1 Основные направления реформирования здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году | Медицина Российской Федерации
Основные направления реформирования здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году 20.01.2012

Основные направления реформирования здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 году

Новая отраслевая система оплаты труда.
В 2011 году  учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного  округа переведены на  новую отраслевую систему оплаты труда.
Положение по НОСОТ разработано на основе Трудового кодекса Российской Федерации с учетом требований определяемых законодательством РФ и автономного округа. НОСОТ предусматривает единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, порядок и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера, а так же специфику «северной медицины».
Так, медицинским работникам передвижных медицинских отрядов, фельдшерских пунктов, фельдшерско-акушерских пунктов за выполнение разъездного  характера работы, по обеспечению медицинского обслуживания коренного кочующего (тундрового) населения, предусматриваются выплаты компенсационного характера.
Кроме того, НОСОТ установлены целевые показатели оценки эффективности деятельности учреждений здравоохранения,  критерии оценки эффективности работы и условий премирования руководителей  и работников учреждений здравоохранения.
Положением предусматривается, что заработная плата, определяемая работнику в соответствии с НОСОТ, не может быть ниже заработной платы,  установленной  работнику до  перехода на новые условия оплаты труда, или ниже минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате в автономном округе.
Это положение закреплено Постановлением Правительства автономного округа  от 23 марта 2011 года  № 128-П «О введении новых систем оплаты труда работников  государственных учреждений  Ямало-Ненецкого автономного округа, оплата труда которых  осуществляется  на основе  Единой тарифной сетки по оплате труда работников  государственных учреждений  Ямало-Ненецкого автономного округа».
Рост  заработной платы, при переходе на новую систему оплаты труда, в среднем  по отрасли составляет до 20,8%, в том числе по категориям:
•    Врачи –  до 29 %;
•    Средний медицинский персонал – до 17,3 %;
•    Младший  медицинский персонал –  до 3,5%.
Структура заработной платы медицинского персонала учреждений здравоохранений автономного округа показывает, что в среднем в  оплате труда врачебного персонала доплаты, осуществляемые в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» составляют до 40%, по среднему медицинскому персоналу  до 34%.
В рамках реализации мероприятий программы модернизации здравоохранения автономного округа,  определено введение механизма оплаты медицинской помощи на основе нормативов финансовых затрат, рассчитанных по стандартам медицинской помощи.
Проведение мероприятий по внедрению стандартов оказания медицинской помощи предусматривает  осуществление дополнительных денежных выплат медицинскому персоналу, участвующему в оказании соответствующих видов медицинской помощи.
Кроме того, программой модернизации предусмотрено осуществление дополнительных денежных выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу амбулаторно-поликлинической службы.
Таким образом, в рамках реализации мероприятий программы модернизации здравоохранения, дополнительные выплаты на одного врача и среднего медицинского работника работающего с ним, с учётом  показателей оценки их деятельности, на 01 ноября 2011 года составляли до 6 тыс. руб. и до 2,3 тыс. руб. соответственно.
Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется за счет субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения, а так же за счет бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В соответствии с нормативными правовыми документами Правительства  автономного округа в течение 2011 года проводилось повышение заработной платы работникам  бюджетной сферы в следующих параметрах с 01 июня 2011 года на 6,5%, 01 сентября 2011 г. – на 10%.
Таким образом, в 2011 году:
•    средний уровень заработной платы врачей, оказывающих стационарную медицинскую помощь в учреждениях, в которых внедрены стандарты медицинской помощи, составил 72,83 тыс. руб., средний уровень заработной платы среднего медицинского персонала, участвующего в оказании стационарной медицинской помощи в учреждениях, в которых внедрены стандарты медицинской помощи, составил 42,99 тыс. руб.
•    средний уровень заработной платы врачей-специалистов участвующих в повышении доступности амбулаторно-поликлинической помощи и получающих доплаты, составил 69,86 тыс. руб.,  средний уровень заработной платы среднего медицинского персонала участвующего в повышении доступности амбулаторно-поликлинической помощи и получающего доплаты, составил 41,11 тыс. руб.
В 2012 году планируется  повышение заработной платы работников социальной сферы с 01  октября  на 6%.

