые ему сегодня предоставляет здравоохранение, — вещь относительная. В Германии, которая занимает третье место в мире по уровню организации 87.jpgздравоохранения, пациенты тоже недовольны тем, как их лечат, как к ним относятся. Причем недовольных 60 процентов. Кстати, по качеству жалоб можно судить о динамике изменений в здравоохранении. Так что жалобы — это нормальный индикатор. Своего рода подсказка: на что обратить внимание.

— Что запланировано на ближайшее будущее?

— В планах комитета — открытие помпового центра для взрослых больных сахарным диабетом, открытие клиники двигательных и когнитивных нарушений — для восстановительного лечения постинсультных и посттравматических больных, создание городского перинатального центра, развитие высокотехнологичных видов помощи на базе ведущих городских больниц. И мы уверены, что все получится, несмотря на кризис. А может, благодаря нему, потому что сейчас главные врачи учатся считать деньги и расставлять приоритеты.



Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×