1 Советы родителям пятиклассников | Медицина Российской Федерации
Советы родителям пятиклассников 25.10.2011

Советы родителям пятиклассников

Учащиеся 5-ых классов являются группой, на которую стоит обратить особое внимание. Для успешного обучения, начиная с 5-го класса, большое значение имеет мотивация (настроенность) к обучению, которую необходимо формировать и поддерживать.
Причины и поводы для обучения у ребёнка могут быть следующие:
1.Интерес к самой учебной деятельности (учиться интересно).
2.Интерес к получению знаний (интересно узнавать что-то новое).
3.Желание заслужить высокую оценку педагога, родителей.
4.Желание расширить знания об окружающем мире.
5.Стремление стать первым, служить всем примером.
6.Желание быть похожим на старшего брата или отца.
7.Желание получить от родителей в подарок то, что давно хочу.
8.Полученные знания пригодятся при выборе профессии.
Мотивацией к учёбе могут служить и следующие факты. Специалисты утверждают, что если мозг ребёнка не развивать, не тренировать с детства, то он так и не разовьётся. У человека, даже самого умного, как правило, задействовано всего лишь около пяти процентов мозговых клеток. Значит, без тренировки своих интеллектуальных способностей ученик даже не узнает, какой потенциал в нём заложен и не сможет применить его в жизни.
Очень медленно, постепенно предъявляйте требования к ребёнку с учётом его возможностей, интересов, потребностей. Усложняя программу развития ребёнка, превратите её из программы взрослого человека в его собственную. Для этого надо помочь школьнику воспитать в себе силу воли, дисциплину, целеустремлённость, умение управлять своим поведением. Поощряйте самостоятельность, ответственность, инициативу, правильный выбор, предвидение последствий своих поступков.
Чтобы у ребёнка оставалось и укреплялось желание учиться, необходимо создавать в семье гармоничные отношения, не раздувать возникшие проблемы до вселенского масштаба. Не наказывать, а объяснять, в чём ошибка, помогать разрешить её, не стыдить и не выслеживать, не сравнивать с другими, более успешными детьми. Не выпытывать все подробности, не высмеивать, не подозревать в совершении проступка без достоверных данных, не подсказывать, если он придерживается своего варианта решения. Пусть попытается поступить по своему усмотрению, ведь вы будете рядом и в случае необходимости сможете его остановить.
Для закрепления мотивации к обучению имеются некоторые педагогические приёмы:
После ответа ученика педагог спрашивает: «Кто может что-то добавить? Кто расскажет так, что всем будет приятно послушать? Кто может дополнить рассказ своею фантазией? Что делали в рассказе главные герои? Кто ещё там был? Чем могло всё это закончиться? Что будет дальше? Какие опасности подстерегали героев рассказа? Как им удалось спастись? Какие выводы можно сделать? Что вам понравилось и что не понравилось?» Подобные вопросы можете задать дома сыну или дочери при выполнении ими домашнего задания. Если ребёнок затрудняется, помогите ему, подскажите, вместе ищите ответ.
Почему ребёнок не хочет ходить в школу?
•В большинстве случаев нежелание посещать школу связано с нервным перенапряжением. По разным причинам ребёнок время от времени расстраивается, переживает, «даёт волю» своим эмоциям. Это не должно вас пугать. Ведь ему приходится ежедневно преодолевать себя. Рано вставать, когда хочется поспать ещё часок, делать уроки вместо просмотра мультфильмов. Для таких «подвигов» надо много сил. Позвольте школьнику «выпустить пар», пусть расскажет вам всё, что его волнует. Сбросив нервное напряжение, отдохнув, школьник с новыми силами возьмётся за учёбу. От родителей требуется ласка, сочувствие, поддержка, понимание ситуации, своевременный совет в трудную минуту.