Переход муниципальных учреждений здравоохранения в государственные
В целях реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года  № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в связи с передачей органам государственной власти РФ полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта РФ, в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, в течение 2011 года в округе проведена огромная работа по приёму в государственную собственность автономного округа муниципальных учреждений здравоохранения в количестве 25 юридических лиц.
На смену бюджетного финансирования с 2012 года  формируется государственное задание на оказание  бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий по всем учреждениям здравоохранения автономного округа с учетом качества и объемов оказанной медицинской помощи.
С целью рационального и использования бюджетных средств, формирование планов и показателей деятельности здравоохранения автономного округа осуществляется преимущественно на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

Окружные целевые программы
В настоящее время в автономном округе реализуются 13 окружных целевых  медицинских программ. В окружном бюджете на 2012 год предусмотрено финансирование программ в сумме 720,036 млн. руб. Кроме того, по подпрограмме Окружная долгосрочная целевая подпрограмма "Строительство объектов здравоохранения на 2011-2015 годы" запланировано строительство 20-ти объектов здравоохранения с финансированием на 2012-2014 годы 4 446,161 млн. руб. Приоритетное строительство объектов материнства и детства и сельского здравоохранения (перинатальный центр в г. Ноябрьск, родильный дом в Тарко-Сале, детская поликлиника в г. Салехард, детская больница в г. Лабытнанги и Тарко-Сале, объекты скорой медицинской помощи в городах Салехард и Ноябрьск, 2-е участковые больницы, 2-е врачебные амбулатории, онкологический центр в г. Салехард, центр СПИД, объекты противотуберкулезной службы и прочее).
Мероприятия  программ предусматривают проведение комплекса мероприятий по профилактики социально – значимых заболеваний, в том числе оснащение лечебно-профилактических учреждений  современным  медицинским оборудованием, современными  лекарственными средствами  и изделиями медицинского назначения.
Решение проблемы социально значимых заболеваний с использованием программно-целевого метода обеспечит стабилизацию основных показателей  здоровья, в том числе показателей заболеваемости, инвалидности и смертности от социально-значимых заболеваний.

Оптимизация ресурсов здравоохранения и объемов всех видов медицинской помощи
Проведена работа по оптимизации структуры учреждений, а именно коечная сеть стационаров круглосуточного пребывания  по учреждениям здравоохранения, расположенным на  территории  автономного округа и участвующих в реализации программы государственных гарантий в 2012 году составляет 5060 коек, в том числе  в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 3943 койки.

Койки стационаров круглосуточного пребывания государственных  и муниципальных учреждений сокращены на 83 единицы, а количество коек дневного пребывания по указанным учреждениям увеличено на 49 единиц и составляет 604 единицы.
Общая коечная сеть стационаров дневного пребывания  по программе государственных гарантий на 2012 год составляет 624 , в том числе по ОМС 517 единиц.
Обеспеченность больничными койками  по медицинским организациям автономного округа в 2012 году  составляет 96 коек на 10  тыс. населения. Принятые показатели не превышают минимальных социальных стандартов, установленных в РФ.
Расходы на стационарную медицинскую помощь  составляют 39%, амбулаторно-поликлиническую - 23% в структуре расходов Программы государственных гарантий в 2011 году.
Плановые показатели объемов медицинской помощи, оказываемой населению автономного округа, определены в соответствии с нормативами,  установленными Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и утвержденной программой модернизации здравоохранения автономного округа.
Оптимизация ресурсов  лечебно-профилактических учреждений, осуществляется,  в том числе и за счет сокращения  штатной численности.

Переход отрасли на приемущественно одноканальное финансирование
Одним из приоритетных направлений в области реформирования и модернизации здравоохранения округа является переход отрасли на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. Размер страхового взноса на ОМС неработающего населения на 2012 год рассчитан в соответствии с федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и составляет 3 327,13 млн. руб.
Таким образом,  объем финансовых средств,  выделяемый  учреждениям из  окружного бюджета на  исполнение  государственного задания на 2012 год, будет перераспределен  в систему  обязательного медицинского страхования через платежи за неработающее население.
Увеличение  бюджетных ассигнований  на страхование неработающего населения  определяет перераспределение финансовых потоков  через систему ОМС. Это  позволит сбалансировать объемы медицинской помощи с имеющимися финансовыми ресурсами, осуществить постепенный переход на  преимущественно одноканальное финансирование  лечебно-профилактических учреждений  и оплату медицинской помощи по полному тарифу в системе  ОМС.


