1 Справочная информация по законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан РФ» | Медицина Российской Федерации
Справочная информация по законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан РФ» 18.05.2011

Справочная информация по законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан РФ»

С момента принятия действующего сегодня закона «Об Основах» прошло почти 20 лет. В смежных отраслях, затрагивающих вопросы прав граждан в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи. В действующем законодательстве, регулирующем сферу здравоохранения, возник ряд правовых пробелов в сфере охраны здоровья.

 

Введение дефинитивного аппарата

Определение четкого понятийного аппарата крайне важно не только для официальных документов, но и для правильного эффективного выстраивания отношений «врач-пациент». Иногда конфликты и даже судебные разбирательства вызваны тем, что одни и те же термины трактуются по-разному. Их четкое определение – гарантия защиты прав пациентов и соблюдения прав медицинского персонала.

СЕЙЧАС: единственное понятие, закрепленное в законе, «охрана здоровья».

 

Закрепляются основные принципы охраны здоровья граждан

Каждый принцип (по сравнению с действующей редакцией закона) раскрывается отдельной статьей и детализирован. Сам перечень расширен:

  • соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • доступность медицинской помощи;
  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (заключающийся в запрете отказа в бесплатной медицинской помощи человеку при состояниях, угрожающих его жизни, со стороны медицинской организации и медицинского работника, а также отказа в бесплатной медицинской помощи медицинскими организациями, участвующими в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи);
  • соблюдение врачебной тайны;
  • приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан.

Впервые среди принципов охраны здоровья появляется – профилактика. Соответственно, мероприятия по ее проведению входят в систему госгарантий.

Соблюдение этих принципов обязательно для всех лиц и организаций, принимающих участие в организации охраны здоровья граждан и оказании медицинской помощи (в том числе и для частных медицинских организаций).

 

Раскрытие порядка реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации

Раскрывается механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации как в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в зависимости от вида и формы оказания медицинской помощи, так и в рамках оказания платной медицинской помощи. 

Проектом федерального закона предлагается установить управляемый выбор во избежание перезагруженности медицинских организаций и врачей специалистов.

СЕЙЧАС: само право декларировано, но отсутствует  механизм его реализации.

 

Закреплен обновленный подход к классификации медицинской помощи по видам, условиям и  форме ее оказания

1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь, что является новеллой законодательства.

СЕЙЧАС: Нет даже понятия «паллиативная медицинская помощь», соответственно не входила в программу госгарантий, а значит, на нее не выделялось финансирование

 

Впервые определяется такой компонент оказания скорой медицинской помощи, как медицинская эвакуация.

Он определен как комплекс мероприятий по транспортировке человека при соответствующих показаниях с применением лечебных мероприятий и с медицинским сопровождением.

СЕЙЧАС: Не существует единых требований для всей территории России. Из-за этого не всегда во время транспортировки человек получают весь спектр необходимой помощи, что может приводить к неблагоприятному развитию заболевания.

 

Впервые на законодательном уровне предлагается закрепить и раскрыть уже используемые понятия «порядок оказания медицинской помощи» и «стандарт медицинской помощи».

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи будут носить обязательный характер их исполнения на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения).

СЕЙЧАС: Порядки и стандарты носят рекомендательный характер.

 

Конкретизирована медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечения

Четко прописаны ситуации, при которых человек имеет право на реабилитацию за счет ОМС или бюджета. Реабилитация, в том числе и санаторно-курортное лечение, не отдельный вид медпомощи, она может сопровождать лечение на всех этапах оказания медицинской помощи.

Сейчас: правовое регулирование фактически отсутствует, из-за чего механизм получения необходимой помощи сильно усложнен для людей. 

 

Законодательно закреплено понятие редких (орфанных) заболеваний, и гарантии лекарственного обеспечения

Дано определение редких (орфанных) заболеваний, закреплены гарантии лекарственного обеспечения больных редкими (орфанными) заболеваниями, осуществляемого за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, перечисленных на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

При разработке были учтены пожелания и замечания общественных организаций, касающиеся критерия частоты встречаемости заболеваний, несколько расширив его рамки. На базе этого будет утверждаться федеральный перечень заболеваний, которые в России отнесены к редким и орфанным.

СЕЙЧАС: законодательно не урегулировано

 

Закрепляются основы правового регулирования отношений по донорству органов и или тканей человека и их трансплантации

Проектом закрепляются основы правового регулирования отношений по донорству органов и или тканей человека и их трансплантации, которая находит свою дальнейшую соответствующую регламентацию в новом разрабатываемом проекте федерального закона.

Устраняются противоречия, существующие в сегодняшнем законодательстве, в части волеизъявления умершего, содержащего согласие или несогласие на изъятие органов и  (или) тканей из его тела.

