1 Интервью на "Радио России" об изменениях в системе социального обслуживания предусматриваемых разработанным Минздравсоцразвития законопроектом | Медицина Российской Федерации
Интервью на "Радио России" об изменениях в системе социального обслуживания предусматриваемых разработанным Минздравсоцразвития законопроектом 15.09.2011

Интервью на "Радио России" об изменениях в системе социального обслуживания предусматриваемых разработанным Минздравсоцразвития законопроектом

Уже несколько дней все желающие могут ознакомиться с новым законопроектом Минздравсоцразвития. Он называется "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации". И не просто прочитать его, но и оставить свои замечания, предложения, которые могут быть в итоге министерством учтены. Новый закон вводит единые нормы социального обслуживания на всей территории нашей большой страны. Все получатели социальных услуг должны быть учтены и внесены в единый реестр. Проще ли им станет после этого жить? Какие социальные услуги мы сможем получать бесплатно? А за какие и кому придётся всё-таки платить?

Директор департамента организации социальной защиты населения Минздравсоцразвития России Ольга Викторовна Самарина – желанная персона в нашей студии.

– Прежде всего, для чего понадобилась новая редакция закона? Худо-бедно, но система социального обслуживания, социальной защиты работает, и зачем менять то, что, в общем, работает?

Самарина: Система социальной защиты действительно работает. Собственно, мы не то, чтобы меняем систему социальной защиты, просто те два закона, по которым работает система, были приняты в середине 90-х годов. Безусловно, эти два закона сыграли очень большую роль для становления системы, именно для того, чтобы сегодня система основные потребности населения в социальных услугах и социальном обслуживании удовлетворяла.

Но с середины 90-х годов прошло очень много времени. Уже страна другая, всё другое. Было принято большое количество тех или иных нормативно-правовых, законодательных актов, которые по-другому регламентируют систему взаимоотношений между получателем и потребителем услуг, по-другому формируют организационные системы, выдвигают иные требования вообще к организации процесса выполнения государственных обязательств, в том числе и региональных.

В прошлом году, когда мы вели подготовку к заседанию президиума Государственного совета (октябрь 2010 года), на котором обсуждались вопросы улучшения социально-экономического положения пожилых людей, мы проанализировали то, что делается в субъектах РФ, в частности, по предоставлению услуг пожилым людям. И мы пришли к выводу, что нам необходимо вносить огромное количество изменений в действующее законодательство. Проанализировав всё, мы поняли, что проще сделать новый закон, который бы отвечал реалиям современной жизни.

Вы сказали, что социальная защита работает, услуги предоставляются, но очень многие вещи, которые в субъектах РФ работают и оказываются людям, они, по большому счёту, происходят нелегитимно. То есть, это те вещи, которые регионы, понимая, что для исполнения своих полномочий, им нужно делать для того, чтобы людям жилось легче и проще, что это необходимо делать, принимают свои нормативно-правовые акты, которые выходят за формат федерального законодательства.

Вот на основе всего этого анализа современного законодательства, мы сами сынициировали подобного рода поручение президента РФ, чтобы министерство подготовило новую редакцию закона об основах социального обслуживания населения в РФ. Вот эта редакция и представлена на широкое общественное обсуждение.

– Главная принципиальная новация – это то, что социальное обслуживание, ну, не переходит на федеральный уровень, но независимо от возможностей на местах, стандарты этого обслуживания в регионах будут одинаковы?

Самарина: По крайней мере, подходы к определению той планки, которую необходимо утвердить в регионе, должны быть одинаковы. Мы не поднимаем социальную защиту этим законом на федеральный уровень, но мы считаем, что всё-таки федерация должна устанавливать рамки правил игры в отрасли. Только регион, только субъект РФ не может этого сделать. Более того, ему это очень сложно сделать, потому что всё, по большому счёту, упирается в финансирование.
Доказать региональным финансовым органам, что нужно сделать так, а не иначе, можно только тогда, когда говорится, что такой-то минимум нужно соблюсти обязательно. А дальше – от возможностей региона.
Поэтому мы чётко прописываем в законе полномочия федерации. В 2004 году в связи с передачей всех полномочий субъектам мы потеряли эту взаимосвязь между федеральным уровнем, между государственным подходом и региональным исполнением. И мы пытаемся сейчас это восстановить путём разработки требований к регламентам предоставления услуг, путём установления определенных, кстати, в этих требованиях к регламентам будут стандарты. Мы не говорим о том, что это федеральный стандарт, но мы будем говорить о том, каким стандарт должен быть. Мы пытаемся изменить сам подход к организации социального обслуживания населения.

И если в существующих законах мы исходили, собственно, от системы, от учреждений, какие есть, то в законопроекте мы попытались изложить весь процесс с точки зрения услуг и потребностей населения в тех или иных услугах.

– Если у региона есть возможности превысить максимум, он может за эти обозначенные законопроектом рамки выйти?

Самарина: Безусловно. Законопроект устанавливает минимальный уровень. Ниже этого нельзя. Если у субъекта РФ есть возможности расширять, то, безусловно, любой регион может, более того, это не только право, но и обязанность субъектов. В законопроекте очень чётко прописано, какие нормативно-правовые и законодательные акты субъектов РФ должны быть приняты. Практически каждое действие в области социального обслуживания населения, в области предоставления социальных услуг должно быть регламентировано соответствующим нормативно-правовым актом субъекта РФ, и должен быть порядок оказания этой услуги. Это поставлено как требование законопроекта. Мы полагаем, что если будет организована таким образом система предоставления социальных услуг, то каждый получатель услуги будет понимать изначально, на что он может рассчитывать и что он в конечном итоге может получить и на каких условиях.

– Один из главных вопросов – это финансирование. В связи с какими-то финансово-экономическими сложностями, о которых пока больше разговоров, но они могут реально наступить в непростые времена, будет ли сокращаться объём финансирования этой сферы?

Самарина: Скажу как социальщик. Я полагаю, что при любых кризисных явлениях и в любых ситуациях, когда общее финансовое положение сокращает те или иные возможности государства, именно социальная защита является форпостом, которые обеспечивает приемлемый уровень жизни населения. Я говорю сейчас не о публичном исполнении обязательств, не о пособиях и выплатах, а именно об услугах, потому что зачастую оказание услуги не позволяет человеку существенно снизить уровень и качество жизни, даже при сокращении реального дохода.

И в этой связи мы всё-таки ориентируем органы исполнительной власти субъектов РФ на то, чтобы расходы на социальное обслуживание, на предоставление социальных услуг не сокращались. И сегодня такое понимание уже есть.

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×