1 Питание детей раннего возраста | Медицина Российской Федерации
Питание детей раннего возраста 25.01.2012

Питание детей раннего возраста

Вот и настал тот день, когда становится понятно, что одним грудным молоком, как бы этого ни хотелось, Ваш малыш сыт не будет. То есть пора вводить прикорм — питание в дополнение к молоку и/или молочным смесям с целью обеспечения возросших потребностей крохи дополнительной энергией и пищевыми веществами. Вавилова Наталья Анатольевна, консультант по грудному вскармливанию и питанию детей раннего возраста, мама троих детей, рассказала о секретах введения «педагогического» прикорма.

— Наталья Анатольевна, какие вообще существуют виды прикормов?
— Различают «педагогический» (или «естественный») прикорм и педиатрическийприкорм. Педиатрический прикорм — это прикармливание по специальным схемам: в зависимости от возраста в рационе ребенка появляются определенные продукты, продукты дают в пюреобразном виде и в виде соков, количество еды достаточно быстро увеличивается.Естественный прикорм позволяет познакомиться с едой родителей. С одной стороны, пищеварительная система малыша поддерживается ферментами грудного молока, которое содержит информацию о съеденных продуктах (ведь и мама, и малыш едят одно и то же), а с другой стороны, стимулируется образование ферментов для переваривания сложной пищи, причем именно той пищи, которую принято употреблять в семье малыша.

— В чем заключается преимущество «педагогического» прикорма?
— Главное преимущество педагогического прикорма: ребенок ест вместе с семьей и привыкает к мысли, что еда — это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Также кроха сразу учится кушать продукты разной консистенции, что дает ему стимулы для развития навыков жевания и глотания. Если эти навыки сформированы вовремя, то это поможет предотвратить возникновение в будущем логопедических проблем, заболеваний пищеварительной системы и заболеваний зубов. А основная цель введения данного вида прикорма — научить есть, и есть с аппетитом взрослую пищу, и при этом продолжить грудное вскармливание в соответствии с возрастом.

— Существуют ли признаки готовности ребенка к введению прикорма?
— По совокупности следующих признаков можно определить, что прикорм пора вводить:
1. Пробудился пищевой интерес. Малышу становится интересно, что же едят другие люди. И он очень активно начинает эту взрослую еду требовать. Наиболее сильно этот пищевой интерес выражается у ребенка с 5 по 7 месяц жизни.
2. Ребенок достиг определенного уровня физического развития: может самостоятельно захватить еду руками, донести ее до рта, поместить кусочки пищи внутрь; хорошо держит голову, может ее отодвинуть или отвернуть, отказываясь от еды;
3. Угас рефлекс выталкивания. Он выражался в том, что, если ребенку попадало в рот что-то твердое, ребенок это проглотить не мог. Этот рефлекс выталкивания нужен, чтобы ребенок не мог проглотить ничего, кроме материнского молока. Как только рефлекс угасает, ребенок получает возможность глотать твердую пищу.
4. Отсутствуют проблемы с пищеварением после проб незнакомой еды: запоры, поносы, повышенное газообразование.

— Какие продукты можно использовать в начале введения «педагогического» прикорма?
— Лучше начать с гипоаллергенной диеты. Рекомендуется давать такие продукты, как:
•овощи: капусту, картошку, кабачки;
•каши безглютеновые, безмолочные: гречневую, рисовую;
•фрукты: зеленые яблоки, груши;
•мясо.
Если у ребеночка все хорошо, нет аллергической реакции, то достаточно быстро рацион ребенка расширяется до рациона семьи.

— Каковы основные правила «педагогического» прикорма?
— Данный вид прикорма следует вводить по следующим правилам:
•сначала ребенок пробует пищу с общего стола, получая ее в микродозах. Это очень маленькие дозы размером с зернышко риса, которые никакого питания не обеспечивают, они необходимы для подготовки пищеварительной системы к питанию. На этом этапе количество еды не увеличиваем;
•также даем в руки крупные куски (например, кусок твердого яблока, твердой груши, сушку), чтобы он учился жевать, мусоля их деснами. Куски обязательно должны быть большими, чтобы ребенок не смог ими подавиться;
•вводим по одному новому виду пищи в день, чтобы в случае необходимости быстро обнаружить причину появления аллергической реакции;
•Через 4–6 недель от начала введения прикорма начинается следующий этап введения прикорма, когда ребеночек уже может что-то усвоить из этой пищи, он начинает использовать новую пищу в качестве источника энергии, микроэлементов, витаминов. На этом этапе количество еды увеличивается и ограничивается только потребностями ребенка.
•поддерживаем пищевой интерес у малыша: всегда берем его с собой за стол, даем еду только на запрос с его стороны, кормим до тех пор, пока у него есть интерес, не настаивая на доедании порции.
•всячески поощряем самостоятельность малыша.
•не заменяем прикормом прикладывания к груди, грудное вскармливание остается в прежнем объеме.