Впервые на законодательном уровне в рамках проекта федерального закона будет предусмотрена возможность использования тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, научных и учебных целях в случаях наличия письменного волеизъявления человека.

Сейчас есть лишь упоминание о возможности изъятия  органов и (или) тканей человека для трансплантации.

 

Упорядочен институт медицинской экспертизы.

В проекте федерального закона выделены такие виды медицинских экспертиз как:

  • Экспертиза временной нетрудоспособности;
  • Медико-социальная экспертиза;
  • Военно-врачебная экспертиза;
  • Судебно-медицинская экспертиза и судебно-психиатрическая экспертиза.
  • Новшество -  введение экспертизы профессиональной пригодности и связи заболевания с профессией.

 

Выделен институт медицинского освидетельствования

К видам медицинского освидетельствования проект федерального закона относит освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, психиатрическое освидетельствование,  освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством,  освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности.

Сейчас нет единого для всех стандарта освидетельствования.

 

С 2017 года предлагается замена системы выдачи сертификатов медицинским и фармацевтическим работникам на процедуру аккредитации специалиста

Аккредитация -  определение соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к оказанию конкретных видов медицинской деятельности и медицинских вмешательств в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи либо к осуществлению фармацевтической деятельности в установленном порядке.

Установление переходного периода продиктовано необходимостью обновления программ профессионального образования путем переноса акцента на овладение обучающимися практическими навыками для повышения качества подготовки специалистов, уровень которой должен соответствовать потребностям современной системы здравоохранения.

Проектом федерального закона детально регламентируются особенности практической подготовки медицинских и фармацевтических работников.

Также предусматривается усиление требований и к самим медицинским работникам в целях защиты прав граждан в сфере охраны здоровья.

Сейчас известны случаи, когда медицинский работник, состоя в формализованных или неформальных отношениях с фармацевтической компанией или ее представителем, осуществляет выписку лекарственных средств пациенту с нарушением принципа беспристрастности врача, а также иных требований медицинской этики.  

 

В первые в российском законодательстве предлагается четко определить источники финансового обеспечения сферы охраны здоровья граждан

Принципы сформулированы в отдельной главе законопроекта. При этом разделяются источники финансового обеспечения в рамках Программы государственных гарантий. Впервые  определяется порядок оказания платных медицинских услуг.

Сейчас вопрос предоставления платных медуслуг не регулируется законодательством в полной мере, что приводит к росту объемов платных медицинских услуг, замещению ими бесплатной медицинской помощи, развитию теневого рынка и снижению доступности медпомощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

 

Уточнен круг лиц, имеющих право на доступ к врачебной тайне

Врачебной тайной, как по действующему, так и по новому закону, является сам факт обращения в медицинское учреждение, не говоря уже более серьезных вещах, таких, как диагноз и лечение.

Проблема, которую решает законопроект, состоит в том, что устанавливая в 1993 году круг лиц, которые врачебной тайной оперируют, законодатель исходил из того круга лиц, который тогда был. В 200 4 году, в результате административной реформы, появился  Росздравнадзор, который должен следить за качеством оказания медицинской помощи. Но сейчас он не входит в число органов, допущенных к врачебной тайне, а значит, не может проверить медицинское учреждение, поскольку до сих пор не допущен к врачебной тайне. 

При этом в законопроекте жестко оговаривается, что соответствующие инстанции и лица наравне с врачами обязаны соблюдать тайну.

Сейчас родители или опекуны могут находится при ребенке, но при этом не обеспечиваются ни койко-местом, ни питанием.

 

Предусмотрено повышение возрастного ценза с 16 до 18 лет на право самостоятельно соглашаться, или, наоборот, отказываться на медицинское вмешательство при оказании наркологической помощи

Согласно действующему законодательству, возраст, в котором человек готов самостоятельно принимать решения относительно медицинского вмешательства, составляет 15 лет. Повышение возрастного ценза предусмотрено только при оказании наркологической помощи. Изменение предусмотрено исходя из особой социальной значимости проблемы.

 

При разработке законопроекта  особое внимание было уделено вспомогательным репродуктивным технологиям, так как эта сфера в последнее время активно развивается

Законопроект предусматривает следующие права граждан в области вспомогательных репродуктивных технологий:

право граждан на применение вспомогательных репродуктивных технологий (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток и эмбрионов, а также суррогатного материнства);

право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов
в случаях риска потери способности к воспроизводству в связи с заболеванием и (или) профессиональной деятельностью;

право на получение информации о данных медицинского, медико-генетического обследования донора и его национальности.

Законопроектом, например, предлагается отрегулировать взаимоотношения между потенциальными родителями ребенка и суррогатными матерями, так как в последние годы особенно много исков и судебных разбирательств, связанных, как правило,  с изменением мотивации у суррогатной матери, которая после родов решает оставить себе ребенка.

Сейчас никак не урегулировано.


Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×