•Трудности обучения могут быть связаны с новыми учителями, предметами, кабинетами. Многие дети болезненно реагируют на малейшие отклонения от прежней модели преподавания, когда уроки вёл один педагог. Громкий голос учителя ребёнок может воспринимать как крик, а спокойное, ровное отношение педагога ко всем ученикам – как равнодушие. Объясните ребёнку, что у каждого педагога своя манера преподавания, главным является правильное донесение до ученика смысла урока. В пятом классе появляется много разных предметов и ребёнок обязательно выберет для себя то, что его больше всего интересует. Здесь может произойти разделение на «физиков и лириков». Дети выберут по своим способностям точные или гуманитарные науки, соответственно и педагога, преподающего этот предмет. Интерес ребёнка к данному предмету поможет преодолеть страхи, связанные с преподаванием новой дисциплины. Школьник лучше познакомится с педагогом, расширит знания по интересующему его предмету, особенно если он будет посещать кружок.
•Причиной нежелания посещать школьные занятия могут быть конфликты с одноклассниками, в результате чего ваш ребёнок может чувствовать себя в школе очень неуютно. Обучение общению в школе очень важно для его дальнейшей жизни. Чтобы учёба не превратилась в пытку, помогите школьнику наладить отношения с одноклассниками. Посоветуйте ему занять более активную позицию, не уходить от споров и учиться спокойно отстаивать своё мнение, идти на уступки, помогать другим ученикам, искать общие интересы. Объясните, что, играя роль обиженного одиночки, он загоняет себя в тупик. Пригласите ребят из класса на день рождения вашего ребёнка, устройте им праздник.
Как лучше запомнить то, о чём говорят на уроке
Учёные доказали, что человек использует не более 5-10% возможностей своей памяти. В соответствии с ведущими каналами восприятия информации выделяют ведущий тип памяти: «визуал, аудиал и кинестетик». Школьнику нужно понаблюдать за собой и выявить, какой тип памяти у него является основным, ведущим. Затем тренировать свою память, что поможет запоминанию и облегчит усвоение школьной программы.
Зрительная память - «визуал»: школьник наблюдательный, интересуется внешним видом своим и чужим. Темп речи быстрый, мысленно «рисует» то, о чём идёт речь. Аккуратен, читает хорошо, быстро. Выбирает слова, обозначающие то, что можно видеть: цвет, размер, форму, величину. Использует слова: красивый, яркий, красный, нарисуй картину, вижу, смотрю, замечаю. Записывает текст, хорошо запоминает иллюстрации, картинки, целые страницы. Текст подчёркивает карандашом, использует наглядные пособия. Учащиеся с развитой зрительной памятью «фотографируют» текст на странице учебника и при ответе на уроке могут полностью его вспомнить и пересказать.
Память слуховая - «аудиал»: у школьника преобладает слуховой канал восприятия информации.
При разговоре жестикулирует в соответствии с темой разговора. Голова наклонена вбок, поза «телефонной трубки», речь организованная, ритмичная, повторяет услышанное, хорошо копирует то, что слышит. При чтении проговаривает слова, шевелит губами. Выбирает слова, обозначающие звуки: тишина, звучит, шуршит, гремит. Любит выражения: «это в докладе не прозвучало, не слышу ответа». Много рассуждает, дискутирует. Хорошо запоминает то, что было сказано учителем на уроке.
Кинестетическая, сенсорная память - «кинестетик»: в её основе лежит запоминание на основе ощущений, движений, прикосновений и всего, что с ними связано. Ученик как бы прислушивается к своим ощущениям, совершает много жестов и движений. Любит прикасаться сам и когда прикасаются к нему. Запоминает двигаясь, действуя с материалом. Читая, следит за текстом пальцем. Дистанция при разговоре близкая. Рисует таблицы, графики, проделывает руками действия (опыты). Выбирает слова: вкус, запах, тепло, чувствовать, гладкое, держать, контактировать. Это всё термины действия, ощущений. Запоминает, вспоминая те ощущения, которые он переживал при изложении данного материала.
Кроме этого, есть несколько законов по улучшению запоминания:
•Учитесь видеть и замечать детали.
•Чаще повторяйте то, что надо запомнить.