— Скажите, Наталья, означают ли ваши слова, что мама может вести только «педагогический» прикорм, а педиатрический не нужен? Либо то, либо другое? Или они должны совмещаться?
— Каждая мама сама решает, какой вид прикорма выбрать.
Это может быть либо то, либо другое, а некоторые успешно их совмещают. На естественном прикорме ребеночек кушает то же самое, что и все члены семьи. Если мама считает, что у них не очень здоровая еда, и не хочет при этом менять рацион семьи в более здоровую сторону, она готовит ребенку отдельно. Пожалуйста, это выбор мамы. Но ведь при этом все равно мама может своими правильными действиями поддерживать интерес ребенка к еде.

— Есть ли какие-то продукты, которые вообще нельзя вводить с помощью «педагогического» прикорма?
— Есть продукты, которые мы не даем маленькому ребенку либо ограничиваем их количество. Например, грибы. Маленьким деткам мы их не даем совсем, после года — не более половины чайной ложки. Бобовые, морская рыба, морепродукты ограничиваются. Соки до трех лет не даем. Семечки, зернышки, орехи — до года лучше не давать. И продукты, которые содержат химию: красители, ароматизаторы, усилители вкуса, ГМО, конечно, при любом виде прикорма не даем.

— Неужели в «педприкорме» нет никаких сроков и конкретных цифр, во сколько месяцев вводить, скажем, крыжовник, во сколько давать виноград?
— Сроков нет.

— Как в случае с «педагогическим» прикормом определить, в каком возрасте что из продуктов давать? Существует мнение, что по схеме это делать очень удобно?
— На самом деле естественный прикорм удобнее для мамы. Вся семья садится за стол, и маленький ребеночек — вместе со всеми. Что мама кушает, то и ребеночек. Не нужно для него отдельно готовить, перемалывать пищу. Таким образом мы помогаем ребенку адаптироваться к той экологической нише, в которой он обитает вместе с родителями.

— А если родители едят шашлыки или копченые ребрышки и рагу из оленины, заедая паштетом из печени дикой утки — крошке это тоже можно давать со стола?
— Если мама считает, что та еда, которую принято употреблять в семье, не подходит для маленького ребенка, то тогда придется готовить ребенку отдельно. Хотя есть и другое решение — попробовать изменить питание всей семьи на более качественное и здоровое.

— Грудное вскармливание — необходимое условие «педагогического прикорма»?
— Да, именно материнское молоко поможет малышу справиться с новой пищей без ущерба для здоровья.

— Если у ребенка все же есть проблемы со стулом после начала педагогического прикорма, как быть в таком случае — вернуться на ГВ? Отложить прикорм?
— Да, совершенно верно, попробовали — а у ребенка после этого возник понос или запор, значит, пищеварительная система у ребеночка еще не совсем готова к усвоению и перевариванию новой пищи, поэтому возобновляем исключительно грудное вскармливание, ждем исчезновения неприятных симптомов и не ранее чем через неделю пробуем снова.

— Ребенку год. Каково процентное соотношение грудного молока и взрослой пищи к этому моменту в его рационе?
— Сосание груди и прием пищи — это два параллельных, совершенно разных процесса. И никаким прикормом грудное вскармливание не заменяется. И в год, и в два года грудное молоко продолжает выполнять свою питательную функцию, а кроме этого оно дает мощную иммунную поддержку, защищает желудочно-кишечную систему и содержит незаменимые вещества для полноценного развития нервной системы и головного мозга.

— То есть при введении «педприкорма» не нужно постепенно уменьшать грудное вскармливание, а процент взрослой пищи увеличивать?
— Некоторые педиатры рекомендуют именно такую схему, при которой к году остается, как правило, одно грудное кормление в сутки. При естественном вскармливании количество прикладываний к груди тоже уменьшается, но происходит это постепенно и в соответствии с законом Природы. Полностью завершается грудное вскармливание на третьем-четвертом году жизни ребенка.

— Последний вопрос. Вы называете этот вид прикорма «педагогическим», потому что он связан с какой-то школой?
— Просто одна из основных целей «педагогического» прикорма — воспитательный момент. Научить ребеночка есть аккуратно, вести себя за столом красиво, создать положительный настрой на общую трапезу. Ведь наша цель — вырастить человека, который будет есть с удовольствием!
В заключение хотелось бы отметить, что «педагогический» прикорм ни в коей мере не противопоставляется традиционному педиатрическому. Как в первом, так и во втором случае есть свои «плюсы» и «минусы». Главное — плавно и гармонично перейти к обычному домашнему рациону, и хорошо, что это можно сделать разными способами.

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×