1 «Образ и имидж врача в гражданском обществе» Интервью с Евгением Ачкасовым | Медицина Российской Федерации
«Образ и имидж врача в гражданском обществе» Интервью с Евгением Ачкасовым 08.04.2011

«Образ и имидж врача в гражданском обществе» Интервью с Евгением Ачкасовым

- Здравствуйте, Евгений. Вас, не только как практикующего врача-хирурга, но и в качестве Председателя Комиссии по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты РФ чрезвычайно интересует имидж доктора в современном гражданском обществе. Не так ли?

- Добрый день, Наталья! Действительно, Вы затронули чрезвычайно важную и злободневную, на мой взгляд тему – образ врача. Авторитет целителя во все времена и у всех народов был безоговорочно высок. Медицинские проблемы, трагедии пациентов и ошибки врачей, никогда не оставлялись без внимания. Говоря о сегодняшнем дне, нужно отметить и то, что «Здоровье»- национальный приоритетный проект, и состояние модернизации здравоохранения. Тут же мне хочется добавить тот факт, что качество медицинской помощи зависит не только от работы ученых, специалистов практического здравоохранения, менеджеров и политиков. Оно во многом зависит и от созидательной позиции средств массовой информации (СМИ).
- То есть вы хотите отметить, что, СМИ, освещая деятельность учреждения, подведомственного, скажем, Минздрасоцразвития, то моя статья негативно отразится на сохранении здоровья россиян?
- Именно так!
- Евгений, поясните, пожалуйста. Вы хотите сказать, что, если я напишу статью о том, что если в детском саду нарушен санитарно-эпидемиологический режим, врачи не дают клятву Гиппократа, а «Скорая помощь» в черте города застряла в пробке на полтора часа, и назову этот факт преступной халатностью, то мое мнение повлияет на качество медицинской помощи?
- Хороший пример, спасибо, Наталья! Во-первых, вы поместили врача в «центр ответственности» различных проблем. Обозначенные Вами претензии не находятся в компетенции врачей, а значит врачи не могут нести за них ответственность. СМИ и все общество должно понять, что врач может и должен отвечать только за свои врачебные ошибки, допущенные риски для здоровья пациентов и халатность. Посудите сами, детский сад – подведомствен системе образования, эпидемиологический контроль – зона ответственности Роспотребнадзора, в пробках на дорогах врач виновен не более, чем пожарный. А что касается клятвы, не в Гиппократе дело! И еще - в настоящее время нет чёткого законодательного разделения сферы персональной ответственности за качество медицинской помощи. Поэтому все претензии к работе лечебных учреждений и к качеству лечения пациенты высказывают врачам. Одностороннее освещение в СМИ медицинских проблем с поиском скандального сюжета вокруг врача, ещё до завершения медицинской экспертизы или до вынесения судебного решения, во многих случаях приводит к необъективному описанию действительности и вызывает у врачей лишь защитную ответную реакцию. Вот и получается, что создаваемый вокруг медицины фон, в целом, и в хирургии, в частности, напоминает «сводки боевых действий», в которых внимание зрителя и читателя приковывается к чрезвычайным ситуациям. Ведь журналисты работают в ритме «СЕНСАЦИЮ ДАВАЙ!» - и, порою, выдают «на-гора» во всех красках, не скупясь на эмоции и выражения. и формируется негативный образ врача в обществе.

- Действительно, журналисты-новостники, зажатые в определенные нормы «СЕНСАЦИЮ ДАВАЙ!»и, порою выдают сюжеты, не скупясь на раскрашивание фактов и эмоций потерпевших.

Являясь главным редактором журнала, я и сам понимаю действия журналистов, но также я вижу, как такое положение приводит к недоверию, а в ряде случаев и к агрессии общества по отношению к врачам. Это чревато для развития целых отраслей медицины, например трансплантологии. Чтобы улучшить ситуацию с качеством медицинской помощи СМИ и врачи должны интегрировать свою деятельность. Ведь СМИ действительно незаменимы в решении многих сложных, а иногда и трагических ситуаций, зависящих от условий в которых врач вынужден оказывать медицинскую помощь. Эта помощь журналистов крайне необходима не только для врачей, но и для всех граждан страны. Процесс сохранения здоровья каждого жителя России - это целый комплекс взаимосвязанных механизмов, где немаловажна роль самого журналистского сообщества.

