1 Выступление на совещании министров здравоохранения стран-БРИКС | Медицина Российской Федерации
Выступление на совещании министров здравоохранения стран-БРИКС 14.07.2011

Выступление на совещании министров здравоохранения стран-БРИКС

Глубокоуважаемые  Министры здравоохранения стран БРИКС!
Глубокоуважаемая госпожа Генеральный Директор ВОЗ!
Глубокоуважаемый Исполнительный Директор ЮНЭЙДС!

Прежде всего, позвольте поблагодарить Правительство и министерство здравоохранения Китайской Народной Республики  за организацию  первого Совещания Министров здравоохранения стран БРИКС  – совещания, целью которого является координация наших позиций по вопросам сотрудничества в области охраны здоровья, повышения доступности качественной медицинской помощи, эффективных лекарственных препаратов и технологий   как для населения наших стран, так и всего мира, и, прежде всего, развивающихся стран.
Наши 5 стран представляют огромную силу, позволяющую активно участвовать в определении направления главных векторов развития глобального здравоохранения, в разработке механизмов обеспечения  социального равенства и солидарности,  в достижении Целей развития тысячелетия и решении других важных задач.
Несмотря на существующие различия, страны БРИКС сталкиваются с рядом схожих проблем в области общественного здравоохранения.
Прежде всего, нас объединяет необходимость предоставления  качественной медицинской помощи миллионам людей разных, в том числе уязвимых, слоев населения.
В Российской Федерации охрана здоровья граждан была и остаётся важнейшим приоритетом.
Даже во время мирового финансового кризиса, в 2009 году, когда ситуация в мировой и российской экономике  складывалась очень сложно, мы продолжали развитие всех направлений здравоохранения, а также начали реализацию новых крупномасштабных программ по формированию здорового образа жизни и профилактике, по модернизации и информатизации здравоохранения.
Дополнительно к базовому финансированию отрасли  на два ближайших года  было выделено  примерно 16 млрд. долларов США.
Реализация программ Национального приоритетного проекта «Здоровье», направленных на борьбу с социально значимыми неинфекционными и инфекционными заболеваниями, на охрану материнства и детства, позволила уже сегодня получить существенный  положительный результат:  продолжительность жизни населения возросла почти на четыре года; общая смертность уменьшилась более чем на 11%; младенческая смертность и материнская – на 30 %. смертность от  сосудистых причин – на 11 – 20%,  от внешних причин – более чем на 40 % .
Важной составной частью всех программ здравоохранения является обеспечение доступа к приемлемым по цене, качественным, эффективным и безопасным лекарственным препаратам, вакцинам и другой медицинской продукции.
В целях обеспечения ассортиментной и экономической доступности наиболее значимых и эффективных лекарственных препаратов специальным  законом «Об обращении лекарственных средств» были установлены общие принципы государственного регулирования цен на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Этот Перечень формируется ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития с учетом структуры заболеваемости и смертности населения, обновляющихся клинических протоколов и единых для страны стандартов медицинской помощи, а также с учетом рекомендаций ВОЗ.
К полномочиям 83 субъектов РФ отнесены:
•    установление предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов,
•    контроль за ценами и
•    применение мер ответственности за нарушение порядка ценообразования.
Наряду с этим, с целью обеспечения гарантированной доступности качественной медицинской помощи гражданам, разработан и минимальный ассортимент лекарственных средств, наличие которого является обязательным для всех аптечных организаций. В этот ассортимент входят эффективные и безопасные лекарственные средства, которые могут самостоятельно применяться всеми возрастными группами населения в амбулаторных и домашних условиях для облегчения отдельных симптомов заболевания, а также лечения легких, неосложненных форм  заболеваний.
Для повышения доступности лекарственных препаратов в сельских  районах, при отсутствии там аптечных организаций, разрешена продажа лекарств населению непосредственно в сельских медицинских организациях после получениями ими специальной лицензии на фармацевтическую деятельность.
Важнейшей задачей для Российской Федерации является развитие национальной фармацевтической и медицинской промышленности.
В настоящее время подавляющая часть жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и медицинских изделий не производится в нашей стране. Мы зависим от их экспорта, что создает потенциальные проблемы не только с точки зрения удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи, но и с позиций торможения   развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и медицинской науки – на фоне насыщения отечественного рынка экспортной продукцией.
Эффективными механизмами стимулирования  модернизации и инновационного развития здравоохранения мы считаем:  
•    формирование долговременного прогнозируемого спроса и рынка медицинских продуктов на основе введения единых современных требований (порядков и стандартов)  к оказанию медицинской помощи,
