1 Справка по законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» | Медицина Российской Федерации
Справка по законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 24.10.2011

Справка по законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Предыдущий закон: "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" был принят в 1993 году. За прошедшие 18 лет изменились законодательные, экономические, социальные условия, в которых работает система здравоохранения, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления. Развивается и здравоохранение: за 18 лет медицинские технологии сделали большой прорыв в лечении и диагностики, а также изменились возможности российского здравоохранения. В действующем законодательстве есть ряд пробелов, из-за которых:
1.Паллиативная медицинская помощь находятся вне закона – а значит, государство не может выделять деньги, чтобы обеспечить необходимую медицинскую помощь
2.Не отрегулирован вопрос платной и бесплатной медицины.
3.Нет стандартов оказания медицинских услуг
4.Нет условий для развития донорства органов – в результате растет «лист ожидания» пациентов на трансплантацию, хотя все технические возможности провести такую операцию есть.
В связи с этим, необходимо, во-первых, проведение основы законодательства в сфере охраны здоровья в соответствие с изменившимися условиями, и, во-вторых, введение в правовое поле новые сферы охраны здоровья с тем, чтобы содействовать, а не препятствовать развитию здравоохранения.
Год назад был принят закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Он заложил финансовую базу для развития здравоохранения. Закон «Об основах охраны здоровья граждан» заложит правовую основу функционирования системы здравоохранения, адекватную нынешним условиям. Этот же закон даст возможности для развития системы здравоохранения. Позволит принять целый пакет новых законов, которые очень ждут врачи и пациенты. В первую очередь это законы:
•О донорстве крови и её компонентов
•О трансплантации органов и тканей человека
•О биомедицинских клеточных технологиях
•О страховании на случай применения вреда жизни и здоровью пациента при оказании медпомощи.
Новый законопроект впервые в истории России закладывает в основу принципы пациентского централизма (во главе стоит пациент, а вся система здравоохранения строится вокруг пациента). Принципы очень много обсуждались с заинтересованным сторонами и широкой общественностью. В результате их список по сравнению с первой редакцией законопроекта был расширен с 5 до 9 и уточнён. В нынешней редакции основными принципами охраны здоровья граждан в Российской Федерации являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3)приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан;
9) соблюдение врачебной тайны.
Новый закон «Об основах охраны здоровья граждан» затрагивает интересы каждого гражданина России, затрагивает интересы медицинского сообщества, региональных властей. Поэтому законопроект прошёл большой круг неоднократных обсуждений со всеми заинтересованными сторонами с приглашением представителей врачебного сообщества, медвузов, общественных организаций, фармкомпаний, профсоюзов и т.п.
Обсуждения, круглые столы проходили в:
•Государственной Думе
•Общественной палате
•Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
•Российской Академии медицинских наук
•Федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации
•Российской Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
•Совет общественных организаций по защите прав пациентов при Минздравсоцразвития России
•Первый этап широкого обсуждения законопроекта начался год назад – в июле 2010 г. Редакции закона размещались 4 раза на официальном сайте Минздравсоцразвития России (июль, октябрь, декабрь 2010 г., февраль 2011 г.)
Для последнего этапа обсуждения был открыт специальный интерактивный сервис: http://zakonoproekt2011.minzdravsoc.ru/
На сайт пришло более 2000 комментариев. На требующие ответа или разъяснения, сотрудники Минздравсоцразвития давали на сайте комментарии. Комментарии, присланные на сайт, также были учтены при доработке закона.
Законопроект гарантирует гражданам бесплатную медицинскую помощь, предоставляемую в рамках программы государственных гарантий.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются:
1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
5)Санаторно-курортное лечение в части медицинской реабилитации входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, необходимыми для оказания:
а) первичной медико-санитарной медицинской помощи в неотложной форме;
б) специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
в) скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.
Также бесплатным будет нахождение в больнице родителя с ребенком. В действующем законодательстве не прописано, какие права есть у родителей во время нахождения с ребенком в лечебном учреждении в период лечения.
