1 Интервью журналу "Медицинский вестник" | Медицина Российской Федерации
Интервью журналу "Медицинский вестник" 02.06.2011

Интервью журналу "Медицинский вестник"

Ежегодно российские вузы готовят более 20 тысяч дипломированных врачей. При этом из года в год практически из всех регионов страны приходят сообщения о катастрофической нехватке медицинских специалистов. О том, почему молодые выпускники не идут работать по специальности, и каковы основные направления государственной кадровой политики в области здравоохранения в интервью корреспонденту «МВ» Татьяне Колбасовой рассказывает директор Департамента образования и развития кадровых ресурсов Минздравсоцразвития России Вадим Егоров.

- Вадим Александрович, какова в целом политика министерства в отношении подготовки медицинских кадров и удержании кадров в отрасли? Планируется ли что-то глобально менять в системе подготовки кадров, учитывая обусловленное демографическими процессами предстоящее сокращение числа выпускников школ, а также уход из отрасли людей старшего поколения?

- Основным приоритетом для нас продолжает оставаться повышение качества подготовки специалистов. Этому вопросу министерство планирует в ближайшие годы уделять наибольшее внимание. В первую очередь, введением с этого года федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Их главное отличие заключается в том, что теперь мы будем четко представлять какими именно навыками и умениями должен обладать студент на том или ином этапе обучения. За счет этого наш выпускник будет получать право на профессиональную деятельность на определенных должностях сразу после окончания вуза, в связи с чем интернатуру планируется упразднить. Новые стандарты будут распространяться на выпускников, которые будут поступать в медицинские вузы с 2011 года. Таким образом, уже в 2017 году выпускники смогут работать в учреждениях первичного звена на определенных должностях без обязательного на сегодняшний день прохождения интернатуры.

Что касается демографического спада и снижения количества абитуриентов, то как показал анализ набора прошлого года, мы практически не столкнулись с этой проблемой. Абитуриентов в медицинские вузы стремится, по-прежнему, много, и это позволяет нам сохранять конкурсный порядок поступления. Очень важно, что в этом году, несмотря на общую тенденцию к снижению контрольных цифр приема, удалось удержать объемы подготовки на уровне 2009-2010 годов. Мы не сокращаем подготовку врачей, прекрасно понимая, что имеются проблемы и с возрастным составом врачей, и с уходом специалистов в другие отрасли экономики.

- Какие проблемы вы видите в подготовке специалистов в медицинских и фармацевтических вузах страны? Соответствует ли, по вашему мнению, ее уровень, международным стандартам?

- Мы продолжаем придерживаться нашей, традиционной, устоявшейся системе обучения, и не переходим на систему «бакалавр-магистр». Важным моментом в ней является то, что мы уже со второго курса обучаем студентов непосредственно у постели больного. Что касается признания наших дипломов за рубежом, то полагаю, что здесь тормозом является скорее не качество подготовки специалистов, а языковой барьер. Тем не менее, часть стран принимает наших специалистов без каких-то дополнительных экзаменов. Сейчас создана рабочая группа Евразийского экономического сообщества, в которое входят Россия, Белоруссия, Казахстан и еще несколько стран. С этими странами мы договариваемся о едином порядке допуска специалистов. Таким образом, выпускник, закончивший вуз, к примеру, в Белоруссии сможет в упрощенном порядке получить право работать на территории Российской Федерации или Казахстана и наоборот. При этом процедура признания диплома остается. Факт, что мы смогли достичь таких договоренностей, свидетельствует о высоком уровне подготовки наших выпускников.

- Каким образом это планируется сделать?

- Необходимость усиления практической составляющей является одной из причин того, почему мы пересмотрели государственные образовательные стандарты: то, что студенты ранее изучали в интернатуре, будет перенесено на шестой год обучения в вузе. Из-за этого мы были вынуждены перенести часть дисциплин на более ранние курсы. Тем самым шестой год обучения будет полностью посвящен практической подготовке.

Однако мы увеличиваем долю практических занятий не только на последнем курсе, но и во всем периоде обучения с тем расчетом, чтобы будущие врачи к шестому году обучения владели всеми необходимыми навыками. Для этого нам придется увеличить количество симуляционных центров и «фантомных» классов. Сегодня они есть уже практически во всех вузах. Правда, пока на них отрабатываются в основном методы оказания первой медицинской помощи. В ближайшее время мы планируем организовать практическую подготовку на таком оборудовании абсолютно по каждой дисциплине.

Это означает, что выпускник, закончивший вуз по специальности «Лечебное дело», сможет работать на должности «врач-терапевт участковый», а выпускник педиатрического факультета на должности «врач-педиатр участковый». В том случае, если он захочет работать в области хирургии, в области акушерства-гинекологии, то после окончания вуза ему придется пройти обучение в ординатуре.

- Выпускники смогут работать только на этих, названных вами, должностях или их список может быть расширен?

- Перечень специальностей будет уточняться в течение ближайших двух лет. Посмотрим, насколько вузы окажутся готовы к реализации этих образовательных программ. Не исключено, что перечень будет расширен за счет таких специальностей как, например, «скорая медицинская помощь».

