1 «Одним из существенных факторов, влияющих на состояние здоровья детей, является медицинское обеспечение в условиях образовательных учреждений» | Медицина Российской Федерации
«Одним из существенных факторов, влияющих на состояние здоровья детей, является медицинское обеспечение в условиях образовательных учреждений» 12.09.2011

«Одним из существенных факторов, влияющих на состояние здоровья детей, является медицинское обеспечение в условиях образовательных учреждений»

Коллегия министерства здравоохранения Свердловской области рассмотрела вопрос о совершенствовании медицинского обеспечения в образовательных учреждениях.
На сегодняшний день в 1062 школах Свердловской области обучается 374862 учащихся и 186 539 детей воспитывается в 1426 дошкольных образовательных учреждениях.
Наиболее выраженный рост заболеваемости среди детей отмечается в школьном возрасте. Лидирующие позиции при этом занимают болезни костно-мышечной системы, пищеварительной системы и болезни глаза и придаточного аппарата. Распространенность сколиоза, хронического гастрита и снижение остроты зрения увеличивается за время обучения в школе в несколько раз.
Интенсивность образовательного процесса, увеличение стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, в том числе в семьях, а также связанных с образовательным процессом, увеличение частоты асоциальных форм поведения (курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, рискованные формы сексуального поведения и т.д.), увеличение неблагоприятного влияния экологических факторов на растущий организм ребенка, материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, качество питания в семье и в образовательных учреждениях, снижение физической активности, формированием устойчивых нарушений режима дня.
Одним из существенных факторов, влияющих на состояние здоровья детей, является медицинское обеспечение в условиях образовательных учреждений. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 07.06.2011 г. № Пр-1580ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 30 мая 2011 года руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поручено: обеспечить совершенствование организации медицинского обслуживания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях; разработать и реализовать программы профилактической направленности по вопросам формирования здорового и безопасного образа жизни детей, оказания психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении; разработать и утвердить региональные планы действий по внедрению государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также технологий, апробированных в соответствующих экспериментальных пилотных проектах.
Согласно отраслевому стандарту к основным видам помощи врача-педиатра в условиях образовательных учреждений являются: оказание неотложной медицинской помощи при угрожающих жизни и здоровью детей состояниях; профилактическая работа, включающая организацию и проведение профилактических осмотров и иммунизации; медико-психологическая и медико-педагогическая работа, направленная на профилактику дезадаптации у детей и коррекция этих состояний; формирование групп детей повышенного медико-социального и биологического риска развития нарушений здоровья и оптимальная организация медицинского наблюдения за ними в условиях образовательного учреждения; проведение мероприятий по мотивации к ведению здорового образа жизни.
Большой блок работы медицинских работников в условиях общеобразовательных учреждений связан с обеспечением контроля за соответствие существующим санитарно-гигиеническим нормативам воспитательно-образовательного процесса, состояния пищеблока, учебных помещений, прилегающей территории, санитарно-гигиенических комнат; организацией и осуществлением медицинского контроля за качеством и организацией питания, физического воспитания, трудового обучения.
Утвержден порядок работы по внедрению организационных, профилактических, образовательных технологий, направленных на формирование здорового образа жизни по основным направлениям: заболевания органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушения осанки, органов пищеварения, вегетативной нервной системы, репродуктивной сферы, органов дыхания, профилактика ВИЧ, программа «Равный равному» по формированию здорового образа жизни. Эта работа будет продолжена во всех образовательных учреждениях. Важнейшим условием получения достоверных данных является проведение осмотров по единой стандартизованной методике. От качества получаемых сведений, степени их приближения к реальным цифрам зависит адекватность принимаемых управленческих решений в отношении кадров, рационального распределения сил и средств в отрасли, концентрация усилий на разработках наиболее действенных профилактических мероприятиях.
С целью повышения качества профилактических осмотров Министерством здравоохранения принято решение в рамках Программы «Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области» на 2011-2015 годы в части направления «Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений и детско-юношеских спортивных школ в Свердловской области» принято решение об обеспечении ЛПУ автоматизированными комплексами диспансерного обследования.
Диспансеризация 14-летних подростков.
Диспансеризация подростков будет состоять из 2 частей:
Первая – проведение профилактического осмотра в рамках приказа Минздравсоцразвития России от 09.
12.2004 г. № 310 «Об утверждении карты диспансеризации ребенка» и приказа министра здравоохранения Свердловской области от 17.03.2005 г. № 174-п «О введении в действие карты диспансеризации ребенка на территории Свердловской области»,
Вторая – дополнительные осмотры мальчиков – детским эндокринологом, детским урологом-андрологом, девочек – детским эндокринологом, акушером-гинекологом, при наличии показаний – другими специалистами.
Лабораторные и функциональные методы исследования включают определение гормонального статуса и ультразвуковое исследование органов репродуктивной сферы.
Количество подростков в Свердловской области, подлежащих диспансеризации –38800
Объем финансирования - 29056,03 тыс. руб. – на 2011 год который заложен в Программу модернизации здравоохранения по Свердловской области.
С 1 декабря 2010 года во всех округах Свердловской области начали работу 6 центров здоровья для детей, каждый их которых рассчитан на обслуживание 100 тыс. детей. В полном объеме реализованы федеральные средства, своевременно поставлено оборудование, подготовлены кадры. На 1 марта 2010 года более 5000 детей прошли первичное комплексное обследование, при этом у 70% детей выявлены факторы риска, всем из них назначены индивидуальные планы по формированию здорового образа жизни.
Основной принцип работы детских центров здоровья – максимальный охват детей, в том числе активное взаимодействие с образовательными учреждениями и выездной характер работы.
Формирование межведомственной комплексной системы профилактики в образовательных учреждениях.
Апробации деятельности кабинетов здоровья в общеобразовательных учреждениях. Подготовлен проект приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области совместно с Министерством здравоохранения Свердловской области «О создании Центров (кабинетов) здоровья в общеобразовательных учреждениях»
Цель: обеспечение оптимизации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности школы, гарантирующего оптимальные условия физического и психического становления обучающихся образовательного учреждения.
В заключение были озвучены предложения по укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях:
- Привести в соответствие с лицензионными требованиями и закончить лицензирование медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений до конца 2011 года.
- Передать медицинские кадры дошкольных учреждений из системы образования в систему здравоохранения и обеспечить проведения лицензирования медицинских кабинетов до июня 2012 года.
- Формирование комплексной системы взаимодействия по внедрению профилактических технологий.
- Разработать комплексную систему организации медицинского обеспечения в образовательных учреждениях с участием детских поликлиник, детских центров здоровья, клиник дружественных к молодежи по внедрению профилактических технологий, воспитания мотивации к здоровому образу жизни и выявлению детей угрожаемых по социально-значимым заболеваниям.

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×