•    а также создание условий (в виде технологических платформ, инновационных кластеров с сетью start-up, государственной финансовой поддержки) для развития наиболее передовых направлений медицины.
В рамках деятельности рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики страны, были разработаны сценарии создания и внедрения отечественных импортозамещающих (воспроизведенных) и инновационных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Прежде всего, импортозамещение будет распространено на лекарственные препараты, вошедшие в стратегический перечень первоочередных для отечественного воспроизводства препаратов и перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также на  приоритетные медицинские изделия и технологии.
Наряду с этим, были выработаны критерии для оценки потенциальной значимости проектов инновационного развития фармацевтики и медицинской промышленности для их поддержки государством.
Разработанные принципы и подходы легли в основу Стратегии развития фармацевтической промышленности и Федеральной Целевой  Программы по развитию фармацевтической и медицинской промышленности, которые были утверждены Правительством в 2010 и 2011 годах.
В этих документах определены приоритетные и первоочередные направления развития российской фармацевтической и медицинской промышленности и пути их реализации, создана концептуальная основа для государственно-частного партнерства, определен стратегический вектор для разработки и корректировки нормативно-правовой базы.
Для реализации разработанных сценариев предложены и утверждены  инвестиционные и инновационные механизмы.  
Безусловно, содействие проведению научных исследований и разработок фундаментальной и прикладной медицинской науки в целях создания новых продуктов и технологий является необходимым условием достижения нового уровня в развитии медицины и здравоохранения.
Повышение финансирования процесса переноса инновационных технологий в практическое здравоохранение позволяет расширить ассортимент новых продуктов в здравоохранении и повысить доступность и потребление современных медицинских услуг.
Учитывая стремительное развитие высокотехнологичной медицинской помощи в нашей стране, указанное направление становится все более приоритетным.
При этом особую значимость приобретает гибкое регулирование вопросов охраны интеллектуальной собственности и эффективной передачи технологий и инноваций.
В Российской Федерации в настоящее время законодательно закреплены положения по защите объектов интеллектуальной собственности (Федеральный закон 2004 г. № 98 «О коммерческой тайне»; четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивающие охрану прав на результаты доклинических и клинических исследований лекарственных средств и медицинских изделий.
С учетом требований  статьи 39 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектульной собственности (ТРИПС),  мы включили в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» дополнительную норму о шестилетнем запрете  на получение, разглашение, использование в коммерческих целях, в том числе для государственной регистрации лекарственных препаратов, данных о результатах доклинических, клинических, фармакологических и токсикологических исследований, представленных заявителем при регистрации лекарственного препарата, без его (заявителя) согласия, а также ответственность за нарушение данного запрета, предусматривающее  приостановление оборота лекарственных средств, зарегистрированных с нарушением описанных выше норм.
Данная норма закона вступит в силу с момента присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Мы надеемся, что дополнительные сроки охраны результатов исследований позволят создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в национальную фармацевтическую промышленность.
Сочетание поощрения научных исследований с созданием благоприятного климата для привлечения инвестиций создадут предпосылки для активного развития инновационной составляющей фармацевтической отрасли, а также фармацевтического направления в научно-технологических комплексах по разработке и коммерциализации новых технологий.
Необходимо отметить, что требования ТРИПС предусматривают гибкий правовой режим защиты объектов интеллектуальной собственности. Так, разные государства-участники устанавливают уровень защиты интеллектуальной собственности в зависимости от соотношения воспроизведений и инноваций в своей экономике. Но это не означает, что права владельцев инновационных продуктов (в частности, оригинальных лекарственных средств) не могут быть защищены.
В связи с этим, особенно велика роль стран БРИКС в разработке гибкой политики, балансирующей интересы в области инноваций и интеллектуальной собственности с активным развитием механизмов эффективной передачи технологий как средства для укрепления потенциала развивающихся стран, которое позволит им создавать эффективные системы здравоохранения.
Странам БРИКС необходимо укреплять сотрудничество в:
•    оценке и регистрации медицинских технологий,
•    создании единой базы данных патентов и цен на наиболее важные лекарственные препараты и медицинские изделия,
•    выработке совместных регуляторных механизмов, в том числе по борьбе с фальсифицированными медицинскими продуктами,
•    поддержке деятельности  международных организаций системы ООН – ВОЗ, ЮНЭЙДС и других.