В законопроекте прописано, что родителям с детьми до 4-х лет на весь период лечения предоставляется спальное место, и обеспечивается питание, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний. Возможные затраты системы ОМС. Затраты составят порядка 2,5 млрд. рублей.
В действующем законодательстве продекларировано право пациента на выбор врача, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Однако механизм реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации в действующих основах не раскрывается.
В настоящем законопроекте раскрыт механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации как в рамках программы государственных гарантий, так и в рамках оказания платной медицинской помощи.
Что касается выбора врача и медицинской организации в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, то в законопроекте предлагается установить управляемый выбор во избежание перезагруженности медицинских организаций и врачей специалистов. Механизм управляемого выбора позволит сохранить сбалансированную систему охраны здоровья и медицинской помощи.
Вся система здравоохранения России будет работать по единым стандартам и порядкам, которые разработали ведущие врачи страны. Порядки оказания медицинской помощи будут носить обязательный характер их исполнения на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения).
Стандарт является не просто клиническим протоколом или медицинской рекомендацией, а обязательной гарантией государства. Фактически стандарт является чеком государства на полную оплату по тарифу всего, что в стандарт включено. В него входит все, что необходимо для постановки диагноза, лечения и реабилитации. Стандарты составлялись именно на наиболее распространенные и опасные 400 с лишним заболеваний, в которые входят любые формы сосудистой и онкологической патологии, травмы, интоксикации и т.д. Стандарты составлялись не чиновниками Минздравсоцразвития России, а более чем 7 тысячами ведущих профессоров, академиков и членов корреспондентов.
Принятие закона позволит заработать в полную силу уже принятому Закону об ОМС, в котором установлен полный тариф, рассчитываемый как раз на основе стандартов. Это позволит поднять зарплату всем медицинским кадрам.
За 2011-2013 годы в здравоохранение будет дополнительно инвестировано 460 млрд.
руб. в рамках программ по модернизации. Но, чтобы изменить качественно ситуации в здравоохранении, нужны не только деньги, но и четко отстроенная система, в которой бы эти финансовые средства были эффективно распределены.
Поэтому необходимо, чтобы ответственность за организацию медицинской помощи и развитию сети медицинских учреждений находилась на уровне региона. Это позволит выстроить эффективную модель управления и исключить ситуацию, когда муниципалитеты не подчиняются регионы из-за чего «скорая помощь» может отказаться ехать на вызов в другой район.
Принятие законопроекта «Об основах охраны здоровья» позволит создавать межмуниципальные центры и исключить возможность скорой помощи, «отказаться ехать в другой район», но главное - выстроить понятную схему управления регионального здравоохранения и увеличить его финансирование.
С учетом внедрения единых стандартов данные меры позволят улучшить систему регионального здравоохранения.
Впервые в России в законодательстве будут прописаны редкие заболевания. Критерий отнесения к данным заболеваниям – один случай на 10 тыс. жителей страны. В список редких вошли 86 заболеваний, причем лишь для 27 из них разработана лекарственная терапия. При 22 заболеваниях имеются средства только для симптоматического лечения, для 4 заболеваний имеющиеся средства лечения не зарегистрированы в России. Ориентировочное количество больных, поскольку ведение персонифицированного регистра таких больных будет возможно только с принятием нового закона, составляет 12 785 человек, и на лекарственное обеспечение ежегодно потребуется порядка 4,6 млрд. рублей.
Еще одно нововведение законопроекта – паллиативная медицинская помощь. Сегодня эта помощь – вне закона. Предполагается, что она будет оплачиваться в рамках программы государственных гарантий оказания медицинской помощи.
Еще один важный момент в законопроекте – это введение «недели тишины» для женщин, обратившихся в медучреждение по поводу искусственного прерывания беременности при сроке до 11 недель. При обращении на сроке 11 - 12 недель предусмотрено «48 часов тишины». Этот период дается, чтобы женщина могла обдумать свое решение, прежде чем идти на аборт. С ней будут работать психологи и социальные работники.
