1 Полный тариф | Медицина Российской Федерации
Полный тариф 22.03.2011

Полный тариф

<…> Новый закон об обязательном медицинском страховании (ОМС) провозглашает, что теперь медучреждение за оказанные услуги будет получать оплату по полному тарифу. Увы, это - нечто эфемерное
Ведь полный тариф - это стоимость оказанной медицинской услуги по стандарту ОМС, которого у нас нет.
Вместо него мы имеем около 5 тыс. (!) рекомендованных Минздравсоцразвития стандартов, которые можно применять добровольно, значит, они не обязательны. Новые стандарты сейчас разрабатываются на основе европейских образцов, но российская система здравоохранения их не потянет. Мы имеем 3,5 - 3,7% расходов ВВП на здравоохранение за счет государства (бюджет плюс фонд ОМС), а европейцы - более 7%.
Если посмотреть финансово-экономическое обоснование, которое приложено к проекту закона об ОМС, то в нем вся надежда возлагается на федеральный бюджет. Но количество денег на здравоохранение, направляемых из бюджета, в будущем будет сокращаться.
Взамен, по другому новому закону - «Об автономных учреждениях», больницам и поликлиникам разрешается зарабатывать самостоятельно. Автономное учреждение получает госзадание, которое финансируется из бюджета (как правило, местного), а сверх этого медучреждения могут зарабатывать сами. Схема правильная, но дьявол, как всегда, кроется в деталях - в размере госзадания? Оно складывается из тех крох, что выделяются из бюджета.
В сухом остатке cнова получится система, которая не обеспечивает всех затрат на здравоохранение. Автономные учреждения, недополучив финансирование, будут компенсировать его нехватку за счет оказания платных медицинских услуг.
При этом останется и коррупция. Но у нас и без закона «Об автономных учреждениях» и новой редакции закона об ОМС все 90-е и 2000-е годы шло и идет замещение бесплатного медицинского обслуживания платным.
Так в чем тут новизна? В том, что без финансовой подпитки реформа здравоохранения выродится в дальнейший рост размера и объема платных медицинских услуг? Новизна, полагаю, должна быть в том, чтобы госзадание обеспечивало даже самым бедным слоям общества достойный стандарт лечения, повторяющий хотя бы сложившийся опыт Евросоюза, - с конкретным перечнем услуг и доступом к современному медицинскому оборудованию.

При этом надо отдавать себе отчет в неизбежности дефицита бюджета. Ведь никто не обещает увеличивать социальные расходы. В то же время население в силу идущих процессов старения нации болеет больше, в том числе и трудоспособное население, которое надо лечить. А это запрос на рост медицинских услуг, что увеличивает нагрузку на систему здравоохранения. Но денег может быть больше только за счет новой бюджетной политики. Пересмотр бюджета - не медицинская, а общая проблема. Может, все же, как президент США Обама, критикуемый внутри страны со всех сторон, сконцентрировать средства бюджета на системе здравоохранения и образования? Он же это сделал.
Причем на фоне того, что в ближайшие пять лет США не будут увеличивать бюджетные расходы. Американцы сделали свой болезненный выбор, россияне - нет. Долго так не протянем. Полноценная реформа здравоохранения возможна только в комплексе с другими социальными и экономическими реформами.
Сначала надо наладить технологический базис, который не зависит от модели развития здравоохранения, - это информатизация, стандартизация медуслуг и переобучение врачей, а также материально техническая база. Два-три переходных года на это потребуется. Только после выбора модели развития здравоохранения и введения стандартов можно переходить на полный тариф.
И это будет правильно - любое медучреждение платит за коммунальные услуги, электричество, амортизацию оборудования, заработную плату медперсоналу, наконец, пусть и действуют.
Новизна должна быть в том, чтобы даже самым бедным слоям общества был обеспечен достойный стандарт лечения - с конкретным перечнем услуг и доступом к современному медоборудованию.

Возврат к списку

1


Ближайшие мероприятия

&times;
&times;
откалибровать пневматическую подвеску Mercedes W220