О государственной стратегии охраны здоровья граждан
В России заболеваемость населения, а соответственно, и потребность в медицинской помощи на 40% выше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР – это страны Евросоюза, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Мексика). Различие этих показателей достигнуто не только за счет количества врачей и уровня заработанной платы, но и за счет опережающего или профилактического характера стратегии в вопросах охраны здоровья и сохранения трудоспособности. А стратегии этих стран имеют три сходные базовые позиции.
Первая позиция – приоритет деятельности органов здравоохранения и страховых компаний направленный на раннее выявление заболеваний и лечение их на ранних стадиях. Такой подход уменьшает общие показатели заболеваемости и в разы уменьшает количество осложнений, рецидивов. Он экономически выгоден, так как позволяет выделять необходимые средства и на все виды лечения, и на достойную оплату медицинских услуг.
Вторая позиция – чёткое законодательное разделение всех форм прав и мер ответственности в вопросах оказания медицинской помощи населению. Каждый уровень ответственности в этой сфере четко структурирован и конкретизирован. Так, Минздрав несет ответственность за стратегию, за организацию медицинской помощи в регионах и осуществляет надзор за их деятельностью. Лечебные учреждения несут ответственность за организацию медицинской помощи на местах. Медицинские страховые компании разделяют ответственность за качество лечения, оплачивая медицинские услуги, и повышение квалификации персонала. Медицинские учебные заведения несут ответственность за оценку классности (категории) медицинских специалистов, обеспечивая непрерывность их обучения. Профессиональные медицинские ассоциации, вместе с медицинской наукой несут ответственность за содержание подготовки и перечень требований к компетентности специалистов здравоохранения.
Третья позиция – применение информационных технологий, в том числе телемедицины. Благодаря дистанционным образовательным технологиям врачам доступны любая профессиональная информация, возможности коллегиальных коммуникаций и непрерывного обучения.
В отличии от опережающего характера охраны здоровья в странах ОЭСР, в системе здравоохранения России перечисленные позиции не являются приоритетными, несмотря на сделанные шаги в развитии профилактической направленности медицины в последние годы, а медицинская помощь оказывается преимущественно по факту обращения граждан. Стратегия оказания помощи «по обращаемости» преимущественно ориентирована на ликвидацию клинических признаков имеющихся заболеваний. Такая стратегия не обладает резервами, предупреждающими и противостоящими возникновению осложнений, рецидивов и не направлена на лечение заболеваний на ранних стадиях. Поэтому используемая в настоящее время России стратегия оказания медицинской помощи более затратна и менее эффективна для сохранения здоровья пациентов.
Меры принимаемые руководством России по модернизации здравоохранения, в том числе законодательного характера, направлены на повышение качества медицинской помощи и позволяют ожидать значимого улучшения ситуации в стране относительно состояния здоровья граждан России.

О структуре, численности и заработной плате медицинских кадров в РФ
В настоящее время в России на 1 000 человек приходится 4,4 врача, а в странах ОЭСР - 3,1 врача. Однако, заболеваемость, а соответственно, и потребность в медицинской помощи в этих странах значительно ниже.
В России наблюдаются серьезные диспропорции в структуре медицинских кадров. Так, медицинских сестер в России на 1 врача – 2,4. В развитых странах на 1 врача приходится более 4 медицинских сестер и других медицинских специалистов со средним специальным образованием, что позволяет врачам сконцентрироваться на качестве выполнения своих основных обязанностей и их количестве.
Сельские жители в России, и жители отдаленных муниципальных образований в пять раз меньше обеспечены врачами и медсестрами, чем городские жители. Мониторинг состояния здоровья этих групп населения проводится недостаточно.

В России заработная плата врачей в 4-5 раз ниже средней заработной платы в странах Евросоюза и США. Но в этих станах, как и в других странах ОЭРС, оплата работы врача определяется на основании результатов двух показателей, - сохранности здоровья пациентов этого врача и характера динамики их заболеваемости. В первую очередь за этими показателями качества лечения застрахованных пациентов следят страховые компании, они же мотивирует эффективность профессиональной деятельности врача, включая его непрерывное обучение.