Закон закладывает основы тотальной информатизации сферы здравоохранения, в том числе планируемой информатизации в рамках Программ модернизации здравоохранения в 2011-2012гг.
В законе заложен персонифицированный учёт лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, и лиц, получающих медицинские услуги.
Вхождение российского здравоохранения в конкурентные условия рынка в последние десятилетия имело ряд негативных последствий. Общественное неприятие вызывают случаи, когда врач назначал медицинские процедуры или выписывал лекарства, руководствуясь не только диагнозом больного, но и договорённостями с производителями медоборудования или фармпрепаратов. Для избежание таких ситуаций, которые не приносят пользы, и даже наносят вред здоровью пациента, в законопроекте подробно прописаны ограничения для медицинских и фармацевтических работников и определена ответственность их при нарушении этих ограничений. После принятия данных новелл, будут внесены дополнительные изменения в административное законодательство по поводу ответственности за нарушения указанных положений.
В законе установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан. Это не значит, собственно лечение и последующая реабилитация будут «ущемлены». Этот принцип подчёркивает приоритетное место профилактики в сохранении здоровья людей, так как опыт российского и мирового здравоохранения говорит о том, что предупредить заболевание гораздо проще и эффективнее, чем его лечить.
В закон в соответствии с мировой практикой включёно межсекторальное формирование здорового образа жизни, основные механизмы профилактики и формирования здорового образа жизни.
Законом определено отдельно:
•право школьников на медицинскую помощь в школах, что означает обязательное наличие школьных медкабинетов;
•право создания здравпунктов на предприятиях
•обязанность работодателей обеспечивать условия для диспансеризации и отпускать работников на диспансеризацию
Закон вводит отдельный вид медосмотра – «медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов». Таким образом, для тестирования школьников на приём наркотиков созданы правовые основания.
В настоящее время в России запрещено детское донорство органов. Родители больных детей вынуждены проходить процедуру получения разрешения на лечение за рубежом. Эта процедура непростая, так как за ней стоят всегда значительные государственные финансы. Пока осуществляется подготовка документов, уходит драгоценное время. И при этом в стране есть учреждения и специалисты, способные выполнить необходимые виды трансплантологии. Отправляя за рубеж, мы спасаем единицы жизней. Если узаконить донорство детских органов – можно спасти тысячи.
Сейчас практически во всех странах мира разрешено детское посмертное донорство (Испания, Франция, Германия, США, Австрия, Бельгия и многие др.) При том, что в России, где одной из основных направлений государственной политики является развитие инновационных технологий, действующее законодательство тормозит развитие медицины в указанной отрасли.
Для взрослых предусмотрена возможность при жизни выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти. Если такого волеизъявления не было сделано, то несогласие после его смерти могут выразить супруг или близкие родственники.
Для несовершеннолетних в случае их смерти изъятие органов для последующей трансплантации возможно только на основании испрошенного согласия одного из родителей.
В законе есть статья, которая посвящена вспомогательным репродуктивным технологиям. Это очень важно в ситуации, когда репродуктивно здоровье не позволяет многим людям иметь детей, но они хотят этого.
В этой статье впервые как один из видов вспомогательных репродуктивных технологий вводится суррогатное материнство. Современная семья претерпевает трансформации, многие живут гражданским браком. Понимая это, мы закладываем норму, что воспользоваться репродуктивными технологиями могут мужчины и женщины, как состоящие, так и не состоящие в браке, а также одинокие женщины, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может одновременно быть донором яйцеклетки.
Закон также позволит медицинским вузам перейти на новые образовательные стандарты – более интенсивные и более связанные с практикой. За счёт этого мы получаем возможность отказаться от интернатуры, чтобы упростить получение высшего медицинского образования.
И врач (по определённому списку специальностей, например, участковый терапевт), отучившийся по новым стандартам, сможет сразу идти работать. Те, кто будут получать более сложную специальность – пойдут в ординатуру.

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×