•Применяйте ассоциации – запоминайте события и явления по связи с другими, более знакомыми, разные фразы и рифмовки. Например, для запоминания цветов спектра в физике (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) заучивают выражение: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Школьнику в любом классе стоит задуматься о том, как добиться успеха в учёбе. Определите свой тип памяти и тренируйте её. Помните, что в каждом из нас заложены громадные резервы: надо пытаться, пробовать, тренировать себя, искать и добиваться успеха. Главное – верить в себя.
Двойка или пятёрка?
Круглый отличник, это хорошо или плохо? Какие могут быть сомнения, конечно, хорошо. Но оказывается, не всегда. Как всё крайнее, чрезмерное, это может являться компенсацией возможных проблем ученика. Часто сплошные пятёрки детей говорят не столько об успеваемости ребёнка, сколько о том, что ребёнок стремится соответствовать ожиданиям родителей. А со временем такой ребёнок может «забыть» собственные интересы настолько, что искренне поверит, будто их нет или они полностью совпадают с мамиными (папиными). Незаметно собственные интересы ребёнка уменьшаются, а затем и полностью теряются. Ребёнок растёт, становится взрослым, но по-прежнему ориентируется на чужие потребности и оценки. Он не развивает свои собственные способности и поступает в ВУЗ по желанию родителей. В дальнейшем его ждёт разочарование, что выбрал не тот путь.
Привыкнув быть только отличником, ребёнок переоценивает свои способности, становится максималистом. Если он не сможет по успеваемости сохранить позиции лидера, или его не всегда будут оценивать по высшему баллу, возникает разочарование в своих способностях, нервный срыв, иногда жизнь теряет всякий смысл.
Случается так, что родители не признают за ребёнком возможности получать другие оценки, кроме «пятёрки». Жертвуют для него своими интересами, и горе тому ребёнку, который эти ожидания не оправдывает.
Что же быть отличником плохо? Конечно, нет. Но только если это исходит от избытка способностей, возможностей самого ученика. Нужны не только «отличные» оценки, но и твёрдые, глубокие знания. Это не должно быть сверхзадачей (во что бы то ни стало). Требования, которые к нам предъявляет жизнь, многогранны и разносторонни. Кроме отличных оценок перед ребёнком стоит много других проблем: он должен учиться проявлять инициативу, решительность, уметь самостоятельно принимать решения, делать выбор и отвечать за его последствия. Тогда оказывается, что просто что-то одно делать на «отлично» для успеха в жизни недостаточно.
Зависимость школьных оценок и личности ребёнка, своеобразный тест для родителей:
1. Ваш ребёнок придаёт отметкам слишком большое значение, с ними он связывает самоуважение, отношение к нему одноклассников и учителей. Возможно, это дисциплинирует, но, с другой стороны, ограничивает творческую активность и любознательность. Низкие оценки ребёнок воспринимает как наказание, а не как показатель качества знаний. Такое отношение к оценкам способствует накоплению обиды и агрессии. Ребёнку необходима ваша помощь. Помогите ему сконцентрировать усилия на исправлении ошибок, убедите, что он может восполнить пробелы в знаниях. Высокие оценки – это хорошо, но твёрдые знания ещё лучше
2. Получая низкую оценку, ребёнок очень опасается реакции родителей. Видя разочарование близких людей, он боится потерять их любовь и уважение. Школьник привыкает к тому, что если в дневнике пятёрка – в семье праздник. А если двойка – сверкают молнии. В такой ситуации дети начинают скрывать истинное положение вещей. Чтобы не потерять доверие ребёнка, постарайтесь изменить своё отношение к его оценкам. Пусть даже «тройка» вместо «двойки» вас порадует. Почувствовав ваше одобрение, школьник станет уделять больше внимания содержательной стороне учёбы и исправит двойки.
3. Оценки говорят ребёнку об уровне усвоения им учебного материала. Такой подход характерен для детей, которые увлечёны учёбой и находят в ней множество других стимулов, кроме пятёрок (интересно, получается). Им нравится узнавать интересные факты, решать «хитрые» задачи. В то же время такие дети склонны избирательно относиться к изучаемым предметам. Например, математику они считают «нужной», а биологию – «бесполезной». Важно показать взаимосвязь между разными областями знаний и убедить ребёнка в том, что быть эрудитом совсем неплохо.

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×