Развитие общественного здравоохранения на глобальном уровне во многом определяется координирующей ролью ВОЗ в международном сотрудничестве.
Российская Федерация всецело поддерживает инициативы Генерального Директора Маргарет Чен по реформированию ВОЗ, направленные на укрепление роли ВОЗ в управлении глобальным здравоохранением, на повышение прозрачности и эффективности ее деятельности, мобилизацию ресурсов и стратегическую коммуникацию.  
Осознавая финансовые трудности и растущие требования, с которыми сталкивается ВОЗ, Российская Федерация наращивает свою поддержку ВОЗ и вклад в программы глобального здравоохранения.
Россия  последовательно выполняет свои обязательства по содействию в реализации и софинансированию программ  помощи развивающимся странам в борьбе с инфекционными заболеваниями,   такими как ВИЧ/СПИД,  туберкулез, малярия и другие тропические инфекции, полиомиелит, а также в разработке новых вакцин, укреплению международной сети по предупреждению и ликвидации эпидемических последствий стихийных бедствий.  
С 2006 года наша страна является донором Глобального Фонда. За этот период взносы России в Фонд достигли 317 млн. долларов США.
Мы поддерживаем деятельность ВОЗ по обеспечению всеобщего доступа к пандемическим вакцинам. В частности, в 2009 г. Россией была передана технология производства противогриппозных вакцин Таиланду. Ведутся переговоры о поставках противогриппозных вакцин, производимых в России, в страны СНГ и ряд других заинтересованных государств.
Выполняя субрегиональные функции ВОЗ в Центральной Азии и Восточной Европе, Россия обеспечивает единство санитарно-противоэпидемической надзорной системы, осуществляет мониторинг ситуации, поддерживая сеть диагностических лабораторий, оказывает консультативную, методологическую  и образовательную помощь.
В период пандемии гриппа мы обеспечили высокоэффективными отечественными противовирусными препаратами не только население России, но и оказали гуманитарную помощь другим странам СНГ.
В рамках взятых международных обязательств, принятых на встрече глав-государств «группы восьми», Россия активно содействует охране здоровья матерей и детей для достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ) 4 и 5.
Совокупный вклад Российской Федерации в реализацию данной международной программы составляет более 500 млн. долларов США.
По российской инициативе, принята подпрограмма, направленная на проведение в Российской Федерации обучающих  курсов по снижению младенческой и материнской смертности для медицинских специалистов из стран Африки, Центральной и Средней Азии, а также вакцинации детского населения в этих странах российскими специалистами. Всего, в рамках этой  инициативы,  планируется провести более 20 мероприятий за пять лет с общим финансированием до 75 млн. долларов США.
Особым приоритетом для Российской Федерации является всемерная поддержка усилий ВОЗ и ООН в борьбе с социально-значимыми неинфекционными заболеваниями – основной причиной смертности населения нашей страны и многих других стран.
По совместной инициативе Российской Федерации и ВОЗ,  в Москве была проведена Первая Глобальная Министерская конференция по здоровому образу жизни и контролю неинфекционных заболеваний (НИЗ), в которой приняли участие более 800 делегатов из 164 стран-членов ВОЗ.
Мы благодарны Министрам стран БРИК за вклад в проведение Конференции.
Основным итогом Конференции явилось принятие Московской Декларации, которая стала не только политическим документом, но и руководством к действию, позволяющим добиться глобальной приверженности единой стратегии развития в области НИЗ.  
Декларация обосновала  необходимость интеграции мер по формированию здорового образа жизни и профилактике и контролю НИЗ  в глобальную политическую повестку дня,
задала основные направления межсекторальной  деятельности на национальном и глобальном уровнях и
заложила основу для обсуждений проблемы НИЗ  главами государств и правительств на Встрече высокого уровня Генеральной Ассамблеи  ООН в Нью-Йорке в сентябре этого года.

Дорогие коллеги, Министры здравоохранения стран БРИКС!
От того, насколько согласованы будут наши намерения и действия, во многом зависят возможность и сила нашего влияния на выбор и  эффективность реализации ключевых программ глобального здравоохранения, на продвижение инициатив по улучшению доступа к качественной медицинской помощи, эффективным и качественным лекарственным препаратам и медицинским технологиям.
Принятие Пекинской Декларации стран БРИКС, несомненно, положительно отразится на развитии систем здравоохранения наших стран и повысит наш совместный потенциал для помощи развивающимся странам.

Благодарю за внимание!
.

Источник:  Вероника Скворцова, заместитель министра Минздравсоцразвития России

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×