О предполагаемой угрозе дефицита медицинских кадров в РФ
Практически все показатели заболеваемости в России продолжают расти, соответственно, растет и потребность в оказании медицинской помощи. Продолжение такой ситуации, без корректив стратегии оказания медицинской помощи населению, в ближайшее годы может привести к дефициту медицинских кадров.
Ситуацию ухудшает и то, что в системе здравоохранения страны количество специалистов пенсионного и предпенсионного возраста составляет 50% от общего количества медицинских кадров. Это означает, что в ближайшее время они будут уходить на пенсию. А вот приход кадров в отрасль будет уменьшаться, из-за демографического провала. Потому что сегодня число поступающих во все ВУЗы, в том числе и медицинские, уменьшилось, соответственно и выпускников в ближайшие пять лет будет меньше.
Более того 30-40% выпускников медицинских ВУЗов не идут работать в медицину, а идут на свободный рынок в другие отрасли экономики, где заработная плата выше, чем у врача.
Представляется необходимым рассмотрение вопроса о возможности восстановления последипломного распределения бюджетных студентов, обучение которых оплачивает государство. Требуется улучшение социального положения врачей.

О квалификации медицинских кадров в Российской Федерации
Качество базового, последипломного и дополнительного медицинского образования определяет квалификацию врачей. В свою очередь, квалификация врачей определяет качество оказания медицинских услуг пациентам. Во всех странах ОЭРС уже более 15 лет используются различные модели непрерывного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Эти модели развивают профессиональную готовность врача, его компетентность, сокращают врачебные ошибки и другие риски для здоровья пациентов.
За рубежом существуют уже в течение 10-15 лет показатели или индикаторы качества медицинской помощи, по которым страховые компании могут достаточно определенно оценить квалификацию врачей, качество медицинской помощи и определить содержание, необходимых форм дополнительного обучения. В России этот мониторинг отсутствует, как отсутствуют эти функции в Уставах российских страховых компаний, а большинство этих показателей качества медицинской помощи не измеряется и не влияет на деятельность страховых компаний.
Ответственность страховых компаний стран ОЭРС за качество медицинских услуг заставляет их контролировать и поддерживать планку профессиональной готовности врачей и оказывать помощь учебным заведениям, которые проводят непрерывное последипломное обучение, определяют и несут ответственность за классность подготовленного специалиста.
В России не развита система непрерывного последипломного дополнительного обучения. Традиционная система последипломного дополнительного обучения с трудом обеспечивает возможность для обучения врачей с периодичностью в 5 лет. Но даже в эти сроки по данным Росздравнадзора, около 15% врачей, т.е. практически каждый шестой врач, не проходил повышения квалификации. А по отзывам курсантов факультетов усовершенствования врачей зачастую курсы повышения квалификации носят формальный характер.
Отмечается понижение уровня научных медицинских журналов при увеличении количества самих журналов и уменьшении интереса к печатным научным медицинским изданиям у врачей. Снижение качества диссертационных работ несомненно подрывает авторитет российской науки в глазах у молодых специалистов, препятствует развитию инновационных технологий в медицине и соответственно не позволяет России конкурировать в сфере медицинских наукоёмких технологий на международном уровне.

О правовой защите и статуса врачей
На данный момент в РФ наблюдается несовершенство законодательной базы, где точно прописаны обязанности, права и статус врача. Но ведь только совокупность прав и обязанностей ведет за собой такое понятие, как ответственность. Только после того, когда будут понятны разграничения ответственности врача, лечебного учреждения, учебного заведения, ветви региональной медицинской власти, страховой медицинской компании и министерства здравоохранения можно говорить, о том какие условия для работы врача ему будут обеспечены и какие требования может предъявлять врачу общество, в том числе СМИ.
Существенно препятствует полноценной правовой защите врача, а также повышению качества медицинской помощи, несовершенство в России института проведения экспертизы качества медицинской помощи и системы подготовки таких экспертов. В связи с чем, проводимая в настоящее время экспертиза не может обеспечить должную объективность оценки качества медицинской помощи.