- В последние несколько лет Минздравсоцразвития очень плотно работает с Советом ректоров медицинских и фармацевтических вузов России? Как в дальнейшем планируется развивать это сотрудничество?

- Позиция министерства заключается в том, что бессмысленно принимать решения, которые не прошли предварительного обсуждения внутри профессионального сообщества. Они просто не будут реализованы. Совет ректоров стал площадкой, на которой мы можем это сделать. Вторая, и еще более важная его задача, заключается в объединении вузов.
Все вузы разные. Есть крупные, в которых обучаются тысячи студентов, есть небольшие. В каких-то из них есть собственные клиники, в каких-то - нет. Наша задача сделать так, чтобы принимаемые нами решения могли быть реализованы во всех учреждениях высшего медицинского и фармацевтического образования без исключения. Нередко вузы сталкиваются с проблемами, касающимися клинических баз, взаимодействия с Минобрнауки России, с контролирующими органами. Когда это выносится на президиум совета ректоров, мы получаем возможность комплексного решения этих проблем, не локально, а системно. Поэтому вопрос целесообразности ректорского совета, сегодня уже не стоит: мы оценили его важность и значимость.

- Прорабатываются ли в министерстве концептуальные подходы к решению проблемы дефицита кадров в сельской местности? Как, по вашему мнению, можно привлечь туда молодых людей и удержать их там?

- Целевой прием – единственный способ. Но нам нужно заставить и субъекты Российской Федерации работать в этом направлении. Потому что сказать выпускникам: «Приезжайте!», недостаточно - никто не поедет. С молодыми людьми, прожившими несколько лет в большом городе, это не работает – им нужна создать инфраструктуру на предоставляемом месте работы и меры социальной поддержки.

- Отработка студентов, отучившихся в рамках целевого приема, одна из самых обсуждаемых проблем в медицинском сообществе. Ведется ли поиск адекватных путей ее решения? Может ли измениться позиция министерства в отношении обязательного распределения?

- Обязательного распределения у нас не может быть по Конституции. И если люди поступают по свободному конкурсу, мы не можем заставить их отработать в том или ином районе. Другое дело студенты, которые поступают в рамках целевого приема. Недавно нами совместно с Минобрнауки России было проведено большое совещание, на котором принято решение о пересмотре договоров, которые заключают субъекты Российской Федерации с абитуриентами. В ближайшее время мы планируем их обновить.

Но не стоит забывать, что возвращение выпускников задача не высших учебных заведений, а властей регионов. Те регионы, которые заинтересованы в том, чтобы вернуть выпускников, оказывают им меры социальной поддержки, предоставляют жилье или беспроцентные ссуды, учитывают желания самого студента и начинают работать с ними еще на этапе младших курсов. С регионами, которыми такая работа ведется, проблем нет. А есть субъекты, в которых нет даже списков студентов, которые были направлены шесть лет назад на обучение.

- Какие решения будут приниматься по развитию профессионального последипломного образования, не планируется ли узаконить накопительную систему бонусов как часть последипломного образования?

- В области последипломного образования у нас традиционно используется система выездных циклов, когда мы дислоцируем врачей в каком-то одном районном центре и привозим туда преподавателей. Эта система действует еще с советских времен, мы считаем ее уникальной и от этой практики отходить не собираемся. По многим причинам мы не можем сегодня собрать врачей и отправить их за тысячу километров в вуз, так как тем самым останется оголенным целый участок их работы. Туда придется отправлять другого специалиста, а он не всегда есть. Конечно же, какие-то навыки, к примеру, новые технологии в радиохирургии невозможно дать без того, чтобы не показать их «вживую».

В то же время, мы активно развиваем дистанционные формы обучения. В данный момент, например, это программы дистанционного обучения самих преподавателей.

- Что даст в отношении подготовки врачей планируемое усиление вузовской науки?

- Вузовской наукой в министерстве занимается отдельный департамент, и я думаю, что этот вопрос лучше адресовать к ним. Однако, что касается студенческой науки, то мы сейчас активно ее развиваем. Мы планируем полностью пересмотреть систему студенческих научных кружков. Сегодня, как правило, их посещают в основном выпускники или студенты старших курсов, стоящих перед выбором специальности. Наша задача привлечь туда студентов, обучающихся на более ранних курсах. Это делается для того, что на шестом курсе молодой человек подходил к выбору специальности осознанно.

- Не могу не задать вопрос по поводу клинических баз. Не секрет, что нередко положение студентов и профессоров в федеральных, региональных, муниципальных клиниках подобно положению «бедных родственников». Планируется ли на законодательном уровне что-то сделать для разрешения этого вопроса?

- Проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который находится в настоящее время на обсуждении в Государственной Думе, содержит в себе понятие клинической базы. Мы очень надеемся, что этот закон в ближайшее время будет принят. И как только он будет принят, мы сможем перейти на использование предусмотренных положениями законопроекта договоров между вузом и больницей, в которой у него расположена клиническая база. То, что сегодня этот вопрос не урегулирован, действительно, нередко ставит преподавателей и студентов в довольно жесткие условия.

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×