20_foto_02.jpg


Внедрение стандартов оказания медицинской помощи
В 2011 году в 4-х пилотных учреждениях здравоохранения автономного округа внедрены медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи.
В Ямало-Ненецком автономном округе программа государственных гарантий бездефицитна.
В рамках реализации программы государственных гарантий в течение 2012 года предусматривается переход всех учреждений здравоохранения автономного округа на преимущественно одноканальное финансирование, т.е. на оплату медицинской помощи, на первом этапе (2011-2012 год) по пяти статьям расходов, и в последующем, на втором этапе (2013-2015 год) по полному тарифу через систему ОМС, с включением в тариф ОМС расходов на оплату прочих расходов, услуг связи, транспортных услуг, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг.
Расходы бюджетов всех уровней в 2011 году выросли по сравнению с 2010 годом на 19,7 %
Увеличение  бюджетных ассигнований  на страхование неработающего населения  определяет перераспределение финансовых потоков  через систему ОМС. Это  позволит сбалансировать объемы медицинской помощи с имеющимися финансовыми ресурсами, а так же осуществить постепенный переход на  преимущественно одноканальное финансирование  лечебно-профилактических учреждений  и оплату медицинской помощи по полному тарифу.
Изменение структуры расходов на здравоохранение в перспективе  Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании  граждан Российской  Федерации» (%)

Кроме того, программой государственных гарантий на очередной финансовый год сохранены и обеспечены гарантии отдельным категориям граждан по льготному лекарственному обеспечению и льготному зубопротезированию. Финансово обеспечены мероприятия по направлению жителей  автономного округа в специализированные учреждения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, предусмотрена реализация окружных целевых долгосрочных и ведомственных программ.
Кадровая политика в учреждениях здравоохранения автономного округа будет реализована разрабатываемой программой привлечения и закрепления молодых специалистов, прежде всего в сельской местности.

В окружном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов учтено финансирование на обеспечение принимаемых расходных обязательств текущего и капитального характера, в том числе:
1. В соответствии  с Законом автономного округа  от 10.01.2007 года №12-ЗАО «О здравоохранении в Ямало-Ненецком автономном округе» и постановлением Правительства автономного округа  от 27.01.2011 года № 50-П «Об отраслевой оплате труда работников окружных государственных учреждений здравоохранения»:
•    выплаты выпускникам высших и средних медицинских учебных заведений в возрасте до 30 лет включительно, закончившим обучение и имеющим диплом государственного образца об окончании учебного заведения, а также сертификат специалиста, впервые поступившим на постоянную работу в окружные организации здравоохранения автономного округа впервые по полученной специальности (молодые специалисты);
•    единовременное вознаграждение работникам при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию, пенсию по старости, за выслугу лет и наличии стажа работы в окружных организациях здравоохранения автономного округа не менее десяти календарных лет.
2. В соответствии  с постановлением Правительства автономного округа  от 19 мая 2011 года № 294-П «О денежной компенсации на санаторно-курортное лечений и оздоровление работникам государственных и муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений бюджетной сферы в Ямало-Ненецком автономном округе» предусмотрена выплата денежной компенсации на санаторно-курортное лечение и оздоровление сотрудников учреждений здравоохранения.
3. Кроме того,  в 2012 году будут  сохранены  денежные выплаты в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» отдельным категориям  медицинского персонала:
За счет средств федерального бюджета:
•    работникам скорой медицинской помощи;
•    участковым врачам и  участковым медсестрам терапевтических и педиатрических участков.
За счет средств окружного бюджета:
•    отдельным категориям работников скорой медицинской помощи;
•    медицинскому персоналу фельдшерских пунктов и медицинскому персоналу выполняющему разъездной  характер работы для обслуживания коренного кочующего населения;
•    работникам отделения санитарной авиации

Проведение всего комплекса мероприятий позволит в дальнейшем реализовывать социальную политику, заключающуюся в:
1.    Улучшении качества и доступности медицинской помощи.
2.    Повышении оснащенности учреждений здравоохранения и эффективности использования ресурсов.
3.    Укреплении здоровья населения и увеличении продолжительности жизни.

.

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×