Об автономности профессиональной деятельности врачей
Всемирная медицинская ассоциация приняла ряд документов, согласно которым врач должен осуществлять свою деятельность автономно. В РФ на данный момент автономности профессиональной деятельности врача не существует.
На протяжении 15 лет в России действуют две общероссийские врачебные организации, до определенного времени активно конкурировавшие между собой и в настоящее время установившие паритетные отношения – это Российская медицинская ассоциация (РМА) и Российское медицинское общество (РМО). При этом РМО в течение почти 10 лет является официальным представителем России во Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) и в течение 6 лет входит в руководящий орган этой организации – Совет ВМА. Вместе с тем, менее года назад в России была создана еще одна врачебная организация – Национальная медицинская палата, которая своим названием не отражает, что она является объединением российских врачей, что не позволяет ей представлять Россию в международном сообществе.
Наличие в России одновременно трёх организаций препятствует выступать России мощным игроком на международной арене в этой сфере и подрывает её авторитет. В тоже время во всех развитых странах национальные медицинские ассоциации представляют серьёзные структуры, позволяющие не только решать вопросы этического и правового характера, определять стандарты оказания медицинской помощи, но и обеспечивают юридическую поддержку врачам, представляя их интересы в соответствующих инстанциях.
В каждой из трёх существующих в России организациях имеются принципиальные различия в моделях врачебного самоуправления и, соответственно, в их уставах, что, безусловно, является фактором, разделяющим врачебное сообщество и не способствующим созданию единой системы врачебного самоуправления и регулирования профессиональной деятельности врачей. Позиции сторон настолько различны, что не остается никаких шансов на их объединение, что несомненно наносит колоссальный вред развитию врачебного самоуправления в нашей стране. Такая ситуация во многом определяется личной позицией и амбициями руководителей этих организаций и неготовностью их диалогу и консолидации во имя общего дела. Вместе с тем, отсутствует осведомленность врачей, причём не только в регионах нашей страны, но и в Москве и Санкт-Петербурге, об идеологии и моделях, которые предлагают данные организации.
Для того чтобы сформировать в России профессиональную автономность врачей, необходимы четыре условия.
Первое условие – принятие политического решение на уровне государства, в соответствии с которым врач может стать субъектом права в национальной системе здравоохранения.
Второе условие – создание единой национальной (российской) медицинской организации, модель и устав которой будет сформирован совместно с Правительством и Министерством здравоохранения и социального развития.
Третье условие – принятие национальной программы о повышении профессиональной готовности и информационной культуры врача, создать для каждого врача условия, расширяющие его информационные и коммуникационные возможности в профессиональной среде.
Четвертое условие – интеграция работы профессиональных медиков со средствами массовой информации, как в вопросе автономной профессиональной деятельности врача, так и в вопросах обеспечения условий для оказания медицинской помощи гражданам РФ на высоком уровне.

Учитывая вышеизложенное, в целях дальнейшего, более полного взаимодействия врачебного сообщества с органами исполнительной и законодательной власти, а также журналистского сообщества, основываясь на предложениях участников «круглого стола», Комиссия по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты РФ предлагает необходимым:
1.Проведение широкого общественного обсуждение, поставленных на Круглом столе вопросов с привлечением к дискуссии средств массовой информации и используя все доступные площадки для дискуссии.
Проведение в Общественной палате РФ и Общественных палатах субъектов РФ общественных слушаний по отдельным вопросам качающимся образа врача в гражданском обществе с подготовкой соответствующих предложений по каждой теме органам исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровня. В первом полугодии 2011 года в Общественной палате РФ провести общественные слушания на темы: «Роль самоуправления врачей в развитии здравоохранения РФ», «Медицинская экспертиза, как основа повышения качества медицинской помощи», «Информатизация в системе здравоохранения РФ: состояние проблемы и пути развития», «Проблемы высшего медицинского образования

Учитывая вышеизложенное, в целях дальнейшего, более полного взаимодействия врачебного сообщества с органами исполнительной и законодательной власти, а также журналистского сообщества, основываясь на предложениях участников «круглого стола», Комиссия по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты РФ предлагает необходимым:
Проведение широкого общественного обсуждение, поставленных на Круглом столе вопросов с привлечением к дискуссии средств массовой информации и используя все доступные площадки для дискуссии.
Проведение в Общественной палате РФ и Общественных палатах субъектов РФ общественных слушаний по отдельным вопросам качающимся образа врача в гражданском обществе с подготовкой соответствующих предложений по каждой теме органам исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровня. В первом полугодии 2011 года в Общественной палате РФ провести общественные слушания на темы: «Роль самоуправления врачей в развитии здравоохранения РФ», «Медицинская экспертиза, как основа повышения качества медицинской помощи», «Информатизация в системе здравоохранения РФ: состояние проблемы и пути развития», «Проблемы высшего медицинского образования.

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

×
×
gillette fusion proglide